Образование единого итальянского государства 1861 года

 

Последние события в Северной Аф­рике и на Ближнем Востоке заста­вили вернуться к известным проблемам отдельных европейских государств, где в силу национальных, религиозных или региональных разногласий с момента их образования были заложены противоре­чия между центральной властью и реги­онами. Как известно, это Великобрита­ния, Испания, Италия, Бельгия и отчасти Франция. Из перечисленных государств лишь Бельгия имеет федеративную фор­му административно-территориального устройства. Остальные же страны имеют заметную тенденцию развития в направ­лении приобретения подобного статуса. Великобритания уже сегодня практи­чески является федеративным государ­ством. То же самое можно сказать и об Испании. Франция пока находится на стадии обсуждения не радикальных мер по преобразованию отношений с Корси­кой.

Что касается Итальянской Республи­ки, то здесь присутствует своя специ­фика по движению в сторону федера­тивных отношений центра со своими отдельными частями. В частности, на сегодняшний день 5 из 20 областей Италии (Сицилия, Сардиния, Фриули-Венеция-Джулия, Валле-д'Аоста и Трентино-Альто-Адидже) обладают правом представительства на заседани­ях центрального правительства, с пра­вом совещательного голоса (в случае с Сицилией - решающего). 14 марта 2011 года Парламентом Италии был принят законодательный декрет №23 от 2011 г. «О муниципальном бюджетном фе­дерализме», который предусматривает распределение доходов центрального правительства по регионам, в частности дохода от НДС, а также ряда налогов на недвижимость. Также необходимо учи­тывать политическую составляющую, а именно принципиальную позицию ряда составляющих правительственную коалицию политических партий, вы­ступающих за федерализацию Италии, предоставление широкой автономии регионам, а также бюджетный федера­лизм. В первую очередь речь идет о пар­тии «Лига Севера». Отличная возможность отправится на семейный отдых с детьми в Испанию по специальному приглашению от клуба Ла Коста в России. Всего за 240 евро вы сможете заказать лучшие апартаменты для четырех человек и насладится всеми прелестями отдыха в Испании!   

Поэтому, чтобы лучше представить сегодняшние реалии Италии, обратим­ся к первоначальному периоду истории образования единого итальянского госу­дарства.

К 1815 году на территории Аппенин­ского полуострова существовало 8 государств: Пьемонт, Ломбардия, Венеция, Папское государство, Королевство Двух Сицилий, а также герцогства Пармы, Модены и Тосканы. Нежелание восста­новленных по итогам Венского конгресса 1815 года правителей данных государств проводить взвешенную политику и сво­евременно отвечать на нужды населения привело к появлению ряда подпольных течений и организаций, ни одна из ко­торых, тем не менее, не видела будущего Италии в унитарном государстве.

В целом, вопрос объединения Италии был на повестке дня политически актив­ной части населения, однако занимал далеко не первое место. Как демократов, так и консерваторов в первую очередь, заботила независимость итальянских государств от внешних сил (в большей степени - Австрии), а также либерализа­ция внутренней политики. Итальянские государства могли стать независимы от Австрии и иметь конституционные свободы и не будучи единым целым. Те же силы, которые частью своей про­граммы считали объединение стран ап­пенинского полуострова, видели буду­щее государство конфедеративным, как минимум федеративным. Конечный ре­зультат процесса объединения стал нео­жиданностью в том числе и для лидеров национального движения.

С момента ухода сил Наполеона с по­луострова имел место ряд событий, кото­рые могли послужить толчком для кон­солидации. Среди них можно выделить как политические, так и экономические изменения, оказавшие значительное влияние на процессы, протекающие в регионе. Политические факторы оче­видны. Это:

-             ослабление позиций Австрии и ее фактическая неспособность кон­тролировать земли, вверенные в ее управление по итогам Венского кон­гресса;

-                  постепенное становление Пье­монта в качестве наиболее развитого ита­льянского государства как в социально-экономическом, техническом и военном плане, так и в вопросе либерализации законодательства и предоставления прав и свобод населению;

-             конфликты восстановленных ре­жимов практически со всеми слоями населения - как с земельной аристокра­тией, так и с рабочим классом и кре­стьянством.

Среди экономических предпосы­лок необходимо отметить абсолютную очевидность взаимной выгоды от от­сутствия границ между государства­ми полуострова, для ведения торговли. Предложенный Пием IX в 1847 году до­говор о свободной торговле между Пап­ским государством, Пьемонтом и Вели­ким Княжеством Тосканским сразу же вызвал интерес Сардинии, Ломбардии, Венеции, предусматривая возможное участие в нем Королевства Обеих Сицилий. Немаловажное значение имела также фискальная политика Австрии, которая облагала высокими налогами подконтрольные ей итальянские терри­тории. Если добавить к этому тот факт, что протяженность железных дорого на территории Пьемонта составляла поло­вину от протяженности на территории всей Италии, становится очевидно, что итальянские государства имели предпосылки к объединению не только ис­ходя из высоких идеалов и политических доктрин, но и учитывая экономические реалии стран региона.

Сам процесс объединения нель­зя назвать единодушным движением имеющего национальное самосознание народа к единой цели. С 1815 года по 1860-е годы имели место революцион­ные движения среди широких слоев на­селения, однако они в большей степени предполагали выдвижение социально-экономических требований, а также из­гнание иностранных правителей с тер­риторий итальянских государств. Ряд попыток всенародных революций в наи­более крупных городах Италии в 1848­1849 гг показал наличие разногласий между двумя предполагаемыми лидера­ми национального движения - королем Пьемонта Карлом Альбертом, который ввел войска в Ломбардию для поддержки народного восстания против Австрии, и Папой Пием IX, резко осудившим дан­ный шаг.

Необходимо отметить существенные социо-культурные различия между на­селением итальянских государств в тот период: лишь 2,5 процента населения говорило на итальянском языке, осталь­ная же часть общалась исключительно на местных диалектах, кардинально от­личавшихся от итальянского2; население в большей степени ассоциировало себя с городами, нежели с регионами, не гово­ря уже о нации; особо острые противо­речия наблюдались на юге, в частности на Сицилии, где идеи о будущем един­стве с представителями центральной и северной Италии даже не рассматрива­лись.

Риссорджименто можно рассматри­вать скорее в контексте удачной экс­пансионистской политики Пьемонта, присущей Савойской династии, нежели стремления к консолидации народных масс. В конечном итоге, большая часть земель была присоединена благодаря военному гению Джузеппе Гарибальди, в одиночку захватившего весь юг Ита­лии, и дипломатическим способностям Камилло Кавура, которые позволили Пьемонту воспользоваться междуна­родной обстановкой и зафиксировать новые приобретения, не нарушив инте­ресов ни одной из ведущих держав того времени, за исключением, естественно, Австрии. Новое государство на первых порах будет строиться по принципу распространения и насаждения права, а также системы государственного управ­ления Пьемонта в отношении остальных регионов. Изначально первыми лицами регионов назначались исключитель­но представители Пьемонта, что особо ярко проявлялось на Сицилии, где сна­чала местная элита была практически лишена доступа к исполнительной и су­дебной властям.

За 150 лет Италии удалось обрести национальное самосознание и, проведя аналогию со словами наследника Кавура на посту Премьер-министра Италии, Массимо Д'Азельо, «создав Италию, соз­дать итальянцев». Федерализация Ита­лии в современных условиях - это ни в коем случае не угроза ее территориаль­ной целостности и единству. Более того

-    это защита от будущих потрясений и возможных распадов.

 

11 июля 2012 /
Похожие новости
 Политика "Невеликих держав" европейского союза в Центральной Азии. Часть 1
Данная работа является введением в систему права Италии. В книге рассматриваются история развития итальянского права в рамках гражданско-правовой традиции и его место в семье правовых систем,
      Книга Лилианы Сайу, профессора факультета политических наук университета в Кальяри, является еще одной попыткой интерпретации внешней политики объединенной Италии на протяжении
    Для понимания внутренней и внешней политики Венгрии 20-30-х годов ключевым моментом является установка правящего класса на пересмотр статей Трианонского договора (1920 г.) и
  В последние годы мы стали свидетелями исчезновения целого ряда стран вместе со своими флагами.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: