Из истории экономических отношений между Великобританией и Италией (1922-1929 гг.)

До Первой мировой воины Италия являлась для Великобритании традиционно экономическим и стратегическим партнером. Развитие торговли и финансовый отношений с Италией предоставляло Великобритании возможность сохранять свое присутствие в водах Средиземноморья. Британские власти фактически регулировали судоходство по Суэцкому каналу и Гибралтарскому проливу: оба выхода из Средиземного моря находились под британским контролем.

Первая мировая война кардинально изменила расстановку сил на мировой арене. Великобритания утрачивала надежду на лидирующую роль в мировой экономике: ее потеснили США и Япония. Доля английских зарубежных инвестиций сократилась на четверть, Лондон утрачивал монополию международного финансового центра, а в международной торговле и финансовом обороте фунт стерлингов стал оттесняться американским долларом. Все это побуждало Великобританию к более активным действиям на рынке экспорта капитала и изменению финансовой политики.

Италия, оказавшаяся после Первой мировой войны страной «побежденной среди победителей», со своей стороны тоже была крайне заинтересована в развитии экономических отношений с Великобританией: на ее долю приходилось более 21 % итальянского экспорта и 32 % импорта. Слабая итальянская экономика находилась в определенной зависимости от поставок британского угля, необходимого ей для развития тяжелой промышленности в условиях становления фашистского режима. Внутренний государственный долг Италии возрос до 49,9 млрд. лир. Внешний долг был равен 1,648 млн. дол, а согласно достигнутым международным договоренностям сумма в 2,407 млн. дол должна была выплачиваться в течение 60 лет.

Из истории экономических отношений между Великобританией и Италией (1922-1929 гг.)

Муссолини, подчеркивая «особые отношения» между двумя странами, пытался заручиться поддержкой Великобритании как одной из влиятельных держав Антанты. Ослабленная после войны Германия не рассматривалась фашистским режимом в качестве политического и экономического союзника вплоть до прихода Гитлера к власти.

С 1922 г. (приход к власти фашистского правительства Муссолини в Италии) по 1929 г. (начало мирового экономического кризиса) Бали и Италия предприняли попытку установления и развития двусторонних экономических отношений в рамках различных моделей общественно-политического развития - авторитарной и демократической.

Удержание экономического могущества Великобритании было невозможно без изменений финансово-экономической политики, стойкого курса валюты. Решение этой проблемы английское правительство видело в восстановлении золотого стандарта фунта стерлингов, которое отразилось не только на роли Великобритании в мировой экономике, но и на финансовой системе Италии.

В период Первой мировой войны Великобритания и Италия вынуждены были отказаться от золотого стандарта национальных валют. В Великобритании еще в 1918 г. Комитет Канлифа утверждал, что необходимо не только официально зафиксировать золотое содержание фунта стерлингов, но и сохранить его золотой паритет на довоенном уровне. Доходы от довоенных займов Великобритании находились в прямой зависимости от курса фунта стерлингов.

После окончания войны в Великобритании и Италии наблюдалось, хотя и на разной политической основе, усиление вмешательства государства в валютную сферу. Если в эпоху капитализма свободной конкуренции такое вмешательство ограничивалось проведением дисконтной и девизной политики, то в 1920-е гг. в арсенале регулирующих мероприятий правительств Великобритании и Италии появились денежно-кредитные и финансовые методы воздействия на хозяйственную конъюнктуру, в том числе на валютные отношения. Период «капиталистической стабилизации» дал возможность обеим странам провести финансовые реформы, приведшие к изменению денежной системы и валютных курсов, введению новых денежных стандартов.

Решение о восстановлении золотого стандарта фунта стерлингов консервативное правительство С. Болдуина «объявило миру» 28 апреля 1925 г. Курс фунта был установлен на довоенном уровне - 4,86 дол. США. Великобритания отказалась от довоенного золотомонетного стандарта, на смену которому пришел золотослитковый. Это событие в тот же день нашло отражение в донесениях итальянских представителей римского посольства своему правительству из Лондона.

Правительство Муссолини зорко следило за событиями в Великобритании. Внешнеэкономическому курсу Италии, в частности ее финансовой политике, успешно способствовала деятельность итальянских дипломатов и агентов. В документах итальянского министра финансов Дж. Волпи содержатся отчеты о состоянии английской экономики, которые представитель Министерства финансов Италии М. Монтефорте передавал из Лондона. О важности для правительства Муссолини подобной информации свидетельствует тот факт, что все донесения направлялись прямо в Министерство финансов Италии и были адресованы лично министру - графу Дж. Волпи. В секретариат председателя Совета министров Италии направлялись донесения и за подписью некоего Ф. Торретто.

В своих донесениях итальянцы: подчеркивали, что это было не просто восстановление золотого стандарта фунта стерлингов, а «абсолютно новый стандарт», отличный от довоенного. Дело в том, что золотой стандарт не был введен в прежнем виде и частное лицо больше не могло обменять денежные купюры на золотые монеты идентичного номинала.

Золотой запас Англии с 1925 г. сосредоточивался в золотом эмиссионном банке и в пяти крупнейших международных банках.

В 1925 - 1931 гг., когда действовал фиксированный курс, произошло искусственное завышение паритета, который заведомо обрекал Великобританию на серьезные внешнеторговые потери из-за неконкурентно высоких цен на экспортную продукцию.

Восстановление золотого стандарта фунта стерлингов привело к еще большему разрыву между ростом государственных расходов и источниками их покрытия. От этой политики в наибольшей степени выиграли крупные финансисты, владельцы большого пакета ценных бумаг. «Финансовые круги получили дополнительно 1 млрд. ф. ст. Реальная стоимость государственного долга увеличилась приблизительно на 750 млн. ф. ст.».

Вместе с тем восстановление золотого стандарта способствовало активизации рынка ценных бумаг: держатели их могли рассчитывать на значительную прибыль. По сообщению Монтефорте, в 1927 г. «рынок государственных процентных бумаг в Великобритании был особенно активен, котировка ценных бумаг продолжала возрастать. Среди ценных бумаг наибольшая процентная ставка - 5 % была у "Военного займа" и 3,5 % у "Конверсионного займа"».

С восстановлением золотого стандарта платежный баланс государств, то есть сводный счет, показывающий итог финансовых операций с внешним миром (сумма платежей из-за рубежа минус сумма платежей за рубеж), в послевоенном мире приобрел большую «подвижность», ставшую результатом «перекачки» золота из стран со «слабым» (отрицательным) балансом в страны с «сильным» (положительным) балансом. Вектор развития торговли смещался в сторону стран, обладающих мощным платежным балансом.

Великобритания не имела возможности изменить вектор торговли в свою пользу, поскольку восстановление золотого стандарта на довоенном паритете привело к увеличению цен на товары, предназначенные на экспорт, следствием чего стало снижению объема торговли.

Ответственность за финансовую политику и ее социальные последствия возлагали на кабинет партии консерваторов С. Болдуина. В 1927 г. в центре внимания критиков оказался вопрос «расходов государства», в частности, увеличения расходов на «общественные нужды».

Одной из мер для стабилизации английской финансовой системы являлась бюджетная политика. Сокращения дефицита бюджета можно было достигнуть путем уменьшения затрат на социальные нужды и увеличением налогообложения, а также за счет новых источников его пополнения. Так, в 1918/19 финансовом году дефицит бюджета Великобритании составлял 1 690 млн. ф. ст., а в 1919/20-м г. - 326 млн. ф. ст. Бюджет 1920/21 финансового года впервые имел профицит.

Подоходный налог в Великобритании, равный в 1920/21 финансовом году 6 шил., в межвоенный период не опускался ниже 4 шил. Косвенные налоги (например, на табак, спиртосодержащие товары, нефть, моторные масла) оставались высокими . Система налогообложения населения в межвоенный период была регрессивной для категорий с наименьшим уровнем дохода и прогрессивной для категорий с наибольшим годовым доходом. Пропорции между прямыми и косвенными налогами изменялись: в довоенный период прямые налоги составляли 57,5 %, в 1917/18 финансовом году - 82,7 %; в 1920/21-м г.- 68,2 %. Этот уровень снизился лишь к 1931/32 финансовому году.

 

03 июля 2012 /
Похожие новости
 Политика "Невеликих держав" европейского союза в Центральной Азии. Часть 1
Управление финансами
    Для понимания внутренней и внешней политики Венгрии 20-30-х годов ключевым моментом является установка правящего класса на пересмотр статей Трианонского договора (1920 г.) и
    На протяжении последних десятилетий Великобритания (по крайней мере, сре­ди высокоразвитых стран) является одним из самых ярких примеров успешной мо­дернизации национальной
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: