Политический плакат гражданской войны в Испании (1936-1939 гг. как средство визуальной пропаганды)

Пропаганду определяют обычно как «целенаправленное и систематическое стремление формировать восприятие, манипулировать знаниями и направлять поведение для достижения реакции, способствующей реализации желаемой пропагандистом цели». Плакат - вид графики, броское изображение на крупном листе с лаконичным пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат также может выступать средством политической пропаганды.
Пропаганда квалифицируется по средствам и формам конечного психологического восприятия: печатная, визуальная, аудиовизуальная, наглядная и другие формы. Плакат и листовка - яркие примеры визуальной пропаганды. Глаз, как известно, занимает особое место среди всех органов чувств: если принять за 100% всю информацию, которую воспринимает человек, то на долю зрения придется до 80% информации, получаемой организмом извне. Другой особенностью плаката (помимо эффективности воздействия на сознание) как объекта психологического воздействие является наличие на его основном поле броской надписи - девиза, призыва, констатации или иного положения с запросом на ответное действие.
Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. была вызвана сугубо внутренними причинами, но разгорелась она в условиях поляризованной Европы второй половины 1930-х гг. Интернационализация конфликта только усилила эту тенденцию. Активную помощь Республике оказывал СССР. Фашистская Италия и нацистская Германия приняли участие в вооружённой интервенции на стороне испанских националистов. Великобритания и Франция заняли позицию «невмешательства» в дела Испании (при реальной активной роли в испанском вопросе).

При исследовании проблем пропаганды в Гражданской войне в Испании 1936-1939 гг. плакаты можно выделить как один из массовых источников. В настоящее время в широком доступе отсутствуют обобщающие альбомы испанских плакатов времён Гражданской войны 1936-1939 гг. Значительные возможности предоставляет Интернет, но часто электронные ресурсы способны обеспечить лишь фрагментарный, даже хаотичный и недостаточно систематизированный вариант ознакомления с плакатами и рисунками, без соответствующего информационного сопровождения, особенно когда на них изображена клюшка salming.
Целый ряд плакатов испанской Республики посвящён борьбе с фашизмом и его проявлениями в ходе гражданской войны. В этом смысле показателен плакат «Это фашизм!» (1936 г.). Заглавие данного графического произведения представлено в виде выполненных кистью строк, краска стилизована под кровь с простой и понятной надписью «Это фашизм!». На переднем плане изображена свастика -собирательный образ фашизма вообще, а не только немецкого, нацистского его варианта. 
Ещё более последователен плакат «Сокруши фашизм!» (1936 г.), ему также присуще чёрно-белое цветовое решение. Нога в каталонской крестьянской сандалии занесена над распростёртым символом нацизма: в данном случае авторы пытались передать определённый классовый подтекст ситуации - против интервенции сражается большинство трудового народа - фашизм не должен победить. Следует обратить особое внимание на один из широко тиражируемых плакатов времён гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. - «Националисты» (1937, 6 цветов). Его можно отнести к жанру карикатуры. Главная идея произведения - показать непосредственную связь испанских националистов с католической церковью, с одной стороны, и интервентами - с другой. Каждый персонаж поля плаката олицетворял силы, помогавшие мятежникам. В центре плаката - сатирическое изображение католического епископа. Католическая церковь поддерживала мятежников - «оплот цивилизованности и христианства в Европе». Слева изображён военный в форме, стилизованной под итальянскую. На заднем плане - две фигуры марокканских интервентов.
Как известно, с сентября 1936 г. в Лондоне стал функционировать Комитет по невмешательству в гражданскую войну в Испании. Эта нелегитимная международная организация включала в себя 27 стран и ставила перед собой задачу урегулирования испанского конфликта без применения силовых методов. С её помощью коалиционные правительства Болдуина (1935-1937), Чемберлена (1937-1940) в Великобритании и правительства Народного фронта Блюма (1936-1937), Шотана (1937-1938) во Франции, следуя во внешней политике курсом «умиротворения», фактически способствовали «удушению» испанской Республики.

Политический плакат гражданской войны в Испании (1936-1939 гг. как средство визуальной пропаганды)
Интересен в этом плане плакат «Удушение испанского народа. Истинная цель за спиной нейтралитета» (1937 г.). Плакат оформлен в трёх цветах - белый, зелёный, коричневый. На нём схематично изображены Иберийский полуостров, Европа, Америка, Африка. Условность содержания плакатного рисунка проявилась и в том, что на месте, где должны быть Пиренеи, изображён пролив, отделяющий Испанию от Европы и от всего мира. Основная мысль данного художественного и конструктивного решения - подчеркнуть оторванность, изолированность испанской Республики - как в экономическом, так и в дипломатическом смысле, её обреченность почти в одиночестве вести борьбу с мятежом и фашистской интервенцией.
Противоположны по смыслу и по общему направлению пропагандистского воздействия - республиканские плакаты, посвящённые помощи со стороны СССР и ряда благотворительных и антифашистских международных организаций. Такую идею содержит плакат «СССР. «Комсомол». Благодарны вашим пожертвованиям» (1936, 3 цвета). Как известно, советский теплоход «Комсомол» - один из кораблей, принимавший непосредственное участие в транспортировке грузов для Испанской республики (в 1937 г. был потоплен). Кроме того, в СССР организовывались кампании сбора средств в пользу республиканской Испании - о чём и сообщалось в поле плаката. Изображение также включает в себя эмблему советских ВМС, и удаляющегося в море корабля.
В качестве типичного произведения визуальной пропаганды националистов можно привести плакат «К армии: хлеб, страна, справедливость» (1938 г., 3 цвета) (Приложение 4). На листовке присутствуют символы католических королей (а также «фаланги») - объединителей Испании - ярмо и 5 скрещенных стрел. Краток и понятен призыв, помещённый в плакатном поле. В цветовом оформлении использованы лишь наиболее запоминающиеся цвета - красный, чёрный, белый. Запечатленная рука сжимает винтовку - символ борьбы, аллегорическое представление вооружённых сил националистического лагеря. Сходен по общему мотиву плакат «Голос фаланги - голос Испании» (1939 г., 3 цвета) - надпись в его поле особенно подчёркивает основную идеологему националистов - единство Испании. В обрисовке присутствует цветовая гамма флага франкистской Испании - красный и жёлтый цвета.
Визуальная плакатная пропаганда националистического лагеря также была направлена на «демонизацию» противников, «отождествление» законного правительства Народного фронта с «большевиками», «варварами» и т.д. Стиль листовок франкистов отличает патетичность, возвеличивание личности испанского «каудильо» - Франко, зачастую популистские лозунги, использование в плакатной живописи символики «фаланги» (партии объединявшей всех правых радикалов), обращении к историческому прошлому - прежде всего, к эпохе окончания Реконкисты и католических королей (конец XV в.).

Политический плакат гражданской войны в Испании (1936-1939 гг. как средство визуальной пропаганды)

Таким образом, пропагандистская составляющая плакатной живописи времён войны 1936-1939 гг. в Испании весьма интересна и поучительна. При аналитическом обзоре отдельных групп республиканских и франкистских плакатов можно вычленить ряд пропагандистских приёмов и методов, психологических закономерностей, примененных для придания тому или иному графическому объекту большей эффективности воздействия на сознание конечных адресатов/реципиентов. Это - «отождествление», «демонизация», «апелляция» (к жалости, состраданию, совести, национальному чувству, здравому смыслу), конструирование «образа врага», «указание», символичность и аллегоричность, карикатурность изображения. Что касается конкретных приёмов достижения пропагандистского эффекта, то ими становились умело подобранная цветовая гамма, создание выразительных, запоминающихся образов, собирательные аллегории, указание на масштабность, глобальность событий (использование иностранных флагов, схематичных карт), устойчивых позитивных или негативных образов, сознательная лаконичность текста и открытый популизм. Значительному числу графических объектов времён Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. присущ определённый универсализм и значительная степень экспрессии и пропагандистского воздействия.

31 декабря 2011 /
Похожие новости
  Главное содержание международного аспекта гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. составляла политика «невмешательства» в события на Пиренейском полуострове. Фашистские страны,
    В первой половине XX в. во Франции постоянно прожива­ло несколько миллионов эмигрантов. Немецкие писатели-антифа­шисты, эмигрировавшие в эту страну, создавали свои союзы и
Образ Испании, сложившийся за последние годы, разительно отличается от прежнего, а вместе с этим изменились и подходы к изучению истории страны. Исмаэль Сас Кампос в вводной статье «Динамизм и
      После Октябрьской революции фашистские партии стали возникать по всей Европе. Казалось, что их появление в различных европейских странах – это естественная
Некоторые фотографы, такие как Марк, любят делать фотографии, а потом в графическом редакторе превращать их в HDR фотографии. Марк из Испании, и у него удивительный талант к съемке архитектуры. Вот
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: