Проблемы безопасности в Европе

Политическое руководство Испании и России в конце ХХ - начале XXI в. большое внимание уделяло проблемам создания общеевропейской системы безопасности и сотрудничества в Европе.
В Испании отмечали, что в середине 90-х годов после окончания периода холодной войны стали все ощутимее проявляться собственные национальные интересы отдельных стран Запада. Если раньше перед лицом общей угрозы с Востока, объединяющим фактором были наднациональные или коллективные интересы, то теперь национальный аспект все в большей степени дает о себе знать. Развитие собственной политики безопасности и обороны в рамках ЕС рассматривалась в Испании в 2000-е годы в качестве ключевого направления интеграции, формирования политического союза и превращения Евросоюза в крупного авторитетного и дееспособного игрока на мировой арене.
Лиссабонский договор (2009 г.), несомненно, является существенным шагом вперед в развитии и структуризации политики ЕС в сфере безопасности и обороны, но в то же время оставляет за скобками большой перечень вопросов, ответы на многие из которых может дать лишь практика. Первое изменение, которое вносит Лиссабонский договор, терминологическое: Европейская политика и безопасности и обороны (ЕПБО) заменена Общей политикой безопасности и обороны (ОПБО).

 

Проблемы безопасности в Европе

Вопрос о формировании европейской оборонной идентичности приобрел важное значение еще в сере-дине 90-х годов. После событий в Боснии и Герцеговине, а также в Косове, когда стало очевидно, что страны ЕС не способны управлять кризисными ситуациями, Испания наряду с другими европейскими государствами начала придавать большое значение идее создания сил быстрого реагирования Союза.
Испанские военнослужащие находились по решению ООН в Афганистане с мая 2002 г. для выполнения гуманитарной миссии - обеспечение безопасности при проведении парламентских выборов в этой стране.
В начале 2004 г., когда формирование контингента СБР уже завершилось, ЕС взял на себя еще одну функцию на Балканах - командование Международным миротворческим контингентом в Боснии и Герцеговине (СФОР), которое ранее также осуществлялось структурами НАТО. Численность, вооружение и подготовка этих сил, по мнению военных экспертов ЕС, должны были быть такими, чтобы при необходимости они могли участвовать в урегулировании двух кризисов одновременно. Главными аспектами деятельности СБР провозглашались:
1. гуманитарное вмешательство после природных катаклизмов;
2. миротворческая деятельность в случае возникновения вооруженного конфликта;
3. наблюдение за территориями для поддержания мира и предотвращения кризиса.
Формирование СБР имело свои особенности. Присутствие испанского воинского контингента за границей руководство Испании всегда рассматривало как одно из условий реализации внешнеполитической стратегии государства. Испанцы активно участвовали в работе НАТО, а также других европейских военных структурах: Еврофора, Марфора.
В связи с возникшей острой нехваткой личного состава (в том числе для службы за границей) после перехода (1998 г.) испанской армии на профессиональную основу вопрос ее комплектования стал одной из главных проблем, от которой зависел международный престиж Испании. Тем не менее, дедовщина в армии остается актуальной проблемой на современном этапе развития вооруженных сил. 
Что касается событий, связанных с кризисом в Ливии в 2011 г., то испанское руководство поддержало резолюцию Совета Безопасности от 17 марта 2011 г. ООН № 1973 «О положении в Ливии», предусматривающую установление над Ливией бесполетной зоны. В своем специальном выступлении в конгрессе депутатов, посвященном вопросу участия испанских военнослужащих в международной коалиции, Сапатеро отметил гуманитарные цели начавшейся операции. По его словам, «международное сообщество не может оставаться безучастным перед лицом трагедии, когда диктаторский режим уничтожает собственный народ». Необходимо отметить, что испанское руководство в 2009 г. приветствовало инициативу Президента России Д.А.Медведева о подготовке юридически обязывающего Договора о европейской безопасности и выразило заинтересованность в участии Испании в Контактной группе по разработке этого документа.

Проблемы безопасности в Европе

По мнению руководства Испании, серьезный договор по проблематике безопасности на Евро-Атлантическом пространстве давно назрел, так как ее архитектура является во многом продуктом прошлого. Несовершенство существующих структур безопасности четко проявилось, по мнению испанцев, в событиях вокруг Косова, Абхазии и Южной Осетии. Испания не обладает таким оружием, но поддерживает соответствующие положения концепции из солидарности с союзниками. Вместе с тем испанская сторона удовлетворена тем, что документ вполне отражает желание НАТО содействовать разоружению, борьбе с распространением ядерного оружия. В Мадриде также хотели бы, чтобы больший акцент делался на вопросах сотрудничества альянса со странами Средиземноморского региона, исходя из его значения для обеспечения безопасности Европы.
Сближение НАТО с Россией и взятый в Лиссабоне (2010 г.) курс на стратегическое партнерство в Испании восприняты весьма положительно. В работе над концепцией испанская сторона последовательно настаивала на фиксации отношения к России как к партнеру. Напомним, что Президент России Д.А.Медведев (20 ноября 2010 г.) принял участие в заседании Совета Россия - НАТО на уровне глав государств и правительств на тему: «Следующие шаги в сотрудничестве России - НАТО».
Глава российского государства представил свои предложения по выстраиванию дальнейшего взаимодействия России с Североатлантическим альянсом. По итогам заседания Совета Россия -НАТО было принято совместное заявление глав государств и правительств стран-членов Совета. В документе, в частности, отмечалось, что безопасность всех государств в евро-атлантическом сообществе неделима, а безопасность НАТО и России взаимосвязана. Стороны намерены укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом, пиратством, наркоугрозой, в том числе на афганском направлении.
Кроме того, Совету Россия - НАТО было поручено разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Правительство Испании приветствовало достигнутую в Лиссабоне договоренность продолжить обсуждение вопросов сотрудничества в области противоракетной обороны.
Необходимо в связи с этим отметить позицию России по вопросам противоракетной обороны, высказанную в послании Президента России Д.А.Медведева главам государств-членов Совета Россия - НАТО. В этом документе, в частности, подчеркивается, что Лиссабонский саммит СРН (20 ноября 2010 г.) открыл возможности для выстраивания стратегического партнерства, основанного на принципах равноправия, неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости.
Правительство Испании создало специальную комиссию в рамках министерств обороны и иностранных дел с целью изучения возможных последствий американской инициативы. Характерно, что обеспокоенность России планами США по развертыванию элементов ПРО в Польше и Чехии полностью разделил бывший премьер-министр Испании Ф.Гонсалес.
В связи с этими обстоятельствами важно упомянуть, что 8 июня 2011 г. в Брюсселе состоялось заседание Совета Россия - НАТО, на котором в результате встречи глав военных ведомств фактически завершился процесс восстановления связей, пострадавших в результате войны в Закавказье (август 2008 г.). На встрече Президента РФ Д.А.Медведева с участниками заседания Совета Россия - НАТО и Генсеком НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном (Сочи, 4 июля 2011 г.) вновь велись переговоры по со-зданию совместной ПРО в Европе.
Проблемы безопасности в Европе
Испанский премьер-министр Х.Л.Родригес Сапатеро считает, что в области европейской безопасности основные угрозы для Европы и самой Испании исходят не с Востока, а с Юга.
Прежде всего это проблемы, связанные с терроризмом, нелегальной миграцией, ростом антизападных настроений в мусульманском мире. В связи с этим необходимо добиваться сосредоточения именно на этом направлении внешнеполитических и оборонных усилий НАТО.
Подводя итог изложенного, стоит еще раз отметить, что Испания в течение последних лет приобрела опыт участия в мероприятиях, проводимых НАТО, в том числе в миротворческих операциях. При этом Мадрид будет оставаться одним из лояльных партнеров в рамках Североатлантического альянса. В то же время это не означает, что испанское руководство откажется от активного продвижения собственных национальных интересов, конечно, не будет высказывать собственное видение вопросов европейской безопасности.

14 декабря 2011 /
Похожие новости
  После окончания конфронтации Восток — Запад объединенная Германия теоретически могла попытаться снова претендовать на роль одной из великих держав Европы. Однако Германия не проявила
      Старший научный сотрудник Отдела Западной Европы и Америки ИНИОН РАН Иракский кризис, продолжающийся с лета 2002 г., стал важным событием международной жизни начала нового века.
Уходит в прошлое одно из слагаемых внешнеполитической идентичности Франции неучастие в военной организации НАТО и стремление к автономной (от США) европейской обороне и безопасности. Франции так и
    Особым внешним ориентиром Испании и Португалии являются Соединенные Штаты Америки. Образ Америки в сознании испанцев и португальцев противоречив. Конечно, иберийские народы гордятся
  Взаимодействие России и Западной Европы в области безопасности вызвано глобальными изменениями международной ситуации в конце XX - начале XXI вв. Многочисленные угрозы, обусловленные
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: