Македонцы в Эллинской лиге 224 г. до н.э.

В конце III в. до н.э. в Греции шла Клеоменова война между Спартой и Ахейским союзом. Потерпев ряд поражений, ахейская федерация была вынуждена обратиться за помощью к Македонии, хотя несколькими годами ранее ахейцы приложили все усилия, чтобы свести македонское влияние в Греции к минимуму. Полибий сообщает, что на синоде в Эгии осенью 224 года была образована Эллинская лига, в которую вошли ахейцы, македонцы, фокидцы, локры, фессалийцы, эпироты, а македонский царь Антигон Досон стал главой лиги. Данный факт отрицает только Р. Эррингтон , который предполагает, что до зимы 223/2 года в составе союза находились только Антигон Досон и Ахейская федерация, которые воевали со Спартой, о других союзниках упоминаний в связи с военными действиями нет. Однако, отсутствие сведений не означает, что в заключении союза 224 г. другие государства не участвовали.

Примечательно, что союз не был заключен под давлением Досона, царь не присваивал себе гегемонии. Антигон воспользовался приглашением, но сам не проявлял инициативы расширения македонской власти в Греции . Нельзя говорить, что македонский царь ясно представлял в 224 г. как далеко он продвинется в деле восстановления македонского контроля и какую степень этого контроля следовало установить. Неправомерно также утверждать, что Ахайя стала зависимой от Македонии. Напротив, Македония вошла в  
объединение как союзная держава. Зависимые от Македонии государства и союзники Ахейской федерации, вероятнее всего, должны были присутствовать в Эгии и присоединиться к новому договору.
Единого списка членов нового союза в источниках нет, есть разрозненные упоминания, которые порождают множество предположений и споров. В частности, точно не известно, посылали ли сами македоняне своих представителей в совет. Дело в том, что Полибий упоминает македонцев отдельно от царя лишь один раз. Эллинская лига 224 г. имела довольно много схожих черт в структуре и организации с двумя союзами конца IV в. Коринфской лигой 338 г., созданной Филиппом II и союзом Антигона Одноглазого и Деметрия Полиоркета, заключенного с греками в 302 г. Однако в предшествовавших союзах Македония была представлена лишь своим царем. Поэтому может показаться, что введение македонцев в состав совета Эллинской лиги стало нововведением Антигона Досона. Такая мера могла быть вызвана его неустойчивой позицией гегемона союза. Стоит вспомнить, что Антигон при заключении союза был вынужден пойти на некоторые уступки грекам: вопервых, он отказался от старой македонской практики насаждения в Греции марионеточных режимов; во вторых, опыт прошлых лет показал, что силовая политика не оправдала себя, поэтому Досон дипломатично отрекся от курса своих предшественников. Перспектива включения всей Греции в сферу македонского влияния, конечно, была слишком заманчива, чтобы Антигон совсем отказался от нее. Но на первых порах его политика не должна была вызывать недовольства новых союзников, если он хотел закрепиться в Греции. Только выполнение союзнических обязательств без претензий на большее давало ему время, чтобы упрочить его позиции для дальнейших шагов. Антигон не успел показать свои истинные намерения, поэтому его и вспоминали, как «правителя мягкого и справедливого». Можно также вспомнить тот факт, что греческие союзники в Эллинской лиге были более самостоятельны и независимы по отношению к центральной власти, чем в Коринфских лигах IV в. Поэтому македонский царь должен был использовать любую возможность для усиления своего влияния на союзников на законных основаниях, то есть через синедрион лиги.
Приведенные выше замечания совершенно справедливы. Тем не менее, нельзя игнорировать еще одно обстоятельство: в III в. в Македонии наряду с царем существовал второй элемент государственной власти или сообщество македонян. Посвящения македонян в Делосе и Самофракии более определенны. Поэтому македоняне, отдельно от царя, были представлены в лиге делегатами.
Естественно возникает вопрос: как следует понимать этот «союз македонян»? Оказывали ли македоняне какое-либо влияние на управление? Если да, то в какой форме? И можно ли действительно провести какие-то аналогии с органами власти эллинистических федераций? Стоит отметить, что в деле о заговоре, организованном представителями высшей знати, пельтасты не выражали никаких сомнений в необходимости суда над своих командиром Леонтием, но они пытались оказать давление на царя, чтобы он отложил суд до их возвращения.
Однако едва ли можно говорить, что правами обладало лишь армейское собрание, а не всемакедонское. Все известные судебные разбирательства, в которых участвовали македонцы, имели место за пределами Македонии, когда на собрание можно было привлечь лишь часть македонской армии. Исключением являются два случая дело 336 г. о Павсании, убийце Филиппа II, и суд над Олимпиадой в 319 г. Процедуру суда на основании источников можно восстановить. Сначала заслушивалось обвинение, собрание после обдумывания выражало свое мнение; царь мог отложить суд в любой его стадии; в течении слушаний каждый мог выразить свое мнение, затем выносился приговор.
Следует отметить, что собрание, организованное после падения Пидны Кассандром и суд над Олимпиадой совпадают с ежегодным весенним празднеством, а провозглашение Александра царем после убийства Филиппа было сделано теми македонцами, которые собрались в Эгах для осеннего празднества в честь Зевса . Конечно существовали экстраординарные собрания по вопросам, которые нельзя было отложить до следующей весны или осени, например, назначение регента или присяга новому царю. Однако такие собрания происходили несколько раз за правление одного царя. Если обратиться к исследованиям по истории федерализма, то можно усмотреть некоторые аналогии с греческими федерациями. Так в Ахейском союзе регулярно собиралось народное собрание синод, на котором решались вопросы войны и мира, финансирования кампаний, заключения союза и т.п., но было и чрезвычайное собрание синклит, который созывали для решения неотложных дел. В Этолийской федерации тоже существовало помимо регулярных и чрезвычайное собрание; кроме того, в роли собрания могло выступать ополчение союза. Отличие от Македонии заключалось в том, что в федерациях именно союзное собрание было высшим органом власти, носителем государственного суверенитета.

В целом, структура македонского государства является менее сложной, менее иерархической, менее бюрократической, чем у Птолемеев и Селевкидов. Хадзопулос совершенно справедливо подчеркнул, что македонское государство имело «федеральный» характер, независимо от монархической или республиканской формы центрального правительства. Македонская царская власть признавала равноправие и во многом зависела от местной инициативы и автономии, чем от централизованной государственной системы. Поэтому среди других эллинистических государств Македония была «самой демократической». Возвращаясь к термину «To KOLVOV MakeSovwv», можно отметить, что нельзя говорить о реформе, проведенной македонским правителем, македонское сообщество существовало с древнейших времен до римского завоевания.
Рассмотренные выше аспекты управления Македонией позволяют утверждать, что Досон намеренно подчеркивал вхождение македонян в совет Эллинской лиги. Дело было не только в усиление его сторонников и в желании проводить через совет нужные царю решения. Македония должна была считаться союзником, имеющим те же права и обязанности, что и остальные члены, на том основании, что в Македонии присутствовали те же демократические элементы правления, что и в крупных эллинистических федерациях. Царь таким образом пытался снять негативное восприятие греками монархической власти. Возможно, Досон наметил, а его преемник Филипп V начал реализацию новой системы контроля над Грецией системы, которая должна была привести к интеграции греков и македонян в рамках Эллинской лиги.

 

15 мая 2012 /
Похожие новости
  Каждый эллинистический правитель желал иметь, помимо прав завоевателя, какую-то идеологическую базу для своего правления. В Азии и Египте эта основа была найдена в идее божественности царя.
Деметриада, Коринф и Халкида на Эвбее имели важное стратегическое значение. Филипп V стремился к мирному сотрудничеству с греками в рамках договора Общего Мира. На время переходного периода он
    В XIX веке в европейских странах шел процесс складывания правового государства. В Греции он имел свои особенности. Главные из них - это позднее и искусственное начало. До 1821 г. почти
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) представляла собой не только эксперимент строительства коммунистического общества в многонациональном государстве, но и авторитарный вариант
Вот уже два десятилетия о Балканах пишут много, этот регион привлекает интерес журналистов и ученых своими драматическими событиями в Хорватии, Боснии и Герцеговине. С появлением на политической
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: