Представление о художественной одаренности мыслителей Древней Греции

В статье рассматривается эволюция взглядов философов Древней Греции на общую художественную одаренность — универсальную основу способностей, «затребованных» всеми видами искусства. В статье раскрыто понимание художественной одаренности представителями пифагорейской и риторической школ (Квинтилиан), а также Анаксагором, Демокритом, Платоном и Аристотелем. Узнать о новой технологии производства светодиодных дорожных знаках,  вы можете, перейдя на сайт  компании ООО БестМаш. Данная компания занимается не только производством и изготовлением СИД, но и их установкой, а также всегда имеется на складе полный перечень продукции. 
Художественная одаренность традиционно рассматривается как разновидность специальной одаренности, которую можно характеризовать как соответствие способностей, свойств и качеств личности требованиям художественной деятельности. Перефразированное определение общей одаренности, принадлежащее В. Д. Шадрикову, может приобрести следующее «рабочее» выражение: художественная одаренность есть интегральное проявление способностей в целях художественной деятельности и ее специализированных разновидностей (видов искусства).

 

Художественная деятельность включает в себя восприятие, воспроизведение, продуктивное творчество и художественную критику. Продуктивное творчество признается доминирующим видом художественной деятельности, связанным с художественной самореализацией личности, и поэтому художественная одаренность нередко формулируется как наличие высоких способностей к художественному творчеству.
Психологи не отделяют специальную одаренность от общей, а нередко выводят последнюю из специальных способностей. Разделяя этот вывод, мы выделяем в специальных способностях ядро способностей, качеств и свойств, составляющих основу общей одаренности, а в художественной деятельности выделяем ядро способностей, качеств и свойств, носящих для всех видов художественной деятельности универсальный характер.
Как объект исследования художественная одаренность может выступать не только как некое общее психологическое условие художественной деятельности, но и как общая или универсальная художественная одаренность, в которой помимо ядра способностей, необходимых для всех видов художественной деятельности, содержится ряд специальных и специализированных способностей, свойств и качеств, позволяющих человеку легко переходить от одного вида искусств к другому или различным его «подвидам» в рамках, например, музыкального искусства — от сочинения к импровизации, исполнительству, педагогике, музыковедению или музыкальной критике; в изобразительном искусстве — от живописи к графике или дизайну.
Главным предметом рассмотрения в данной статье является ядро общей художественной одаренности — психологические условия, необходимые для успешного занятия художественной деятельностью во всех видах искусства.
Проблема исследования общей художественной одаренности имеет различные аспекты, связанные с постижением ее природы, качеств и свойств, входящих в ее структуру, что возможно лишь при решении ряда вопросов, подобных следующим:
— Как осуществляется художественное творчество, что собой представляет его психологический «механизм», архитектоника художественно-творческого процесса?
— Кто создает творческий продукт и что является главной побудительной силой творчества?
— Что представляет собой личность художника-творца?
— Какие социально-исторические условия определяют роль и место художественного творчества в жизни общества, человеческой культуры?
— Что представляет собой продукт творчества?
Каждая эпоха на эти вопросы дает свои ответы, которые объясняют и характеризуют факторы, оказывающие влияние на различные аспекты развитие художественной одаренности:
— формы бытования искусства, его тяготение к синкретизму или дифференциации, автономному или совместному существованию видов искусств;
— доминирующее положение отдельных его видов, эстетика и специфика которых приобретают в ту или иную эпоху универсальный характер для искусства вообще;
— взгляды на природу художественной одаренности, возможность развития способностей к художественному творчеству, на роль воспитателя в этом деле; соотношение природосообразного и культуросообразного подходов;
— выделение коммуникативных функций искусства, например, в эпоху Просвещения и многое другое.
Ответы на эти вопросы дает история, демонстрирующая эволюцию представлений о художественном творчестве и способностях, его порождающих. История становления представлений о художественной одаренности неразрывно связана с искусством той или иной эпохи. Во все времена художественная одаренность выводилась, в первую очередь, из того искусства, которое считалось «высоким», отвечающим требованиям своего времени. Последние определялись пониманием социальной роли искусства, его функционирования и эстетикой, которая вызревала в религии и философии, составляющих основу идеологии. Эстетические идеалы искусства оказывали влияние на художника, формировали его как личность и его «инструментарий»: дар, отшлифованный трудом, школой, вооруженный мастерством (знанием, умениями и опытом), движимый пытливым умом, благими побуждениями, стремлением к нравственному усовершенствованию.

 
Отправным «пунктом» рассмотрения эволюции представлений о природе художественной одаренности традиционно является Античный мир и не только потому, что с этой эпохи начинается история европейской культуры, к которой мы принадлежим, но и потому, что мыслители Древней Греции и Древнего Рима впервые попытались рассмотреть человека в гармонии его физических и духовных качеств, осмыслить его как гармоничный элемент мироздания.
Представление о художественных способностях Аристотель выводил из понимания социальной роли искусства. Согласно его учению способность — это свойство того, кто воздействует, и свойство того, кто (или что) испытывает воздействие. В этом определении, примененном к искусству, присутствуют три члена: художник-творец, обладающий способностью воздействовать на художественный материал, действительность и человека, которому он адресует свое творчество; художественное произведение, на которое направлена его деятельность — восприятие или творчество; реципиент (согласно сегодняшней терминологии), воспринимающий творческий продукт или сам акт творчества. Структура способностей художника включает в себя способность подражать явлениям действительности, обнаруживать в них эстетические и этические свойства, отбирать и компоновать материал, отливать его в совершенную форму, вызывать нужные аффекты у слушателей и зрителей.
В структуре способностей Аристотель выделял чувственное восприятие — первичную способность, память, благодаря которой накапливается опыт — «отец искусства», совершенствующийся сообразно добродетели души, согласованной с суждением. Учение о душе у Аристотеля связано с понятием энтелехия, которое имеет два значения — как знание и созерцание.
Аристотель в теории художественных способностей указывал на возможность и необходимость их развития в действительности, которая первична, существует «прежде способностей». Учение Аристотеля о способностях, обусловленных структурой художественного произведения и эстетических реакций, в нем заложенных, получило дальнейшее развитие в психологии и педагогике искусства.

 

27 апреля 2012 /
Похожие новости
Создание туристско-рекреационных зон на Северо-Западе столицы. Часть 5
Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 2
    Рихард Вагнер и Фридрих Ницше — музыканты и мыслители, знаменитые соратники в борьбе за вели­кую культуру будущего в период 1868-1876 годов, довольно быстро утратившие «звездную
    В отечественном искусствознании искус­ство Германии конца XIX - начала XX веков остается одним из наименее изу­ченных вопросов. В наиболее значительных из су­ществующих
Стрит-арт — это не только испорченные подъезды, но и настоящее искусство на улицах города.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: