Терракотовая скульптура погребального комплекса Цинь Шихуана(III век до н. э.)и скульптура Древней Греции (V век до н. э.)

Циньская же скульптура, боевой порядок расположения циньских глиняных воинов, в свою очередь, по-своему, выражают мощь процветавшего государства. Если сравнить те и другие скульптуры, то очевидно их различие как по форме, так и по художественному исполнению.

В циньских фигурах воплотилась «сила в состоянии покоя», их реалистичная форма отражает определенное мировоззрение. Терракотовые фигуры циньских воинов вышли из прикладного искусства, причем это был отнюдь не быстрый процесс. В общем, по «спокойствию, спокойной торжественности и высоким душевным качествам» они довольно близки к произведениям классического реализма, который появился в Греции в V в. до н. э.2 Фигуру сидящего на корточках лучника циньской армии можно сравнить с греческой объемной скульптурой «Лучника, натягивающего тетиву» с фронтона храма Афины на острове Эгина (480 г. до н. э., мрамор, 0,79 м., Мюнхен, Глиптотека). В первом случае лучник в ожидании приказа держит лук наготове, во втором с уже натянутой тетивой. Сюжет один, но выражен по-разному (один лучник статичен, другой в динамике). Циньский императорский воин облачен в доспехи, его тело наклонено вперед, поза устойчива, взгляд сосредоточен он весь в ожидании приказа. Греческая фигура из Дельф «Возничий на боевой колеснице, запряженной четырьмя лошадьми», которые, к сожалению, не сохранились, представляет собой величественно возвышающуюся фигуру воина. Однако при этом его облик спокоен, дух сосредоточен, а вся фигура собранна, благодаря чему создается ощущение довольно сильного напряжения.
Сделанные из глины фигуры воинов на основе лепки органично соединили в себе традиционные китайские способы изображения, такие как формовка, склеивание, гравировка, раскрашивание. Тело глиняных фигур является осевой линией, идущей от нижней части туловища к верхней, которые изготовляли отдельно. Ноги и ступни лепили из глины. Верхнюю часть туловища делали с помощью конструкции из тонко скрученных глиняных валиков, благодаря чему фигура внутри оказывалась полой, а руки лепили отдельно. Пока глина не высохла, все части фигуры соединяли вместе. После получения этой, пока еще грубой модели, начинали тонкую работу по резьбе: выделяли складки на одежде, детали доспехов и других атрибутов. На сделанную по образцу «голову» наклеивали части, изображающие волосы, усы, бороду, нос и уши. Все это тщательно обрабатывали, что придавало фигурам более «живой» вид. В воинах нашла свое продолжение традиционная китайская скульптурная техника, уделявшая внимание выражению лиц. Путем передачи особенностей характеров персонажей, открывался их внутренний мир. А «четырехконечное» туловище оставалось довольно обобщенным.
Греческие ваятели высекали, резали, долбили и использовали другие технические приемы для воплощения задуманного ими образа в монолитном камне. Внимание уделялось цельности, а излишней детализации старались избегать. Скульптуры из камня не давали возможность легко срезать или наращивать материал, как глиняные скульптуры, и поэтому требовалось крайне выверено соблюдать пропорции, анатомическое строение. Древнегреческие ваятели, как правило, были отличными знатоками анатомии: пропорций фигур, их скелета, выпуклостей мышц. Перед тем, как приступить к работе, требовалась точная согласованность этих знаний и мастерство рук исполнителей.
Фигуры циньских воинов также были раскрашены, но, в отличие от греческих изваяний, до того как приступить к раскрашиванию, их требовалось обжечь. Соединяя лепку с раскраской, мастера добивались того, что даже мелкие детали становились более реалистичными. Таким образом, цвет становился органичной частью скульптур.
Мышцы человека при световых изменениях могут казаться более выпуклыми, объемными и греки использовали это свойство, создавая свои произведения. Спокойный ритм косых линий, образованных множеством четко различимых мышц, дает человеку ощущение, что под ними теплится настоящая жизнь. В них присутствует реальная красота и красота романтическая. Так, скульптуры «Дискобол» Мирона и «Копьеносец» («Дорифор») Поликлета, благодаря изображению выступающих сухожилий, гладких мышц, обобщенных форм выражают здоровье и красоту человека, торжество жизни. В группе «Мойры» с западного фронтона Парфенона изображения богинь, изгибы их тел, выступают и переливаются, говоря нам о полноте их жизненной энергии. Одним словом, греческие скульптуры воспевают здоровье, кипящую жизнь, высокие и героические помыслы.
Скульптура, как живопись и литература, описывает внешний вид человека, по которому можно говорить и о его чувствах. В древнегреческой скульптуре была запечатлена внешность древнего грека. Основные сюжеты для скульптур черпали из мифологии, исторических поэм и спортивных состязаний. Воспевалось все, в чем присутствовала цельная и гармоничная красота. Сюжетом для создания фигур циньских воинов стало ратное дело, хотя главную роль играло не столько оно, сколько воля самодержавного правителя.
Император Цинь Шихуан построил и для своей загробной жизни империю абсолютной власти (монархию). Устройство этой империи полностью повторяло систему организации прижизненной империи. В ней были еда и одежда, необходимые для повседневной жизни и для походов вещи, а также армия, которая охраняла эту подземную империю глиняные солдаты и лошади. Это войско, где каждый воин обладал своим неповторимым характером. Оно представляло собой отборные части армии Цинь Шихуана. И если встать перед этим обширным войском, то можно увидеть грандиозную картину: как в те далекие времена Цинь Шихуан вел свою огромную армию с целью объединить шесть царств Китая . Согласно его воле, циньские мастера изготовили в реалистичной манере фигуры преданных ему душой и телом воинов. Армия, расставленная в боевом порядке, поражает своей воинственностью и мужественностью.

Побудительные мотивы древнегреческого и циньского скульптурного искусства различны. В первом случае это торжественность и уважение. Во втором непреклонная воля монарха. Поэтому и сами фигуры имеют довольно большие различия. С эстетической точки зрения они также оставляют разные впечатления. «Для древних греков красота была главным законом изобразительного искусства»5. Невозможность отделить греческие изваяния от жизни общества является главной особенностью греческого скульптурного искусства. В процессе создания своих произведений греческие скульпторы пользовались свободой выражения, которая давала им право на творчество на основании уже имеющихся знаний законов искусства. Этой свободой они пользовались при широком выборе сюжетов, которыми могли служить древние мифы, героические поэмы. Эта цель пронизывала весь творческий процесс и стала поведенческим сознанием художников.
Эстетические взгляды Востока и Запада различаются, как и способы художественного выражения. В Греции атлеты считались классическим примером мужской красоты, что и запечатлевалось в произведениях искусства. Несмотря на то, что между греческими скульптурами и фигурами циньских воинов существует множество немаловажных различий, в чем-то они все-таки схожи. Например, в вопросе чувственных ощущений: все люди стремятся к красоте и испытывают отвращение к уродству. Любой художник вкладывает в свои творения, переживаемые им радость, гнев, печаль, удовольствие. Хотя форма выражения разная, но и те и другие произведения являются великими творениями древней культуры. Даже сегодня они доставляют нам художественное наслаждение, и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца. В человеческой природе есть одно общее требование стремление к прекрасному.

 

25 апреля 2012 /
Похожие новости
  Проблема взаимоотношения общества и окружающей среды существует со времени появления первых цивилизаций. Влияние человека на среду поддается количественной оценке. Другое дело влияние
    В статье рассматривается эволюция взглядов философов Древней Греции на общую художественную одаренность — универсальную основу способностей, «затребованных» всеми видами искусства. В
  В статье защищается тезис об атональности как фундаментальной характеристике древнегреческой культуры. Состязательность проникает во все сферы социальной жизни, выступая системообразующим
Американский скульптор Клас Ольденбург (Claes Oldenburg) шведского происхождения на протяжении последних пятидесяти лет впечатляет своими масштабными скульптурами. Ему уже 83 года, живет и работает в
В верховьях долины Черкез-Кермен, на высокой скале подальше от человеческих глаз, спрятался небольшой пещерный храм, называемый Храмом Донаторов.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: