Греция а экономической стратегии США (1945-1953 гг.)

США являются одной из ведущих держав современности, чья экономика носит поистине глобальный характер. В немалой степени этому способствовала успешная реализация экономической стратегии, принятой администрацией Г. Трумэна после Второй мировой войны. В этой связи Греции, официально ставшей одной из первых стран - получателей масштабной американской экономической помощи, в силу ее географического положения отводилась важная роль в достижении американским руководством поставленной внешнеполитической цели в рамках концепции «сдерживания».
Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Экономическая политика, в свою очередь, конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде.
В этой связи особое значение имели сырьевые ресурсы Ближнего и Среднего Востока, где были сосредоточены значительные запасы нефти, а ее стоимость оставалась самой низкой. Следует отметить, что Соединенные Штаты всегда были самыми крупными потребителями и экспортерами нефтяных продуктов. Но в течение войны, когда нефть стала дефицитным товаром, американское правительство пришло к осознанию, что внутренние нефтяные ресурсы США составляют всего 15 % от мировых запасов нефти. Поэтому, как говорилось в меморандуме Военно-морского министерства Соединенных Штатов Америки от 13 марта 1944 г., «США должны рассчитывать на нефтяные ресурсы других стран для гарантированного продления своих собственных запасов» и, следовательно, проводить активную политику, направленную на защиту американских холдингов «как в интересах национальной безопасности, так и нормальной коммерческой деятельности».

После завершения Второй мировой войны к 1946 г. импорт нефти в Соединенных Штатах увеличился вдвое по сравнению с довоенным уровнем, а к 1948 г. США впервые в истории превратились в импортера нефти. Учитывая высокий спрос на нефтяные продукты в стране, американские бизнесмены вложили инвестиции в нефтяные ресурсы Среднего Востока. Только одна американская компания «АРАМКО» к 1946 г. вложила 120 млн. долларов и планировала увеличить эту сумму на несколько сот миллионов. Поэтому администрация Г. Трумэна была заинтересована в проведении такой политики, которая способствовала бы поддержанию и расширению деятельности американских нефтяных компаний на Среднем Востоке. Когда осенью 1946 г. британский фельдмаршал Б. Л. Монтгомери спросил у членов Объединённого комитета начальников штабов (ОКНШ), насколько важной для них является нефть Среднего Востока, «их незамедлительный и единогласный ответ был „жизненно важной”».
Однако не только представители военного ведомства Соединенных Штатов, прежде всего Дж. Форрестол, доказывали ключевую значимость заграничных нефтяных ресурсов. Девятнадцатого сентября 1946 г. глава ближневосточного отдела госдепартамента США Л. Хендерсон подчеркнул, что Соединенным Штатам следует «активно поддерживать коммерческие интересы и интересы бизнеса и... участвовать в проектах по добыче нефти» на Среднем Востоке на основе «доктрины открытых дверей». Такая политика, помимо существенных финансовых вложений, предполагала наличие беспрепятственного доступа к экономически важному для США региону.
В этой связи геостратегическое положение Греции на границах ближневосточного и балканского регионов было чрезвычайно выгодным: она располагала стратегическими коммуникациями, ведущими к богатому нефтью Среднему Востоку. Осознав огромную значимость Греции и всего Восточного Средиземноморья «как прямого морского, наземного и воздушного пути с Запада на Восток; ценность его минеральных ресурсов.», американские стратеги стали рассматривать безопасность Греции в качестве гарантии безопасности всего региона.
Во второй половине 1940-х гг. в госдепартаменте Соединенных Штатов неоднократно высказывалась идея о том, что Греция, Турция и Иран образуют «заградительный барьер», защищающий не только демократические страны от советского влияния, но и экономические интересы США, связанные с нефтью. Так, 5 сентября 1947 г. военный министр К. Ройал и министр военно-морского флота Соединенных Штатов Америки Дж. Форрестол, комментируя последствия попадания Греции в сферу влияния СССР, подчеркивали, «что это приведет к крайне отрицательному эффекту. Доступ США и Великобритании к нефтяным продуктам Среднего Востока, столь необходимым для экономического развития и военного потенциала, будет под угрозой». Исходя и того, что «русские хотят завладеть Грецией, чтобы доминировать в Восточном Средиземноморье, изолировать Турцию. и таким образом установить окончательное советское доминирование над Ближним и Средним Востоком», Соединенные Штаты пришли к выводу о необходимости принятия «срочных и решительных мер» для предотвращения подобного развития событий.
Указывая на необходимость противостояния «тирании коммунизма», в своем послании 12 марта 1947 г. Г. Трумэн подчеркивал, прежде всего, политико-идеологические аспекты американской политики в Восточном Средиземноморье и в мире. Отсутствие прямых указаний на экономические интересы Соединенных Штатов в ближневосточном регионе шло вразрез с действиями американских монополий, которые в послевоенный период активно теснили европейский капитал в нефтедобывающей промышленности Ближнего и Среднего Востока.
Доктрина Трумэна представляла собой коллективно написанную речь, одним из основных авторов которой был заместитель госсекретаря Д. Ачесон. В первых ее вариантах именно экономические факторы лежали в основе противостояния СССР и США. Выступая 6 марта 1947 г. в Бейлорском университете, Г. Трумэн заявил, что Соединенные Штаты являются «гигантом мировой экономики» и потому должны стать «примером для дальнейших экономических отношений». Подчеркивая фундаментальные расхождения между «частным предпринимательством» и «планированием», он подразумевал, что первое ведет к миру, а второе - к войне. Следовательно, основной конфликт между сверхдержавами представлялся как глобальное противостояние двух исключающих друг друга экономических систем, а гражданская война в Греции как региональный аспект этого противостояния. Также Г. Трумэн указывал и на экономические интересы США. Мир и свобода, говорил президент, «тесно связаны с третей целью - восстановлением мировой торговли». Если опасная тенденция вмешательства государств в экономику «не изменится. правительство США рано или поздно будет вынуждено сражаться за рынки и сырьевые ресурсы».

Греция а экономической стратегии США (1945-1953 гг.)
Провозглашение доктрины Трумэна, предусматривающей оказание экономической помощи Греции и Турции, положило начало реализации основного содержания экономической стратегии США. Во-первых, доктрина официально формулировала новый идеологический базис экономической стратегии США на основе концепции «сдерживания», ставший впоследствии компонентом других внешнеэкономических программ Соединенных Штатов. Идеологический компонент экономической политики США в отношении Греции сохранялся в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Основной его смысл заключался в том, что Соединенные Штаты должны предоставлять экономическую помощь Греции, способствуя развитию греческой экономики и повышению уровня жизни местного населения, чтобы повысить сопротивляемость этой страны советскому влиянию.
Таким образом происходило расширение географических рамок применения концепции «сдерживания» и закрепление американского капитала в Западной Европе.
Следовательно, акцент на экономическом воздействии при реализации внешней политики позволил администрации Г. Трумэна решить ряд внешне- и внутриполитических задач. А Греция, явившись одним из первых получателей масштабной экономической помощи со стороны США, сыграла роль своеобразного «полигона» по претворению в жизнь концептуальных положений стратегии «сдерживания».

 

24 апреля 2012 /
Похожие новости
  Исследуется эволюция американской политики США в Греции в январе - ноябре 1944 г., выделены новые тенденции дипломатического курса Вашингтона. Автор считает, что США в это время по-
    Автор дает определение понятию «стратегия», анализирует общую внешнеполитическую линию внешней политики США, рассматривая, каким образом она преломлялась в отношениях с
В декабре 1947 г., накануне католическо­го Рождества, Совет национальной безопас­ности США секретной директивой QHB-4a определил главным компонентом внешней политики Соединенных Штатов
  Июнь 1948 г. стал поворотным моментом в формировании совет­ского блока и развитии американской доктрины «сдерживания». Од­ним из факторов, оказавших влияние на эти
  В годы Второй мировой войны, а особенно на заключительном ее этапе государственные деятели США смотрели на польский вопрос через призму отношений с Советским Союзом. Госсекретарь К. Хэлл
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: