Современное промышленное развитие Германии

 

В рамках продолжающихся в Германии дебатов большое место за­нимает дискуссия о причинах и масштабах технологического инно­вационного кризиса и кризиса конкурентоспособности немецкой про­мышленности (I). Однако, ссылаясь на проведенные тесты, авторы считают, что об инновационной слабости немецких предприятий не было речи даже во времена глубокого кризиса. Начавшийся несколько лет назад процесс структурных изменений в области исследований и развития еще не закончен. Учитывая критическую конкурентную си­туацию для немецкой промышленности на мировом рынке, целью НИ-ОКР, как и других производственных сфер, должно быть осуществле­ние мероприятий по снижению издержек. Однако снижение расходов на НИОКР свидетельствует не о снижении внимания к проблеме, а о повышении эффективности, усилении кооперации и об использовании ноу-хау, повышающих эффективность инноваций в области производ­ства и технологических процессов.

 

Поскольку инновации представляют собой главную детерминанту экономического роста отдельных предприятий и всей экономики, при ухудшении конъюнктуры прежде всего делается ставка на их увели­чение. Согласно проведенному опросу, в период 1990-1993 гг. доля ин­новаций в старых землях Германии изменилась незначительно: око­ло 3/4 западногерманских промышленных предприятий осуществили в рассматриваемый период инновации продуктов и технологических процессов. В 1993 г. доля инноваций в новых зем­лях, составившая 76%, впервые оказалась выше, чем в старых (73%). Усиление динамики инноваций в новых землях объясняет­ся ростом инноваций как продукции, так и процессов, причем за весь этот период в целом доля инноваций продукции превышала иннова­ции технологических процессов, хотя рассматривать их изолированно нельзя, поскольку для улучшения первой необходимо улучшение вто­рых.

Инновационная активность сама по себе не дает представления о конкурентоспособности экономики, хотя способствует успеху на рын­ке. Какие инновационные стратегии, в какое время обещают успех на рынке, зависит от конкуренции инноваций в области предложения и от склонности к инновациям в области спроса. В этой связи структура оборота в период 1990-1993 гг. в новых и старых землях значительно изменилась: с 1990 г. в старых землях доля оборота продукции, нахо­дившейся на стадии внедрения на рынок, постоянно снижалась. Если в 1990 г. она составляла почти 50%, то в 1993 г. — только 35%, а до­ля инновационных продуктов, составлявшая в этот период 10-11%, не менялась, что свидетельствует о том, что стремление к инновациям не уменьшилось.

Структура товарооборота предприятий в новых землях в этот пе­риод значительно улучшилась: если в 1990 г. 12% оборота предприя­тий приходилось на продукцию, находившуюся на стадии внедрения на рынок, то в 1993 г. она составляла 17%, а доля инноваци­онной продукции увеличилась с 11 до 27%.

Оценка шансов роста экономики определяется в значительной мере ассортиментом продукции предприятий. Но, кроме того, значительную роль играют и конъюнктурные условия. По результатам проведенно­го опроса, среднесрочные перспективы сбыта продукции западногер­манской промышленности лишь немного улучшатся по сравнению с 1993 г., при этом лучшие возможности ожидаются на внешних рын­ках. Учитывая тяжелую ситуацию на мировых рынках, оптимизм в оценках сбыта продукции перерабатывающей промышленности новых земель значительно поубавился, надежды на завоевание новых рынков в ожидавшихся размерах не оправдываются. Существовавшая раньше

оценка среднесрочного роста сбыта как в новых, так и в старых землях подвергается корректировке с учетом существующих реалий.

Западногерманским предприятиям придется завоевывать долю на рынке прежде всего в борьбе со своими конкурентами из ЕС и других западноевропейских стран, придется принимать во внимание конку­рентов из США и, в меньшей мере, из Японии. Нельзя также сбрасы­вать со счетов и конкурентов из стран ЮВА. Что же касается восточ­ногерманских предприятий, то они не рассчитывают на значительное улучшение конкурентных позиций не только на западноевропейских рынках, но и по сравнению с восточноевропейскими конкурентами.

Наряду с другими факторами, немецкая промышленность счита­ет центральным фактором конкуренции использование новых техно­логий, почти 2/3 западногерманских и 72% восточногерманских пред­приятий придают им большое значение в достижении или улучшении своей конкурентоспособности. Центр тяжести в инновацион­ной деятельности должен приходиться на достижение улучшений пу­тем создания новых функциональных решений, использования новых материалов или заготовок для уже внедренной на рынок продукции. Но ни одно предприятие не может жить только за счет инноваций. Почти 50% опрошенных предприятий заявили о необходимости созда­ния совершенно новой продукции .

 

Производство должно модернизироваться с помощью инвестиций в новую технику, должна проводиться дальнейшая автоматизация про­изводственных процессов. Большое значение следует придавать тех­нико-организационным структурным изменениям. Должны также учи­тываться специфические факторы определенных производств и исполь­зования новых технологий.

В заключение авторы пишут, что, учитывая количество тормозя­щих факторов, стремление немецких предприятий к инновациям мож­но считать весьма значительным, и если политики упрекают пред­приятия в недостаточной готовности к ним, они должны сами исполь­зовать инновации при разработке мероприятий: создавать места по обмену и сбору информации о препятствиях инновациям; с помощью экономической и налоговой политики создавать лучшие условия для инвестиций в нововведения; способствовать введению новшеств; шире использовать федеральные субсидии (финансовую помощь и налоговые льготы), ибо международная конкуренция и развитие международного разделения труда требуют ускорения структурных изменений и мо­дернизации рабочих мест в перспективных отраслях.

В статье коллектива немецких авторов по поводу развития запад­ногерманской экономики  отмечено, что с конца 1993 г. в стране на­блюдается улучшение конъюнктуры: значительно растет уровень за­грузки мощностей; в течение 1994 г. общеэкономическое производство повысилось более чем на 3%; важную поддержку оживлению конъюнк­туры оказывает экспорт; значительно оживилась внутренняя конъюнк­тура — в IV квартале 1994 г. внутренний спрос был на 3% выше уров­ня предыдущего года; частное потребление, напротив, стагнировалось, реальные доходы частных хозяйств заметно снизились в результате не­значительного повышения заработной платы и увеличения налогов и социальных расходов; к концу 1994 г. перестало снижаться число заня­тых; рост цен остается незначительным, индекс потребительских цен был в феврале 1994 г. на 2,3% выше, чем в тот же период предыдущего года. В целом немецкие предприятия весьма положительно оценивают деловой климат на ближайший период. В западной части Германии настроение настолько же приподнятое, как это было в конце 1990 г. на пике бума объединения. В восточной части фирмы оценивают будущее развитие гораздо оптимистичнее, чем прежде.

 

20 июня 2012 /
Похожие новости
Представляем результаты исследования инновационной деятельности компаний, проводившегося в девяти странах: Австрии, Бразилии, Канаде, Дании, Франции, Новой Зеландии, Норвегии, Корее и Великобритании.
    В узком смысле в Греции промышленность принято рассматривать только как перерабатывающую, в состав которой входят крупные, средние и малые предприятия тяжелой, легкой и пищевой
       В статье профессора экономического факультета Белградского университета (Югославия) рассматриваются роль энергетики в экономическом развитии, структура производства и
В странах Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания и Финляндия) малый и средний бизнес (МСБ) представляет значительную часть экономики. В Швеции количество малых и средних предприятий в 2005 г. достигло
В докладе, подготовленном сотрудниками Института исследований мировой экономики под руководством доктора философии Я. Шлахты (Польша), рассматриваются внешние и внутренние условия регио­нального
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: