Ранний период творчества Генриха Фогелера в контексте художественной жизни Германии конца XIX – начала XX века

В отечественном искусствознании искус­ство Германии конца XIX - начала XX веков остается одним из наименее изу­ченных вопросов. В наиболее значительных из су­ществующих трудов общего характера , охва­тывающих историю мирового искусства , раз­делы «XIX век» и «Искусство конца XIX - начала XX веков» содержат, в основном, более или ме­нее подробный анализ развития французской ху­дожественной культуры. Искусство Германии представлено краткими очерками , среди не­многих имен художников упоминаются К.Д. Фридрих, Ф.О. Рунге, А. Менцель, В. Лейбль, Г. фон Маре, М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, М. Клингер и К. Кольвиц.


Мы не отрицаем ведущую роль французско­го искусства в развитии художественной культу­ры на рубеже XIX и XX столетий. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день впол­не может сложиться восприятие немецкого ис­кусства как второстепенного, не явившего на тот момент других сколь либо значимых мастеров, кроме перечисленных выше. В последнее время интерес к художественной жизни Германии на рубеже XIX-XX столетий заметно возрос, из пос­ледних публикаций следует отметить разверну­тую статью Д.В. Сарабьянова в книге «Гармония и контрапункт. Россия - Германия. Живопись. XIX век» и статьи других авторов, вошедшие в книгу. Важное общее представление о тенденци­ях в европейском искусстве того времени дают книги Д.В. Сарабьянова «Русская живопись XIX века среди европейских школ» и «Россия и Запад. Историко-художественные связи XVIII - начало XX века» , монография В.И. Раздольской «Европейское искусство XIX века. Класси­цизм, романтизм» .
Художественная жизнь Германии интересу­ющего нас периода была исключительно насы­щенной. В ее контексте одновременно полу­чили развитие самые разнообразные явления: искусство Югендстиля развивалось парал­лельно импрессионизму и реализму, которым в свою очередь яростно противостояли предста­вители так называемого «официального» искус­ства, а спустя всего несколько лет стремительный закат модерна проходил на фоне первых выступ­лений экспрессионистов. В связи с этим ха­рактерной чертой эволюции искусства художни­ков стало проявление в их работах признаков раз­личных стилистических тенденций, а также то, что их творчество не было ограничено одним видом искусства. Благодаря этому оно оказывается свя­занным с различными явлениями в современной художественной жизни, сама структура которой становится более насыщенной и многообразной.
Одним из подобных примеров служит раннее творчество немецкого художника Генриха Фоге­лера (1872-1942). Его значение для искусства Германии конца XIX - начала XX века очень ве­лико, а главной особенностью творчества худож­ника является его универсальность и многопла­новость. Искусство Фогелера связано с различ­ными важнейшими художественными явления­ми - символизмом и Югендстилем, народным искусством и региональными традициями, исто­ризмом и неостилями. В связи с этим важной за­дачей исследователя становится в определении ме­ста искусства Фогелера в контексте художествен­ной жизни Германии того времени, вниматель­ный анализ отношений его творчества с различ­ными явлениями в немецкой культуре.
Фогелер родился 12 декабря 1872 года в Бре­мене в семье торговца металлом. В 1890 году он поступил в Академию художеств в Дюссельдор­фе, однако довольно скоро покинул ее и в тече­ние нескольких месяцев путешествовал по Гол­ландии, Бельгии и Италии. Для художника это было время открытий - он познакомился с ис­кусством Я. ван Эйка и Г. Мемлинга, Г. ван дер Гуса и П. де Бекера, открыл для себя архитектуру готики и живопись эпохи Возрождения, а также искусство прерафаэлитов. После поездки Фогелер продолжил обучение в Академии и, за­вершив его в 1895 году, поселился в деревне Ворпсведе под Бременом, где уже несколько лет су­ществовала колония живописцев.
Ядро колонии составили художники Ф. Макензен, О. Модерзон, Г Ам Энде, Ф. Овербек и К. Виннен. Их творчество развивалось в раках так называемого «Искусства Родины» - «Heimatkunst», лирико-патриотического направления в немецкой пейзажной и жанровой живописи. Характе­ристика творчества колонистов содержится в мо­нографиях РМ. Рильке и Г. Бетге, опуб­ликованных в 1902 и 1904 годах. Для Фогелера зна­комство с этими художниками стала первой на­стоящей встречей с заметным явлением искусст­ва Германии. Колония в Ворпсведе была частью общего процесса в европейском и мировом ис­кусстве в XIX веке, основой которого стало обращение к жизни за пределами больших горо­дов. В ней художники находили утраченную гар­монию, открывали для себя глубинные основы человеческого бытия.
Ворпсведовцы помогли Фогелеру совершен­ствовать свою живопись, обучили его технике гравирования, вместе с ними он принял участие в первых выставках объединения, прошедших в 1895 году в Бремене и в Мюнхене. Однако уже тогда отчетливо определилось коренное от­личие искусства Фогелера от самих основ твор­чества колонистов. В своих первых офортах, еще довольно несовершенных, молодой художник выступает как представитель искусства Югенд- стиля. В его работах отчетливо заметно влияние прерафаэлитов и мастеров английской графики, прежде всего О. Бердсли и У Морриса, а также М. Клингера. Следует, однако, отметить, что эсте­тика символизма и модерна была чужда худож­никам Ворпсведе, и это стало причиной конф­ликта внутри объединения, впоследствии сошед­шего на нет, но вначале весьма острого.

Ранние гравюры принесли художнику гром­кую славу и во многом предопределили дальней­шее развитие и успех его искусства. Однако, несмотря на то, что ранняя живопись и графика Фогелера стилистически принадлежат модерну, справедливо заметить, что художник воспринял некоторые приемы искусства ворпсведовцев. В первую очередь это проявилось в том, что во многих его работах, в которых воплощены харак­терные для Югенд-стиля сказочные и библейские сюжеты, важную роль играет пейзаж. Он изобра­жен в реалистичной манере, в нем отсутствует присущая многим мастерам символизма таин­ственная иносказательность, фантастическое на­чало. Уникальность метода Фогелера заключает­ся в соединении в своих картинах и офортах ха­рактерных черт модерна и приемов натурной живописи. Действие сюжетов, нередко фантас­тических, представлено посреди реального ланд­шафта Ворпсведе, и неприметная деревня стано­вится по-настоящему сказочным местом.
Воплотившее признаки многих стилей, твор­чество мастера неравнозначно по своему харак­теру. Его живопись впитала традиции Югенд-стиля и приемы пейзажной живописи ворпсведовцев, а перед самой войной она граничит с эксп­рессионизмом, однако, не переходит в него. Гра­фика Фогелера - как офорты, так и рисунки пе­ром и книжные иллюстрации - принадлежит ис­кусству европейского модерна. То же можно ска­зать и о части его произведений декоративно-при­кладного искусства. Высоким образцом Югенд- стиля является интерьер «Золотой комнаты» ра­туши Бремена. В то же время в области интерье­ра Фогелер, следуя общей эволюции искусства, выступает и как мастер неоклассики и необидер-майера, а в работах, объединивших «Volkskunst» и модерн, создает неповторимый собственный стиль, преодолевая сложившуюся традицию. И, наконец, в области архитектуры художник раз­вивает принципы регионального строительства, которое благодаря ему во многом приобрело но­вые импульсы и вышло на уровень общеевро­пейских художественных процессов.
В целом творчество Фогелера определенно является одним из высших достижений немецко­го искусства конца XIX - начала XX столетий. Оно занимает видное место в контексте немец­кой и европейской художественной жизни того времени, соприкасаясь со многими, неравнознач­ными по своему масштабу, явлениями. Это, с од­ной стороны, до известной степени усложняет изучение раннего периода творчества мастера, а с другой требует более детального и разносто­роннего анализа искусства Германии вообще с тем, чтобы как можно более точно охарактери­зовать то или иное направление его деятельнос­ти, и делает работу исследователя особенно ув­лекательной.

 

22 мая 2012 /
Похожие новости
    Рихард Вагнер и Фридрих Ницше — музыканты и мыслители, знаменитые соратники в борьбе за вели­кую культуру будущего в период 1868-1876 годов, довольно быстро утратившие «звездную
    В статье рассматривается эволюция взглядов философов Древней Греции на общую художественную одаренность — универсальную основу способностей, «затребованных» всеми видами искусства. В
    Сразу скажем, что сборник следует признать весомым вкладом в становление РШЦ как научной и образовательной единицы мирового значения. В данном случае это не преувеличение, поскольку
Изобразительное искусство наполеоновской Империи является практически малоисследованным полем в отечест­венном искусствоведении, в чем автору настоящей публика­ции довелось убедиться при
Стрит-арт — это не только испорченные подъезды, но и настоящее искусство на улицах города.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: