Суэцкий кризис 1956 года и позиция Федеративной Республики Германии

Вторая мировая война привела к кардинальным изменениям в международной обстановке, в соотношении сил на мировой арене. Разгром германского фашизма и японского империализма при решающей роли Советского Союза создал благоприятные условия для подъема национально-освободительного движения в странах Азии и Африки.

Суэцкий кризис 1956 года и позиция Федеративной Республики Германии

Волна протеста против национального гнета распространилась и на государства Ближнего Востока, которые начали активную борьбу за вывод со своих территорий английских и французских войск. Но на этом пути они наталкивались на активное противодействие бывших колониальных держав, прежде всего Великобритании и Франции, пытавшихся любым путем, в том числе военным, сохранить здесь свое присутствие. Хотя эти державы после Второй мировой войны сильно ослабли в военном, экономическом и политическом отношении, тем не менее они, используя колониальный опыт прошлых лет, всё еще продолжали оказывать определенное влияние на международную обстановку в этом регионе.В послевоенный период Ближний Восток стал объектом пристального внимания и Соединенных Штатов Америки. Стремясь вытеснить из этого региона Великобританию и Францию, они активно использовали помощь и поддержку тех западных стран, которые не имели здесь традиций колониального прошлого. Видное место среди них занимала Федеративная Республика Германии — государство, не фигурировавшее в арабском мире как «колониальная держава» и поэтому свободная от проблем, связанных с освободительным и антиколониальным движением и вставших перед англичанами и французами после окончания Второй мировой войны.Что представляла собой ближневосточная политика ФРГ в 50х гг.? Какие факторы оказывали воздействие на ее формирование и практическую реализацию? Какие конкретно шаги предприняло в этом направлении правительство Христианско демократического союза во главе с К. Аденауэром и к чему они привели для ФРГ, ее интересов на Ближнем Востоке? На эти вопросы пытается дать ответ предлагаемая статья, в которой центральное внимание отводится анализу позиции ФРГ в период Суэцкого кризиса 1956 г. и англофранкоизраильской агрессии против Египта.При рассмотрении западногерманской политики в регионе в указанный период следует учесть, что в послевоенное время ФРГ в определенной степени была лишена возможности проводить самостоятельный внешнеполитический курс, поскольку еще не обладала достаточными для этого международными правами. Западногерманская политика проводилась строго в рамках «атлантической» солидарности ФРГ с союзниками по НАТО, строилась с постоянной оглядкой на Вашингтон. При этом ее базовой основой была идеология холодной войны, жесткой конфронтации в отношениях Восток-Запад, инициатором которой, как известно, выступили США, воздвигшие доктрину «отбрасывания коммунизма» в статус своей официальной политики. Соответственно, ближневосточная политика ФРГ была подчинена той цели, которую преследовали в этом регионе ее союзники по НАТО: «атлантическая солидарность» была базовой основой внешнеполитической деятельности руководства этой страны на Ближнем Востоке. Она зиждилась на общей заинтересованности западных держав всячески воспрепятствовать развитию процесса арабского национальноосвободительного движения, стремлению арабских государств к независимости и суверенитету, расширению их связей с СССР, наконец, усилению политического влияния Москвы на Ближнем Востоке.Такая высокая степень зависимости ФРГ от политики «атлантических» партнеров в ближневосточном регионе, постоянная готовность безоговорочно следовать здесь американским курсом наложили отпечаток на западногерманскую позицию в период Суэцкого кризиса и англофранко-израильской агрессии против Египта, выявили ее непоследовательный и двойственный характер.26 июля 1956 г. правительство Египта объявило о решении национализировать Всеобщую компанию Суэцкого канала. Этот акт стал кульминационным моментом конфронтации страны с западными державами, в частности Англией и Францией, которые на протяжении первой половины 1950х гг. предпринимали попытки навязать Каиру свои условия. Но их планам не суждено было сбыться: наоборот, во внешней политике правительство Насера заняло позицию нейтралитета, неучастия в военных блоках и потребовало от Англии вывода войск из зоны Суэцкого канала. Английское правительство вынуждено было с этим согласиться, учитывая новое соотношение сил на мировой арене. Вывод английских войск завершился 13 июня 1956 г., и, таким образом, была ликвидирована военная база Англии на египетской территории.Однако Англия и Франция не намерены были терять свои позиции в Египте. Понимая это, а также в связи с резким усилением их агрессивных приготовлений египетское руководство обратилось к Советскому Союзу с просьбой о военно-экономической помощи. Этот шаг вызвал недовольство со стороны США, Англии и Франции, видевших в нем прямую угрозу своей монополии на поставки военной продукции в ближневосточный регион.Недовольство «атлантических» союзников по поводу советско-египетского сближения полностью разделяло и руководство ФРГ, рассматривающее конфликтную ситуацию в районе Суэца как «часть глобального противостояния между Востоком и Западом». Соответствующее заявление по этому поводу сделал в сентябре 1955 г. канцлер К. Аденауэр. Он указал, что западным странам нельзя более медлить с принятием срочных мер, с тем чтобы не допустить «политический прорыв Москвы на Ближний Восток». При этом глава западногерманского правительства не скрывал беспокойства по поводу того, что, на его взгляд, военно-политическое присутствие Советского Союза в районе Средиземного моря чревато возможностью распространения в будущем его влияния и на Западную Европу.Между тем, решив проблему безопасности страны посредством импорта советских вооружений, правительство Насера приняло решение о строительстве Асуанской гидроэлектростанции на Ниле, призванной стать мощной энергетической базой для развития промышленности страны и одновременно позволяющей значительно расширить площадь орошаемых посевных площадей. Но, обратившись за финансовой помощью к Международному банку реконструкции и развития, Каир был поставлен перед условием, что часть денежных средств будет предоставлена ему США и Великобританией в виде «помощи». Это было неприемлемо для правительства Насера, считавшего, что тем самым эти страны получат возможность оказания политического нажима на Египет; но тогда сначала Вашингтон, а затем и Лондон официально объявили, что не желают принимать участие в финансировании этого проекта.

Суэцкий кризис 1956 года и позиция Федеративной Республики Германии
В Бонне не одобрили этот демарш американских и английских властей, полагая, что участие в асуанском проекте предоставляло Западу хороший шанс для «примирения» с Египтом: отказ США и Англии восприняли как «одну из грубейших ошибок, допущенных Западом на Ближнем Востоке в последнее время». Позже, в своих мемуарах, К. Аденауэр вновь вернулся к этой теме: он писал, что тогда, в 1956 г., была упущена реальная возможность «стабилизировать положение в регионе по западному сценарию», но этого не удалось сделать, констатировал он, «исключительно по вине некоторых западных политиков».Тем не менее помощь ФРГ Израилю не прекращалась. Согласно отчету федерального правительства, с сентября 1952 по март 1958 г. она составила 1,65 млрд. марок, или более половины всей суммы, определенной Люксембургским соглашением. После секретной встречи министров обороны двух стран Ф.Й. Штрауса и Ш. Переса, состоявшейся в Кёльне в декабре 1957 г., возобновились и военные поставки ФРГ израильской армии. Они осуществлялись при активной поддержке США, заинтересованных в том, чтобы часть бремени по усилению военной мощи Израиля взяла на себя ФРГ, причем сделать это она могла, прикрываясь обязательствами по Люксембургскому соглашению. Конечно, в Белом доме осознавали, что поставки оружия израильской армии чреваты дальнейшим ухудшением ее отношений с арабскими государствами, но, по большому счету, у руководства ФРГ практически не было выбора, поскольку противиться воле американского союзника оно не могло и в то же время не считало возможным отказать Израилю в помощи, исходя из «стремления немцев искупить вину перед еврейским народом» и тем самым «облегчить себе путь к духовному очищению». Такой политике ФРГ не изменяла, даже учитывая, что создаст себе проблемы в отношениях со странами арабского мира.

 

21 мая 2012 /
Похожие новости
  После окончания конфронтации Восток — Запад объединенная Германия теоретически могла попытаться снова претендовать на роль одной из великих держав Европы. Однако Германия не проявила
    США являются одной из ведущих держав современности, чья экономика носит поистине глобальный характер. В немалой степени этому способствовала успешная реализация экономической
    Автор дает определение понятию «стратегия», анализирует общую внешнеполитическую линию внешней политики США, рассматривая, каким образом она преломлялась в отношениях с
    Co времен Венского конгресса Польша, благодаря своей значитель­ной территории и особому географическому положению, занимала важное место во внешней политике Великобритании, которая
    Особым внешним ориентиром Испании и Португалии являются Соединенные Штаты Америки. Образ Америки в сознании испанцев и португальцев противоречив. Конечно, иберийские народы гордятся
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: