Высшее юридическое образование в Германии

Сближение различных систем высшего образования – конечная цель Болонского процесса – требует знакомства с различными образовательными системами, которые и подлежат унификации, и проведения тщательного анализа. Нам, преподавателям Удмуртского государственного университета, представилась возможность познакомиться с организацией системы юридического образования Федеративной Республики Германии. В рамках международной европейской программы TEMPUS, посвященной реформированию юридического образования в России, в 2003 и 2004 гг. состоялись поездки в университеты городов Ганновер и Люнебург земли Нижняя Саксония. У любого заинтересованного наблюдателя при знакомстве такого рода невольно происходит процесс сравнения известных ему форм обучения в нашей высшей школе с теми, которые действуют в Германии, оценка этого сравнения постоянно колеблется между полюсами «хорошо» - «плохо» и зачастую носит субъективный характер. Не ставя перед собой задачу сравнительного анализа и не останавливаясь отдельно на существующих отличиях, проследим в основных чертах путь молодого человека в процессе приобретения им профессии юриста в Германии.

Основным условием для поступления на юридический – как и на любой другой – факультет университета является аттестат об окончании гимназии. С хорошими оценками в аттестате зрелости абитуриент с первой попытки после подачи заявления принимается без экзаменов на юридический факультет. Если оценки в аттестате недостаточно высоки, его заявление откладывается для повторного рассмотрения комиссией и в следующем периоде набора студентов может быть удовлетворено. Став студентом, этот молодой человек должен приложить достаточно много стараний, чтобы выдержать довольно серьезные требования, предъявляемые к обучению в высшей школе, и в частности на юридическом факультете.
Претерпев несколько реформ, современная модель юридического образования, существующая с 6 июня 1983 г., стала называться двухфазовой, или двухступенчатой. Первая ступень носит название «университетское образование» и заканчивается первым юридическим государственным экзаменом. Вторая – является практическим подготовительным периодом и называется референдариат, а практиканты – референдарами. В конце этой фазы сдается второй государственный юридический экзамен.
Срок обучения в университетской фазе, установленный в государственном стандарте, составляет 4 года (8 семестров). Однако в силу разных обстоятельств, обусловленных достаточной сложностью поставленных перед студентами в процессе обучения задач, он не всегда выдерживается учащимися. Этот период растягивается у отдельных студентов на 10 – 12 семестров. Почему же так происходит?
Во-первых, студенту приходится совершенно самостоятельно планировать график своего обучения, разумеется, в соответствии с теми учебными стандартами, которые предлагает данный университет. Таким образом, ответственность за сроки обучения и успешность личной подготовки ложится на плечи самого студента. Гибкость в отношении планирования порядка и выбора дисциплин накладывает личные обязательства на учащегося определять и распределять свои силы.
Во-вторых, университет не формирует студенческие академические группы, студенты посещают занятия в соответствии со своим индивидуальным графиком. Их аудиторная нагрузка составляет примерно 12 часов в неделю, остальное время планируется на самостоятельную подготовку. Тематика лекционных курсов и семинарских занятий, а также время их проведения (вплоть до указания номера аудиторий) известны заранее на период всего семестра. Студенты готовятся не только к семинарам и практическим занятиям, но и к лекциям, куда они должны являться с определенным багажом самостоятельно приобретенных знаний. 
В-третьих, особенность организации учебного процесса такова, что система проведения и первого и второго государственных юридических экзаменов не позволяет участвовать в них тем профессорам и преподавателям, которые читают лекции и ведут практические занятия. К приему государственных экзаменов привлекаются практикующие юристы, представители министерства юстиции, судов и профессора других вузов.
Перечень экзаменационных вопросов отсутствует как таковой, и экзаменатор вправе задавать любой вопрос из области изученных наук. Это серьезное испытание для экзаменуемых породило в Германии такое явление, не характерное для других европейских вузов, как репетиторство (Repetitorium). Репетитор – это профессор, практикующий юрист или молодой специалист, недавно сам прошедший через процедуру экзамена. Он более углубленно преподает ученикам правовой материал в форме, похожей на школьные занятия. Репетитор интенсивно «натаскивает» подопечных на то, как успешно написать контрольную работу (Klausur) или сдать государственный экзамен. К помощи репетитора обращаются свыше 95 % студентов. Сами немцы видят причину существования репетиторства в том, что юридические экзамены включают в себя слишком обширный материал, подлежащий усвоению. Восьмой семестр обучения на юридическом факультете отводится, как правило, самостоятельной подготовке к первому государственному экзамену. Именно здесь и наступает время репетиторства, то есть активного и углубленного повторения всех предметов, изученных за 3,5 года обучения.
В-четвертых, существует жесткая объективная процедура оценивания знаний выпускников обеих ступеней обучения. Организация 1-го государственного юридического экзамена и 2-го во многом схожа, поэтому можно ограничиться, например, описанием 1-го государственного юридического экзамена, которым завершается теоретический этап юридического образования, а именно университетский. Хотя некоторыми составителями проспектов о высших учебных заведениях Германии утверждается, что государственные экзамены во всех вузах равноценны и не имеют ранжирования, некоторые наблюдения все же показывают, что в разных университетах существуют небольшие различия в порядке подачи и количестве экзаменационных письменных работ (Klausur). В наше поле зрения в данном случае попали университеты Ганновера, Оснабрюка и Бремена.
Экзамен проходит в три этапа. Он начинается с домашней работы по уголовному, гражданскому или публичному праву (Hausarbeit), на которую выделяется 6 недель. Содержание работы – это решение какого-либо дела, с его теоретическим обоснованием, с использованием не менее 130 юридических источников и объемом в 50/100 страниц. Затем, в течение двух недель пишутся 3-4 аудиторные контрольные работы, каждая по одному из вышеперечисленных отраслей права. Условия для соблюдения порядка в аудитории и самостоятельности написания работы заранее оговорены и строго соблюдаются: время работы – 5 часов, предоставляется возможность выйти 2 раза на короткое время из аудитории, при решении задач можно пользоваться кодексом.

Высшее юридическое образование в Германии
Примерно через полгода после того как проверены все письменные работы (они проверяются независимыми экспертами), наступает устный экзамен. Экзаменационная комиссия состоит из 3-4 человек и ведет экзамен по известному только ей заранее составленному плану. Перед экзаменаторами располагаются 4-5 экзаменуемых и без подготовки отвечают на вопросы профессоров, обращенные к каждому из них по порядку. Если кто-то затрудняется в ответе на вопрос, то дается возможность высказаться другому. Экзамен длится 1 час, результат сдачи известен сразу после экзамена. Если экзамен сдан успешно, то примерно через полгода студент становится референдаром и вступает во второй – практический – этап обучения юридической профессии. Его статус в данный момент соответствует статусу специалиста с неоконченным высшим юридическим образованием (Nichtvolljurist).
Во второй половине прошлого столетия юридическое образование в Германии «знало» также и «однофазовую» модель обучения юристов. Недостатками существовавшего в то время юридического образования считались: а) долгие сроки обучения (рефендариат длился 3 года), б) приоритет в обучении подготовке специалистов к деятельности судьи, в) разрыв между теорией и практикой.
Из всего изложенного мы видим много положительных черт в организации юридического образования в Германии: это основательность и качественность обучения, предоставление обучающимся большой самостоятельности и права выбора в подготовке себя к будущей профессиональной деятельности, объективность контроля знаний и широкая открытость теоретическому и практическому исследованию европейского и международного правового пространства. Может быть, поэтому переход к Болонской системе высшего образования вызывает неоднозначное отношение среди профессоров современных немецких университетов.

 

16 мая 2012 /
Похожие новости
    Важной составляющей в процессе формирования мирового интеллектуального климата является международная академическая мобильность. Это во многом объясняет, почему мировое сообщество
  Благодаря предоставленной нашим вузом возможности автору в составе группы преподавателей разных кафедр, входящих в ПНР-1, в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки
  Сотрудники РЮИ МВД России в составе делегации, представляющей Москву, Ростов н/Д, Смоленск и Челябинск, приняли участие в работе международного семинара “Актуальные вопросы
Образовательные профессиональные программы подготовки госу­дарственных служащих реализуются на факультете государственного управления Университета экономики и государственного управления. Здесь
Общее землеведение (сдо-геосервер) Общее землеведение – основа географического образования, его фундамент в системе географических наук. Основной задачей учебного курса является познание
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: