Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса

Важной составляющей в процессе формирования мирового интеллектуального климата является международная академическая мобильность. Это во многом объясняет, почему мировое сообщество активно ищет пути сближения подходов различных стран к организации систем образования и процессов обучения своих граждан, стремится определить параметры взаимного признания образовательных документов. Одним из основных этапов сближения является изучение образовательных систем различных стран, выявление их особенностей, осмысление с позиций национальной специфики. На пороге перехода российской высшей школы на федеральные государственные образовательные стандарты, реализующие основные положения Болонского процесса, особенно важно использовать опыт участия в этом процессе ведущих европейских стран.
В данной статье мы рассматриваем основные принципы и особенности организации современного высшего образования на примере Германии. Наш выбор именно этой страны обусловлен тем, что ее система высшего образования высокоэффективна и пользуется признанием во всём мире. Германия страна старинных университетских традиций. Первыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимн “Gaudeamus”.

Именно в Германии к концу XIV в. произошло окончательное утверждение термина «университет », откуда он проник во Францию, Италию, Англию.
Берлинский университет Фридриха Вильгельма, открытый в 1808 г., являлся действительно инновационным по сравнению с существующими университетами Германии. Фундаментальные принципы гумбольдтовского университета это академическая свобода и единство исследования и преподавания. Исследование, по Гумбольдту, состоит в рефлексивном познании, сопровождающемся применением собственного разума и самостоятельной деятельности преподавателя ученого. В университете Гумбольдта в основу преподавания был положен принцип, который исключает передачу неизменного по своему существу знания, зафиксированного в работах авторитетов, т.е. не определенная истина, а лишь само исследование позволяет научиться науке. На основании этого принципа наука, наконец, вводится в сферу преподавания. В современной интерпретации это означает, что в обучении следует опираться не на иллюстративно-объяснительные, а исключительно на проблемные и исследовательские методы.
Наше знакомство с системой высшего образования Германии началось в Техническом университете города Дортмунд (Technische Universitat Dortmund). Университет располагается на западе Германии в федеральной земле Северный Рейн Вестфалия. Исторически сложилось так, что в этих местах добывали уголь и плавили металл. В ответ на структурный кризис бывшего угольного и сталепромышленного региона в 1968 г. был основан университет, который в значительной степени расширил горизонты Дортмунда. Логистика, информационные технологии и микротехнологии стали волшебными словами, с которых начался отсчет новой эры в городе.
Университет довольно быстро приобрел репутацию инновационного вуза. Его визитной карточкой являются факультеты естественных, инженерных и гуманитарных наук, а также единственный на всю Германию факультет статистики. Кроме того, университет предлагает широкий спектр программ подготовки учителей для немецких школ всех уровней и типов по различным дисциплинам: от математики до языков и изящных искусств. Сегодня в Техническом университете Дортмунда получают образование 24000 студентов, в том числе 3300 иностранных из более чем ста стран мира. Здесь работают 300 ученых и около 3000 технических и прочих сотрудников. Как и все вузы ФРГ, университет Дортмунда является автономным образовательным учреждением.
Технический университет расположен на окраине города, однако от центрального вокзала Дортмунда до него можно добраться на электричке за 10 минут. Можно также воспользоваться существующей с 1984 г. надземной железной дорогой, по которой между северным и южным кампусами курсируют небесно-голубые вагончики. В непосредственной близости от университета раскинулся Технологический парк, на территории которого находятся более 280 фирм. Студенты получают от такого соседства огромную пользу в компаниях Технологического парка они могут проходить практику, заниматься научными исследованиями и, возможно, в дальнейшем получить работу.
Университет Дортмунда соединяет академические традиции с практической ориентацией, давая гарантию высокого качества обучения и исследовательской работы. Поступая в университет, студент выбирает направление подготовки (специальность). В Германии нет государственных образовательных стандартов, и учебные планы обладают высокой степенью вариативности. Из-за того, что у каждого студента свое расписание, в университете отсутствует такое привычное нам понятие, как «группа». По каждой дисциплине состав слушателей разный. Что касается потоков, то они создаются не на весь срок обучения, а лишь на один семестр для изучения конкретных учебных дисциплин. В университете Дортмунда, как и во всех вузах Германии, нет сессии: студент подает заявку на зачет или экзамен, когда подготовится.
Учебный год в Техническом университете Дортмунда подразделяется на два семестра длительностью по 15 недель каждый. Зимний семестр начинается в середине октября и заканчивается в феврале. До недавнего времени обучение в государственных университетах Г ер мании было бесплатным. Однако после того как в январе 2005 г. Конституционный суд ФРГ разрешил федеральным землям самостоятельно решать вопрос о взимании платы за обучение, университеты в южных и западных землях установили плату в размере 300500 евро за семестр. В федеральной земле Гессен плата за обучение вводилась, но впоследствии была отменена, а в государственных вузах, расположенных на территории бывшей ГДР, обучение по-прежнему остается бесплатным.
В Техническом университете Дортмунда плата за обучение составляет 500 евро в семестр, полученные средства остаются в университете. открытого и привлекательного для других регионов мира. Реформирование высшей школы тесно связано со стремлением объединенной Европы укрепить свою экономическую конкурентоспособность под давлением глобализации. В Техническом университете Дортмунда переход на новую систему начался в 2007 г. Сегодня в системе высшего образования Германии, кроме последовательной, существуют еще два вида магистратуры: непоследовательная (nicht konsekutiv) и магистратура, повышающая квалификацию (weiterbildende).

Сегодня уже можно отметить как свершившийся факт переход немецких вузов на новые двухуровневые образовательные программы и внедрение системы кредитов для оценки успеваемости. Вместе с тем отношение к Болонскому процессу главных его участников неоднозначное. Они считают, что у бакалавров меньше возможностей свободно выбирать курсы, чем у их предшественников специалистов, а для проведения семестра по обмену или практики просто не остается времени. Другие же, напротив, настроены оптимистично и радуются перспективе после получения диплома бакалавра поступить в магистратуру другого вуза Германии или Европы.
Среди преподавателей также нет единого мнения относительно перехода на новую систему обучения. Сторонники модели Гумбольдта сетуют на ухудшение качества образования из-за ограничения академической свободы студентов и отмечают, что ввиду перекраивания учебных планов «на бакалаврский манер» и сокращения сроков обучения студенты получают «отфильтрованную» информацию. Понимая, что современное высшее образование не должно быть оторванным от потребностей практики, они считают, что новая система недостаточно развивает способности студентов мыслить самостоятельно.
Пусть переход на новую систему высшего образования идет не совсем гладко, немецкие вузы по прежнему остаются привлекательными как для граждан самой Германии, так и для иностранцев, для учёных с мировым именем и начинающих исследователей. Сохраняя традиционную фундаментальность, доступность и открытость, высшая школа Германии становится более гибкой и старается откликаться на вызовы времени.

 

18 мая 2012 /
Похожие новости
    Сближение различных систем высшего образования – конечная цель Болонского процесса – требует знакомства с различными образовательными системами, которые и подлежат
  Благодаря предоставленной нашим вузом возможности автору в составе группы преподавателей разных кафедр, входящих в ПНР-1, в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки
  В июне 2007 г в рамках проекта «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов» фондом «Новая Евразия» был организован исследовательский
Образовательные профессиональные программы подготовки госу­дарственных служащих реализуются на факультете государственного управления Университета экономики и государственного управления. Здесь
    Зададимся отнюдь не праздными вопросами. Чем должен завершиться Болонский процесс? Какова возможная стратегия общеевропейских интеграционных процессов после 2010 года?
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: