Инновации и некоторые особенности преподавания в высших школах Германии

Благодаря предоставленной нашим вузом возможности автору в составе группы преподавателей разных кафедр, входящих в ПНР-1, в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки удалось побывать в научно-образовательных центрах Германии. Местом выполнения данного мероприятия была Немецкая Академия Менеджмента Нижней Саксонии (DMAN) в г. Целле.

Просмотреть условия поставки и приобретения качественного дизельного топлива от 3000 л. вы сможете, перейдя на сайт tavtot.ру  компании  «ТК АВТОТРАНС». 

 

Это общеполезная организация, работающая в сфере международного сотрудничества и занимающаяся поддержкой экономического развития путем повышения квалификации и консультирования специалистов предприятий и организаций. Руководство DMAN были организованы специализированные лекции и семинары с выездом на предприятия, а также в высшую техническую школу имени Карла Шоммера (г. Мерзебург), университет прикладных наук (г. Оснабрюк), Немецкий институт технологий каучука (г. Ханновер), Институт мембранной и скорлупочной технологии (г. Дессау), Южно-немецкий Центр по пластмассам (г. Халле), университет имени Мартина Лютера (г. Халле).

 

Крупнейший университет Германии - университет имени Мартина Лютера, где работают около 20000 человек и обучаются около 19000 студентов (из них 560 - иностранцы). В университете представлены как естественные, так и философские, гуманитарные науки, а также экономика, юриспруденция и наука о питании. На территории университетского городка (кстати, в зданиях бывшего вермахта и советского военного гарнизона) находятся институты химии, физики, материаловедения, механики, где проводятся фундаментальные и прикладные исследования. В научный комплекс также входит институт имени Макса Планка по физике микроструктур, где наиболее интенсивно занимаются инновационной деятельностью. Прослушанные там лекции, безусловно, способствуют расширению знаний в области молекулярной структуры, динамики и современной спектроскопии полимеров, а также наноматериалов и т.д. Вместе с тем профессора названного университета (и других вузов Германии), как и российские, переживают реформу образования в связи с Болонским процессом. Анализируя полученную в этой связи информацию, можно выделить следующие особенности преподавания в немецких высших школах:
- высшее образование бесплатное (однако, бывают посеместровые сборы, о которых решают сами вузы и отмены которых требуют социалисты);
- обучается большое число иностранных студентов (для которых обучение - платное);
- студенты активно участвуют в научных проектах;
- существует «свобода обучения», при которой, в частности, значительная доля учебных часов отводится на самостоятельную подготовку студентов (например, 110 часов в течение модуля им следует находиться в стенах вуза, а 200 часов - обучаться самим);
- к обучению на магистра допускаются только студенты, закончившие бакалавриат с хорошими оценками.
В отношении двухуровневой системы подготовки также надо заметить, что существуют и так называемые дуальные бакалавры, которые работают на предприятии и параллельно учатся. Два типа обучения существует и в магистратуре. Первый тип подразумевает последовательный переход от бакалавра к магистру. Второй тип - это магистры с повышенной квалификацией, которые после бакалавриата сначала два года работают на предприятии по специальности, а затем повышают свою квалификацию в заочной или вечерней форме обучения.
Наиболее важной составной частью повышения квалификации в Германии явились лекции и семинары по инновационному образованию и управлению инновациями в вузах. Как известно, поиску инновационных технологий, обеспечивающих реализацию современных целей высшего профессионального образования, как в нашей стране, так и за рубежом, уделяется самое серьезное внимание. Ибо переход к обществу знаний возможен лишь в случае обеспечения высокой инновационной динамики, для чего нужна генерация идей, т.е. креативность, которая означает способность к творческому мышлению и действию. Креативность и инновации должны быть центральными составляющими культуры высшей школы. В ходе выступлений преподавателей DMAN неоднократно подчеркивалось, что Германия не располагает богатыми природными ресурсами - «кроме интеллекта здесь продавать практически нечего, и приходится рассчитывать только на собственные мозги, продавать их, если будет инновационная мощь».
Ведущие специалисты в области инновационного образования - дипломированные педагоги Технического университета г. Брауншвейга (побратима Казани) и методико-дидактического центра высших школ Нижней Саксонии - поделились своим опытом по организации креативных процессов в высшей школе. Особо следует выделить полученные сведения о планировании и оформлении процесса обучения, а также о новых активных методах проведения практических занятий и семинаров. Имеет смысл остановиться на некоторых из них.
Так, «базовые камни обучения - знание и понимание». При этом студент должен изначально представлять, что ему необходимо знать по тому или ионному предмету. И «цели обучения превратятся в цели изучения только после того, как учащиеся начнут воспринимать их, как свои собственные цели».
Перед началом обучения полезно составить вопросы для предварительной оценки знаний студентов. Особую важность для процесса обучения представляют визуальная форма подачи материала и составление сложных контрольных вопросов, не дающих прямых ответов и требующих применения всех приобретенных знаний. Для выполнения подобных заданий стоит обратить внимание на активную работу студентов в подгруппах, участвующих в так называемом «мозговом штурме», и соревнующихся между собой. К примеру, студенческую группу можно разделить на подгруппы, из которых одна формулирует экзаменационные вопросы, а другая - на них отвечает, после чего они меняются.
Удивительным в этом отношении может показаться следующий новейший немецкий опыт. Так, с целью сокращения лекционного времени студенческим подгруппам дается перечень тем по той или иной дисциплине и предоставляется соответствующая литература с тем, чтобы они могли самостоятельно разобраться в учебном материале. При этом профессор за весь семестр (до экзамена) встречается со своими студентами едва ли не два раза, читая лишь первую (вводную) и последнюю (итоговую) лекции. А что же происходит в период между ними? Подгруппы встречаются, вместе обсуждают заданные темы, пытаясь дойти до сути. Если же остаются непонятные вопросы, студенты обращаются к профессору. И тогда профессор приходит и ... (увы!) лишь предоставляет им дополнительную литературу, т.е. его задача - не подсказать ответ, а снабдить студентов той информацией, которая им поможет самостоятельно разобраться в учебном материале.

 
Конечно, описанный революционный метод преподавания вызывает целый ряд вопросов: определяется ли его применение первоначальными знаниями студентов, как следует учитывать разный уровень их подготовки, пригоден ли он для основных специальных дисциплин и т.п. Как оказалось, этому инновационному немецкому опыту уже несколько лет, причем с каждым годом приносит все лучшие и лучшие результаты. Понятно, что он распространяется и на семинарские занятия, где студенческим группам дается определенное задание и требуется найти наиболее оптимальный путь для его решения. Ключевым слагаемым успеха, по-видимому, является понимание студентами огромной возложенной на них ответственности. Самостоятельная работа студентов в таких конкурирующих подгруппах, несомненно, развивает способность студентов работать в команде, стимулирует мыслительную их деятельность и проявление индивидуальной креативности, что весьма важно для современных специалистов.
Как четко было отмечено в докладах дипломированных экономистов, консультантов по маркетингу о развитии инновационного предпринимательства и коммерциализации результатов научной деятельности, «научные результаты не должны оставаться в ящиках стола», «необходима систематическая и эффективная коммерциализация, т.к. от соединения и взаимодействия бизнеса и науки, в конечном счете, зависит конкурентоспособность регионов». Однако, как известно, авторитет Германии - страны высоких технологий - основан на том, что предприятия вкладывают очень большие инвестиции в НИОКР для последовательного вывода на рынок новых продуктов и услуг.

 

16 мая 2012 /
Похожие новости
    Сближение различных систем высшего образования – конечная цель Болонского процесса – требует знакомства с различными образовательными системами, которые и подлежат
    Важной составляющей в процессе формирования мирового интеллектуального климата является международная академическая мобильность. Это во многом объясняет, почему мировое сообщество
  Сотрудники РЮИ МВД России в составе делегации, представляющей Москву, Ростов н/Д, Смоленск и Челябинск, приняли участие в работе международного семинара “Актуальные вопросы
Геоморфология (сдо-геосервер) Рельеф земной поверхности составляет фундамент современных ландшафтов.  Формы рельефа земной поверхности являются не только результатом взаимодействия эндогенных и
Общее землеведение (сдо-геосервер) Общее землеведение – основа географического образования, его фундамент в системе географических наук. Основной задачей учебного курса является познание
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: