Мартин Лютер и рост социально-политического самосознания народных масс в Германии в 1517-1521 гг.

Связь между деятельностью М. Лютера и движением народных масс, приведшим к Крестьянской войне 15241525 гг., оспаривается только теми историками, которые видят в Реформации исключительно один ее религиозный аспект. Отмечая связь Реформации с религиозным движением масс, Ф. Энгельс подчеркивает, что Крестьянская война, как и рыцарское восстание (1522), была «ответом на призыв Лютера к борьбе против церкви». М. Лютер, прикрепив 31 октября 1517 г. свои знаменитые «95 тезисов» к дверям замковой церкви Виттенберга, дал сигнал к началу Реформации, ставшей первой буржуазной революцией в Европе с Крестьянской войной в качестве критического эпизода3. Наиболее видные противники Реформации, выступавшие при жизни М. Лютера в защиту католической церкви и феодальных порядков, такие как Т. Мурнер, Э. Сильвий, И. Кохлей и другие, обвиняли его даже в подстрекательстве крестьян к восстанию и считали одним из главных виновников Крестьянской войны.
В то же время известно, что из-под пера Лютера не выходило сочинений, обращенных непосредственно к народным массам, тем более таких, которые открыто бы призывали или толкали простой народ к тому, чтобы он брался за оружие. И если, тем не менее, на определенном этапе М. Лютер своими сочинениями, речами и проповедями оказывал решающее влияние на рост социально-политического самосознания народных масс, без которого немыслимо представить связь Крестьянской войны и Реформации, то исследование процесса и результатов воздействия М. Лютера на массы представляется нам актуальной задачей.  

При решении вопроса о влиянии М. Лютера на рост социально-политического самосознания народных масс следует в первую очередь исходить из того, что он является идейным вдохновителем и руководителем Ре формации. Первый период в деятельности М. Лютера с 1517 по 1521 гг. характеризует его как одного из самых радикальных и смелых представителей общественной мысли того времени, который не побоялся говорить о единстве и равных правах всего светского общества, независимо от социальной принадлежности и места в феодальной иерархии отдельного человека. Каждое его выступление в это время было своим острием направлено против самой мощной идейной и материальной основы феодального строя римской католической церкви и объективно сильнейшим образом воздействовало на народные массы, придавая их антифеодальной революционной борьбе справедливый характер.
Далее, следует считаться с тем, что Реформация, как и всякая настоящая революция, была немыслима без активного участия в ней самых широких слоев народа. Для того чтобы эти массы поднялись на революцию, их следовало к этому готовить и ими руководить. В.И. Ленин, наиболее глубоко
изучивший взаимосвязь между революцией и действиями масс, подчеркивал, что «один из главных научных и практически политических признаков всякой действительной революции состоит в необыкновенно быстром, крутом, резком увеличении числа «обывателей», переходящих к активному самостоятельному, действенному участию в политической жизни...». По мнению В.И. Ленина, «всякая революция означает крутой перелом в жизни громадных масс народа. Если не назрел такой перелом, то настоящей революции произойти не может».
Для нашей статьи важно отметить, кого следует понимать под «народными массами» в ходе Реформации. Необходимо помнить, что понятие «народные массы» изменчиво, соответствует времени и характеру борьбы. В количественном отношении для начала революционного выступления достаточно и нескольких тысяч представителей народа, в то время как для революции нужны самые широкие слои народных масс. Изменяется это понятие и по качественному составу.
Конкретно, во время Реформации к народным массам относились, прежде всего, крестьяне и ремесленники. Они были их стержнем, вокруг которого группировались в разное время плебеи городов и большая часть средних слоев, прежде всего представители интеллектуального труда. Немалую роль в составе народных масс на разных этапах Реформации играли домашняя прислуга и наемные солдаты. На первом этапе Реформации были моменты, когда к народным массам примыкали представители рыцарства. В самой Реформации сложилось понятие «простой люд» («gemeiner Mann»), которое наиболее полно соответствует нашему представлению о народных массах того времени. Возникший в ходе Крестьянской войны революционный крестьянско плебейский лагерь, на наш взгляд, составлял самую «сознательную» и передовую часть народных масс на пике раннебуржуазной революции. В ходе ее понятие «народные массы» включает в себя как более или менее организованную и наиболее активно действующую часть населения, так и широкие слои приходящих в движение обывателей. Учитывая изложенные теоретические предпосылки, мы ставим в статье в основном две задачи. Во-первых, выявить в начальном периоде реформационной деятельности М. Лютера такие мысли и конкретные действия реформатора, которые прямо или косвенно должны были содействовать росту социально-политического самосознания народных масс. Важно при этом обратить внимание на то, как и насколько сам М. Лютер считался с мнением «народных масс», кого он под ними подразумевал. Во-вторых, необходимо показать рост самосознания народных масс не на примере их конкретных действий, что уже сделано другими исследователями, а на основе развития их воззрений на Реформацию и ее революционные цели.
При рассмотрении первой задачи основными и решающими источниками являются произведения М. Лютера и его действия в интересующее нас время. Для решения второй задачи мы преимущественно опираемся на примеры, извлеченные из самых популярных народных произведений, вошедших в историю под названием «диалогов».

Подводя итоги, необходимо сделать ряд важных, на наш взгляд, выводов. Во-первых, реформационные идеи Лютера изначально содержали значительный демократический заряд: реформация мыслилась как демократический акт. Феодальную, иерархическую церковную организацию первоначально должен был заменить весь христианский народ. С течением времени Лютер выдвигает идею демократической организации новой церкви, которая должна отличаться выборностью священников снизу до верха, смещаемостью негодных священнослужителей, коллегиальным управлением, поставленным под контроль светской власти. Во-вторых, заботясь о претворении своих требований в жизнь, Лютер ставил вопрос об их движущих силах. При решении этой задачи он в 1520 г. недвусмысленно дает понять, что в проведении реформации церкви отводит роль и «простому народу», ясно подчеркивая, кого он конкретно понимает под этим названием. В-третьих, демократическое содержание реформационных идей Лютера и его высказывания о роли народных масс в предстоящем преобразовании церкви были восприняты широкими кругами крестьянства и трудового населения в целом. Диалоги не только создавались с целью мобилизовать народные массы в защиту Реформации, но и отражали самосознание широчайших слоев общества. В-четвертых, хотя Лютер избегал об этом говорить, народные массы сразу связывали Реформацию с кровопролитными боями, выражали готовность жертвовать собой и всем, чем они располагали, во имя торжества справедливости. Крестьянство понимало необходимость заботиться о союзниках и руководителях, военных и идейных (Лютера они хотели брать только под защиту). В-пятых, народные массы уже в 1521 г. не отрывали религиозную реформацию от коренного преобразования всего политического строя. Демократическое содержание реформационного учения Лютера они рассматривали через призму исторического опыта борьбы народа против светской тирании, монархической формы правления, за республиканский общественный строй. Сорвав покровы святости с церкви, Лютер вдохнул в народные массы уверенность в справедливости их антифеодальной борьбы. Революционно-демократическое содержание Реформации, ее буржуазный характер впервые наиболее определенно и ярко проявлялись в сочинениях Лютера и росте самосознания народных масс в 1520-1521 гг. Это было время наиболее тесного контакта между создателем реформационных идей и реформационным движением народных масс. Идеи Лютера надолго овладевали массами, хотя сам он вскоре начал отходить от наиболее радикального их понимания.

17 мая 2012 /
Похожие новости
Политические режимы
    В развитии партийной системы Восточной Германии можно выделить два периода: с осени 1989 г. по осень 1990г. и с декабря 1990г. по настоящее время. Первый период являлся периодом
С крушением коммунистических режимов в России и Польше изменились роль и значение средств массовой информации. В настоящее время масс медиа озабочены определением своего статуса в условиях
  В связи с ослаблением коммунистического и рабочего движения решать коренные социальные задачи может возникнуть новая оппозиция в более совершенной форме социального протеста, которой будет
Партизанское движение является немирной (насильственной) формой политической борьбы. Оно включает вооруженную борьбу народных масс против оккупантов или неугодного политического режима в стране.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: