Германия: турецкая проблема остается острой

Проблема гастарбайтеров, и не только турецких, проблема для Германии давняя, имеющая богатую «биографию». Анализ структуры иностранного населения, проживающего в Германии, по национальной принадлежности, по статусу и сроку проживания показал, что наиболее проблематичная этническая группа это турки. Треть их уже более 25 лет проживает в Германии, еще треть родились в ФРГ, и около 70% из них имеют бессрочный вид на жительство, либо право на бессрочное пребывание в стране. Вместе с тем это самая большая группа иностранцев в Германии?
Но ситуация эта не разрешится сама собой и будет еще сильнее давить на немецкое общество. Готовятся к «юбилею». В 2011 г. самая большая иностранная этническая группа Германии отметит 50летие с начала своей иммиграции в тогда еще совсем незнакомую им страну. Большая доля трехмиллионной турецкой диаспоры была рождена уже в Германии и знает Турцию исключительно из рассказов родителей и туристических поездок. Несмотря на это, интеграция данной этнической группы не прошла успешно, что связано, как со стороны турок, так и со стороны коренного населения, с неприязненными чувствами, вызванными культурнорелигиозными различиями. Немецкое население непросто воспринимает турецкий этнос, поэтому турки замыкаются в собственном кругу, что опять-таки усложняет их интеграцию в немецкое общество. Почти 30% турок, проживающих на сегодняшний день в Германии, уже получили немецкое гражданство, однако внутриобщественный конфликт не разрешен.

Германия: турецкая проблема остается острой

Первая волна трудовой миграции. В первые послевоенные годы уровень миграции между Германией и Турцией был невысок, однако в годы «экономического чуда» из-за высокого количества вакантных мест на рынке труда руководством ФРГ было принято решение о рекрутизации трудовых мигрантов из стран Юго-Восточной Европы. ФРГ заключила ряд двусторонних договоров с большинством стран этого региона в 1955-1968 гг., среди которых был и договор с Турцией, подписанный 31 октября 1961 г. Там, в связи с экономическими кризисами, структурными проблемами в экономике и высоким ростом населения наблюдался переизбыток рабочей силы. В год подписания соглашения между Турцией и Германией в ФРГ на 500 тыс. вакантных мест насчитывалось лишь 180 тыс. зарегистрированных безработных немцев. До середины 1960х годов существовало общее мнение о том, что иностранная рабочая сила так называемые трудовые мигранты, как их часто называли в обиходе лишь временно живет и работает в Германии. В двустороннем соглашении между Турцией и Германией было зафиксировано, что максимальный срок проживания трудового мигранта в Германии составляет два года.
Рекрутизацией, проводимой Германией в годы высокого экономического роста, не было задумано долгосрочного пребывания мигрантов в Германии. Меры эти были направлены лишь на текущее удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах.
Не считая отдельных специалистов (например, высококвалифицированных врачей), трудовым мигрантам предусматривались преимущественно места, которые коренному населению не были интересны. Постепенно такая политика государства нашла одобрение в обществе. Вариант возможной интеграции рабочих, опирающийся на страну происхождения, традиции и религию, казался в то время абсолютно невозможным, так как трудовая миграция рассматривалась в качестве краткосрочного явления.
Уже во второй половине 1960х принцип перемещения иностранной рабочей силы был нарушен. Не в последнюю очередь вызвано это было самими предприятиями, которые не хотели нести расходы по обучению нового персонала.
Еще во время экономической рецессии в 1966-1967 гг. многие иностранные мигранты, потерявшие работу, вернулись в страны происхождения. Но так как экономическая ситуация в Турции была в более тяжелой, многие реэмигранты поспешили вернуться в Германию. Лишь в связи с нефтяным кризисом 1970х и вызванным спадом в экономике Германии правительство ФРГ утвердило в октябре 1973 г. решение об окончании рекрутизации иностранной рабочей силы. И в этом же году количество иностранных рабочих достигло своей пиковой величины 2 595 тыс. чел., из которых 910,5 тыс. являлись гражданами Турции. В годы экономического спада (1974-1975), а также в 1981-1985 гг. иностранные трудовые мигранты возвращались в страну своего происхождения значительно реже. Связано это было с тем, что они боялись не получить в будущем разрешения на повторный въезд в Германию.
Воссоединение с семьей. Целью решения правительства ФРГ о прекращении трудовой миграции из третьих стран было уменьшение количества иностранных рабочих в Германии. Этого не удалось достичь. Еще за год до принятия этого решения турецким рабочим была предоставлена возможность свободного выезда из страны на родину и при желании обратного возвращения в Германию. С 1973 г. выбор был ограничен: мигранты могли либо навсегда вернуться в страну своего происхождения, либо навсегда остаться в Германии. К этому времени изменились также планы предприятий, которые не хотели заменять уже обученный персонал новыми неопытными сотрудниками.
В то же время не оправдались надежды турецких мигрантов на инвестирование скопленных в Германии средств в экономику собственной страны. На беззаботное существование в Германии или Турции этих средств также не хватало. Среди турок, оставшихся в Германии, наметилась тенденция к воссоединению со своими семьями. При этом они опирались на международные соглашения, которые предписывали права трудовых мигрантов на воссоединение с семьей, такие как, например, ст. 8 Европейской конвенции о правах человека, либо ст. 9 Европейской социальной хартии.
Попытки государства интегрировать иностранцев. В начале 90х годов XX века правительство Германии впервые серьезно задумалось об интеграции иностранцев, в частности представителей Турции. На заседаниях Бундестага дебаты, прежде всего по вопросу облегчения правил на получение гражданства, провалились.

 

Опрос турецких мигрантов показал, что 2/3 абсолютно не имеют желания вернуться на историческую родину, а более половины считают, что жизнь их больше связана с Германией, нежели с Турцией. Уже в 1991 г. был изменен закон о гражданстве и облегчены правила его получения. Необходимый срок проживания в Германии составил по новому закону 15 лет (с 2000 г.), а стоимость оформления всех необходимых документов снизилась с 5 000 до 100500 немецких марок. Одним из требований оформления ходатайства о предоставлении немецкого гражданства был отказ от гражданства турецкого. Правда, турки нашли способ для обхода данного предписания и получения двойного гражданства. Вначале они отказывались от турецкого гражданства, а после получения немецкого паспорта снова подавали ходатайство на получение турецкого. Подобным способом около 260 тыс. немцев турецкого происхождения получили двойное гражданство.
В целом в Германии существует более 40 различных турецких объединений, самые крупные из которых Турецкоисламский союз Института религии, Исламский союз, Турецкоисламский союз Европы, Организация курдов, Союз исламских культурных центров, Совет граждан турецкого происхождения, Турецкий союз Германии и др.
Повседневная жизнь. Вернемся к началу нашей статьи. Воссоединение турецких мигрантов с их семьями заставило немецкое общество столкнуться с новыми проблемами. Необходимо было принять тот факт, что никто до этого не задумывался о возможных последствиях миграции. Школы, детские сады, различные службы и ведомства не были готовы к новым группам населения, и даже сегодня еще не полностью адаптировались к ним. Поэтому повседневная жизнь это огромный ком неразрешенных проблем интеграции иностранцев. Однако, по мнению Меркель, это не должно становиться причиной, чтобы не учить немецкий язык.

16 мая 2012 /
Похожие новости
  Образование на политической карте Европы блока стран с единой валютой. Едиными границами, единым рынком также положительным образом сказалось на развитии миграционных процессов на всем
  Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) стали ведущей формой международных экономических отношений, в которой процесс глобализации достиг наибольшего уровня развития. Особый интерес вызывает
  В 1990-е гг. между Турцией и Грецией сохранялась напряженность по традиционно спорным проблемам, таким как ширина территориальных вод, континентального шельфа, размеры воздушных зон, линия
Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям существования. Решающее
    Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: