Государство в современной Франции

Сегодняшняя глобализация в мире определяется не только ка­чественно, но и количественно: ежеквартально осуществляется международный финансовый оборот в размере 1,5 млрд. долл.; прямые зарубежные инвестиции составляют более 1 трлн. долл.; международные валютные операции исчисляются в объеме 7 трлн. долл. Происходит реорганизация, реструктуризация в промышлен­ности и сфере услуг в очень больших размерах - на сумму около 1 трлн. долл. произведено слияний и поглощений! В мире насчиты­вается 63 тыс. транснациональные компании и 690 тыс. их загра­ничных филиалов; 3 млн. человек ежедневно пересекают границы в поисках найма; в 2000 г. более 100 млрд. минут составила междуна­родная телефонная связь; зарегистрировано свыше 250 млн. або­нентов Интернета.
Мир вовлечен в гигантскую сеть экономических, финансовых, научно-технологических, социальных, политических отношений. Это связывает страны в единый организм, открывает границы официальные, финансовые, производственные, технологические, социальные и политические. Все без исключения государства ста­новятся в большей или меньшей степени уязвимыми и открытыми внешнему влиянию. Глобализацию как общемировую объектив­ную тенденцию развития остановить или запретить нельзя, ее необходимо признать, принять и на этом основании выстраивать уже иную политику.
Для Франции настали времена, когда традиционная политика должна быть пересмотрена с учетом новых и прочно вошедших в жизнь тенденций. Встал вопрос, как можно изменить промышлен­ную политику Франции, учитывая новые обстоятельства. Как ее обновить, придать особый импульс экономике, согласовывая с объективными тенденциями и в то же время не поступаясь нацио­нальными интересами?
Главными приоритетами, вариантами промышленной полити­ки Франции как страны постиндустриальной экономики могут быть:
развитие комплекса новых технологий на основе активной инновационной, инвестиционной политики;
создание международно-ориентированных технополисов;
совершенствование общества знания, а следовательно, каче­ственно иной уровень подготовки кадров;
конструктивное сотрудничество национальных и наднацио­нальных организаций по всем вышеперечисленным и с ними связанным проблемам.
Характеристикой периода в силу сложности и масштабности задач является, с одной стороны, ограничение прямого вмеша­тельства государства в экономику, а с другой - усиление институ­циональной регулирующей функции государства. Отныне госу­дарство - главный координатор деятельности любого рода, государство - центральное звено, вокруг которого группируются все хозяйствующие субъекты, государство - по-прежнему гарант развития науки, исследований, образования и промышленности.
«Коньком» современной индустрии Франции являются маши­ностроение и авиационно-космическое производство. Французские производители в этой сфере пользуются широким признанием. Авиационная промышленность Франции занимает ведущие пози­ции в западноевропейском авиастроении, успешно конкурируя с США. На экспорт поступает около половины продукции француз­ских авиационных заводов. Что же касается космической техники, то Франция - признанный лидер. 

Но это одна сторона медали. Другая - невысокая конкуренто­способность французской промышленности в целом, а следователь­но, что-то недоучтено, недоработано в промышленной политике государства и необходимы существенные коррективы. Во многих странах стратегия инноваций и центров развития производства и конкуренции взаимо дополняют друг друга. Она принята различны­ми европейскими (Германией, Испанией, Италией, Венгрией), скандинавскими, азиатскими (Кореей, Японией) странами и по сути означает синергию науки, технологии и производства - это адекватный, но предсказуемый ответ на процессы, происходящие в мировой экономике.
Однако Франция отстает в этом движении, которое получило развитие в индустриальных странах еще в 1990-е годы. Во Франции конец ХХ века был отмечен многочисленными экспериментами и в сфере инновационной политики, и в области создания территори­альных научно-промышленных комплексов, однако все они носили фрагментарный характер и только в начале XXI в. получили оформ­ление на уровне национальной промышленной политики.
На данном этапе для развития конкурентоспособной индустри­альной базы промышленная политика должна стать научно-промышленной. Тем самым она получит дополнительное уточне­ние, продиктованное временем и прежде всего закономерностями постиндустриального государства.
В начале XXI в. Франция развивала все известные в мире науч­ные и технологические направления, что было бы невозможно без активной инновационной политики. В постиндустриальном обще­стве инновации играют ключевую роль в развитии экономики и обеспечивают длительный коммерческий эффект. Изменения в модели развития, когда важнейшим фактором роста производства становятся инновации, предполагают способность хозяйственных субъектов к их постоянному восприятию. Изменить промышлен­ную структуру страны - такой представлялась первоочередная задача промышленной политики на рубеже веков. В этой связи Пре­зидент Франции Ж. Ширак в письме к генеральному директору компании «Сэн-Гобэн» Ж.-Л. Беффа, подчеркивает « ...особую значимость и объективную необходимость пересмотра целей и действий в промышленной политике как в национальном, так и в международном плане». По мнению Ж. Ширака, особо важно вне­дрение инноваций, с тем чтобы не допустить отставания отдельных секторов и отраслей будущего, таких как информационные техно­логии, биотехнологии, нанотехнологии, охрана окружающей среды, энергетика и производство новейших материалов высокотехноло­гичных отраслей. Такая политика призвана способствовать как росту конкурентоспособности французской экономики, так и созда­нию новых рабочих мест в промышленности и сфере услуг.
 США и Япония демонстрируют эффективную политику под­держки высоких технологий. США финансируют НИОКР на пред­приятиях с помощью венчурных фирм, в основном в оборонном комплексе, существенная часть их научно-исследовательских раз­работок впоследствии направляется в гражданские отрасли. Иначе говоря, практика «очесов» (использование разработок оборонной промышленности в гражданской сфере), на основе которой уско­ренно развивалась американская промышленность, по-прежнему сохраняется. Японское правительство предоставляет очень сущест­венные средства университетам, в меньшей мере поддерживает НИОКР на предприятиях, но при этом играет очень важную роль в координации инновационной политики предприятий.
Инновационная политика должна была быть дополнена разви­тием центров роста. Межминистерский комитет развития террито­рий (Comite interministeriel a lamenagement et au developpement des territories - CIADT) 13 декабря 2002 г. наметил изменения в определении новой промышленной политики и продвижении французской модели создания конкурентоспособных центров.
Эта модель - плод длительного процесса, инициированного государством и многочисленными исследованиями, докладами, отчетами по данной проблеме, которые свидетельствовали как о большом интересе к ней, так и необходимости изменений француз­ской модели, сочетавшей в себе, по мнению некоторых французских специалистов, «глобалистские замашки и государственный волюнтаризм».
Создаваемые центры должны были отвечать следующим харак­теристикам:
участие в процессе глобализации;
наличие инновационных возможностей и в перспективе со­здание синергии между исследовательскими центрами, уни­верситетами, предприятиями;
высококвалифицированное управление и постановка ясных и четких задач перед предприятиями;
поддержка государства, которое только помогает в решении задач, но не является абсолютным управляющим.
Это ни в малейшей степени не кольбертизм, но в известной ме­ре оригинальный возврат к практике государственной поддержки объединенных партнерскими соглашениями предприятий и раз­личных институтов в выполнении целевых задач.
Новой промышленной политике содействовали многие факто­ры, но важнейшим из них была поддержка избранного курса мно­гими партиями, сопричастность к его реализации самых различных экономических, научно-исследовательских, технологических субъ­ектов. На основе серьезного анализа выверялись качество нового партнерства, управления, сосуществования производственного и технологического блока и конечный экономический результат.
Конечно, с развитием полюсов конкурентоспособности сильно изменится карта промышленности Франции. Создание новых научно-промышленных кластеров означает переход Франции в наступление, и это ответ Франции на требования глобализации.

01 марта 2012 /
Похожие новости
Представляем результаты исследования инновационной деятельности компаний, проводившегося в девяти странах: Австрии, Бразилии, Канаде, Дании, Франции, Новой Зеландии, Норвегии, Корее и Великобритании.
      Несмотря на то, что Бельгия обладает значительным научным потенциалом, страна занимает предпоследнее место в Европе по уровню расходов на НИОКР - 0,91% ВВП. Для нее характерен
Глобализированный мир по сути стал новым миром, без привыч­ных и дорогих миллионам граждан понятий и норм, и в нем следова­ло научиться жить. Глобализация рассматривалась французами как некое зло,
    Глобализация мировой экономики начинает определять эволюцию систем хозяйствования в составных структурных частях мировой эконо­мики - национальных экономиках отдельных стран,
12-13 ноября 2008 г. в ГУ-ВШЭ прошла российско-европейская конференция «Инновационная политика для обеспечения экономического роста: цели и инстру-менты». Мероприятие было организовано
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: