«Новый мир» и отношение к нему во Франции

Глобализированный мир по сути стал новым миром, без привыч­ных и дорогих миллионам граждан понятий и норм, и в нем следова­ло научиться жить. Глобализация рассматривалась французами как некое зло, наносящее урон культуре и сельскому хозяйству, торговле и промышленности, развитию личности и демократии, националь­ной независимости и историческим традициям. По данным опроса общественного мнения в конце 1990-х годов, 72% опрошенных отно­сились к глобализации с недоверием; 65% рассматривали ее как главную причину углубления социального неравенства; 56% счита­ли, что она наносит вред личности; 55% полагали, что глобализация ставит под удар французские предприятия и занятость. 

Глобализацию первоначально восприняли, прежде всего, как американский натиск на страну, угрозу национальной независимо­сти. Недоумение и неприятие вызывали резкие и непредсказуемые изменения в коммерческих, человеческих, культурных и техноло­гических отношениях. Во французской литературе в 1990-е годы часто встречались выражения «мир - это не товар», «иностранная диктатура», газеты выходили с заголовками «Глобализация: контратака», «Глобализация: да или нет», «Другая глобализация». Газета «Монд» опубликовала 3500 статей по поводу глобализации за один год («Нью-Йорк Таймс» - 1067 за тот же период). За вре­мя предвыборной кампании в 1995 г. Жак Ширак произнес не менее 163 речей о глобализации. Число упоминаний о Франции в связи с глобализацией в европейской прессе растет: в 1990 г. ­одно, 16 - в 1995, 384 - в 1999, 451 - в 2000 г. Интеллигенция, по­литологи и экономисты, представители различных общественных организаций - все приняли участие в дебатах о глобализации, ее последствиях, информатизации культуры, американизации самой сущности французской жизни, которая ставит под вопрос сложив­шийся образ Франции в мире.
Ничего удивительного, что в стране, где так привыкли к особым отношениям между государством и гражданами, все известные политические деятели в своих программах и заявлениях сочли не­обходимым высказать свою позицию по поводу глобализации. Многие считали необходимым ввести комплекс мер, с тем чтобы регулировать ее воздействие на Францию.
Так, Л. Жоспен и Ж. Ширак настаивали на необходимости разра­ботки концепции, альтернативной теории дерегулирования, которая означает полную либерализацию экономики (свободный рынок товаров, услуг, денежно-валютный рынок, рынок труда). Даже про­должая осуществлять либерализацию и приватизацию экономики, Ж. Ширак и Л. Жоспен не забывали о государстве как символе нацио­нальной идеи для миллионов французов. Однако французское руко­водство идею либерализма принимало не до конца. Так, Л. Жоспен никогда не переставал говорить о необходимости «обуздать рыноч­ные силы и бороться против эксцессов либерализма». Ж. Ширак по­сле избрания президентом в 1995 г., в своей программе подчеркивал роль государства, особенно в сфере социальной защиты и помощи наиболее нуждающимся слоям населения. Руководство страны стре­милось не допустить социально-экономического хаоса, защитить страну от натиска неконтролируемого рынка.
Ж.Ширак был одним из сторонников международного соглаше­ния об управлении глобализацией, ее геополитическими тенденция­ми. Он настаивал на необходимости защитить и сохранить уникаль­ную роль Франции в мире как международного арбитра, страны с высоким уровнем промышленного и интеллектуального развития, противопоставить силу и разум господству США, главному носите­лю глобализации. Наконец, практически все руководители страны были заинтересованы в тех мерах, которые необходимо принять, чтобы защитить от глобализации культуру и личность.
Между тем глобализация, явившись продолжением интернацио­нализации на новом витке спирали развития, уже пустила глубокие корни во Франции. С конца 1960 - начала 1970-х годов происходи­ло подстраивание национальной экономики под новые правила международных отношений, и как следствие перемены в социально-экономической жизни стали явлением объективным и постоянным. Страна находилась постоянно в процессе изменений, особенно быс­трых и масштабных в последние двадцать лет, охватывающих самые различные сферы жизни. Происходят глубокие изменения струк­турного характера в экономике, обществе и политической жизни, и часто изменения весьма положительные. Парадокс в том, что если Франция и сопротивлялась глобализации (больше на уровне созна­ния), реально на уровне экономики она к ней адаптировалась.
За последние двадцать лет французская экономика радикально изменилась. Адаптация Франции к экономической глобализации, как это ни странно на первый взгляд, проявилась и в стабильном экономическом росте - 3%, это наилучший результат, достигнутый Францией за последние десять лет. Бюджетный дефицит снизился до 2%. Это позволило сократить разрыв между суммой внешнего долга и ВНП до 60%, а также уровень банковского процента по краткосрочным кредитам до 2,9% и долгосрочным, соответственно, до 4,6% - ставки самые низкие в истории страны.
Рынок капиталов, стимулируемый притоком инвестиций из-за рубежа, вырос на 51% в 1999 г. и поддерживался в таком состоянии в 2000 г., в то время как на всех европейских и американских бир­жах произошел обвал. Инфляция практически отсутствовала. Итак, переход к либеральной модели экономики принес свои поло­жительные результаты.
Франция вступила в новый век, имея экономические позиции, наиболее выгодные за последние тридцать лет. Однако адаптация Франции к новым международным требованиям не произошла бы так быстро и в целом успешно, если бы в течение почти сорока лет не про­водилась целенаправленная государственная промышленная полити­ка создания сильной индустриальной страны и усиления конкуренто­способности промышленности. Более того, устойчивое положение Франции в новых условиях - закономерное следствие государствен­ной промышленной политики: страна оказалась экономически готова занять подобающее ей место в изменившейся мировой экономике.
В новых условиях разрабатывалась и новая промышленная политика, соответствующая постиндустриальной экономике и обществу знания. Именно так экономику Франции определил из­вестный политический деятель М. Камдессю10.

 

29 февраля 2012 /
Похожие новости
Туризм в контексте глобализации и современного экономического кризиса
    В статье рассматривается национальный рынок международных туристских услуг. В качестве примера детально анализируется туристский рынок Греции — его содержание, история развития с
Сегодняшняя глобализация в мире определяется не только ка­чественно, но и количественно: ежеквартально осуществляется международный финансовый оборот в размере 1,5 млрд. долл.; прямые зарубежные
    Глобализация мировой экономики начинает определять эволюцию систем хозяйствования в составных структурных частях мировой эконо­мики - национальных экономиках отдельных стран,
  Современный мир «глобализации – это мир все более неравного распределения ресурсов, жизненных благ и шансов выживания народов и человека, размытых и одновременно очень
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: