Правовое регулирование обращения с промышленными отходами во Франции

Право окружающей среды (droit de l'environnement) Франции появилось относительно недавно по сравнению с другими отраслями французского права. Начиная с 1976 года, французские юристы поставили вопрос о месте экологического права в правовой системе страны. За последние десятилетия во Франции огромное развитие получило также и законодательство в области обращения с отходами как неотъемлемая часть экологического законодательства.
Во всех экономически развитых странах непрерывно растет объем промышленных отходов, и правовое регулирование переработки отходов имеет огромное значение.
Экологический кодекс Франции (Code de l'environnement)является одним из основополагающих нормативных актов в данной области.
Создание Экологического кодекса это важнейшее достижение экологического права, связанное с его унификацией. Кодекс объединяет в себе основные принципы в сфере обращения с отходами, в частности: уменьшение количества и вредного характера отходов, ответственность производителя отходов вплоть до этапа их уничтожения, организация транспортировки отходов (департаментские и региональные планы), повторная утилизация отходов, обеспечение права общественности на информацию и др.
Французское законодательство определяет отходы как «любые остатки производственного процесса, переработки или использования, любое вещество, материал, продукт или, в более широком контексте, любая движимость, выброшенная или предназначенная на выброс ее владельцами».
В экологическом словаре Франции дается несколько иное, но согласующееся с предыдущим определение: «Отходы  это материалы какого бы то ни было происхождения, выброс или складирование которых в окружающую среду осуществлены или предусмотрены».

Кроме того, французское законодательство содержит в себе понятие так называемых «конечных» отходов (dechet ultime). Так, например, закон Франции от 13 июля 1992 г. об уничтожении отходов и классифицированных установках в области охраны окружающей природной среды дополнил закон от 15 июля 1975 г. определением понятия «конечного» отхода, представляющего собой посттехнологический остаток, «не подлежащий дальнейшей переработке в существующих технических и экономических условиях».
Для стимулирования этих процессов предусмотрено определенное количество форм финансовой поддержки, направленных на развитие «чистых» технологий и технологий по утилизации и уничтожению отходов, разработку новых способов переработки отходов без причинения вреда окружающей среде. Помощь могут оказывать различные министерства и агентства Франции.
Финансовая поддержка предоставляется для осуществления следующих видов деятельности:
1. индивидуальная переработка.
Речь идет о создании в учреждении сооружения, предназначенного для переработки своих собственных отходов, или об инвестировании, позволяющем уменьшить производство отходов. Помощь в этом случае предоставляется в виде субсидий и ссуд.
2.    переработка в специализированном центре.
Для некоторых видов токсичных отходов, если промышленники высказываются за переработку в коллективном специализированном центре, помощь предоставляется водным агентством (Agence de l'eau). Она распространяется на стоимость перевозки отходов и стоимость переработки (при этом она не должна превышать ограничительной стоимости, определяемой агентством заранее).
Административный совет агентства состоит из представителей государства (назначаются по предложению министров окружающей среды, энергетики, здравоохранения и др.), представителей парламента, представителей местных властей, квалифицированных кадров, представителей узаконенных ассоциаций по охране окружающей среды и представителей заинтересованных профессиональных объединений, общественных представителей от коллектива персонала.
Кроме того, агентство имеет Научный совет, состав которого официально утверждается совместным постановлением министров окружающей среды, научных исследований и промышленности.
Чтобы выполнить возложенную на него миссию, агентство имеет свои представительства в каждом регионе Франции.
Агентство может подписывать с местными органами власти соглашения о совместной деятельности.
—ПРАВО
Создается региональный комитет по ориентации, изучающий связь между региональными государственными мероприятиями и мероприятиями агентства.
Действительно, в целях повышения эффективности использования отходов производства разрабатываются соответствующие планы. В стране каждый регион охватывается региональным или межрегиональным планом уничтожения промышленных отходов. Данные планы включают в себя:
    список на перспективу (сроком на 10 лет) о качествах удаляемых отходов;
    список существующих предприятий и указание предприятий, которые необходимо создать для достижения целей, указанных в ст. 1 закона Франции от 15 июля 1975 г. об уничтожении отходов и переработке;
материалов (а именно, предотвращение или уменьшение производства и вредного характера отходов, вторичное использование отходов и др. цели);
    центр по хранению промышленных отходов.
Утвержденные планы публикуются в Сборниках административных актов. Проект плана разрабатывается по инициативе государства и находится под его контролем. Тем не менее, эта компетенция передана региональному совету (по его просьбе).
Инструкции, применяемые в отношении существующих предприятий, должны быть приведены в соответствие с региональными планами в течение 3 лет после их публикации.
Существуют и национальные планы. Они должны учреждаться (именно «должны», а не «могут») министром окружающей среды для некоторых категорий отходов, список которых определяется декретом Государственного Совета.
Кроме того, в регионе могут быть утверждены один или несколько планов по уничтожению отходов в том случае, когда природа и характеристики отходов, произведенных в этом регионе, требуют особых видов транспортировки и обработки. Префектами регионов могут быть приняты как план по уничтожению отходов, так и особые планы уничтожения определенных категорий отходов.
Правовое регулирование отходов во Франции основывается и на европейском законодательстве. Так, в настоящее время действует шестая экологическая программа Европейского сообщества, принятая 22 июля 2002 г. Европейским парламентом и Советом Европы.
Она определяет приоритеты и цели экологической политики Сообщества на период до 2010 г., уточняет меры по внедрению политики устойчивого развития. Отходы определены в программе как приоритетная тематика. Цели данной программы сводятся, в частности, к предупреждению образования отходов (как количественному, так и качественному (опасный характер отходов)). Отходы, предназначенные для окончательного уничтожения, должны быть сокращены на 20% к 2010 г. и на 50% к 2050 г. по отношению к цифрам 2000 г. Согласно программе, объем опасных отходов также должен уменьшиться на 20% к 2010 г. и на 50% к 2050 г. по отношению к цифрам 2000 г. Эти отходы должны быть переработаны рядом с местом производства.
Наравне с постоянным развитием законодательства растут также и масштабы участия французского населения в мероприятиях по охране окружающей среды. Это происходит одновременно с наблюдающимся ростом озабоченности населения серьезностью экологических проблем. Проведенные опросы общественного мнения свидетельствует о значительном увеличении этой озабоченности. Все большее число людей становятся членами одного из многочисленных добровольных обществ, занимающихся широким кругом экологических вопросов. Такие организации и их члены, как правило, придают импульс осуществляемой природоохранной деятельности и являются источниками идей и предложений в области законодательства, направленных на решение как наиболее острых, так и долгосрочных проблем, в том числе и в сфере обращения с промышленными отходами.
Представляется, что изложенные концептуальные положения французского законодательства могут быть использованы в правовом регулировании обращения с промышленными отходами в других странах, в организации работ по снижению их вредного воздействия на окружающую среду.

29 февраля 2012 /
Похожие новости
Калийные удобрения
  Анализируя состояние ОС в Югославии в 90-е годы, сотрудники Министерства развития науки и окружающей среды (ОС) (Югославия) опираются на данные о численности населения, его внутренней и
25 января 2010 года в зале Плейель выступлением оркестра Мариинского театра Санкт-Петербурга под управлением Валерия Гергиева было отмечено торжественное открытие Года Франции в России и России во
В работе "Окружающая среда и экономика", подготовленной Евро­пейской экономической комиссией ООН в серии исследований, анали­зируются взаимосвязь между экономическим развитием и состоянием
В доктрине международного права установление связи правовых проблем охраны окружающей среды и прав человека явление новое, наиболее отчетливо она прослеживается в Стокгольмской декларации 1972 г.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: