Разделение властей во Франции

В статье представлено обоснование четырех моделей разделения властей, имевших место в процессе эволюции политической системы Франции, приведена подробная характеристика основных органов государственной власти, представляющих те или иные ее ветви в структуре моделей разделения властей, обозначены принципы их взаимоотношения, порядок формирования и основные функции.
Изучение опыта Франции в реализации механизма разделения властей показывает, что применительно к данной стране мы не можем вести речь о единой модели разделения властей: в разные исторические эпохи здесь имели место несколько ее модификаций. К тому же в условиях нестабильности в зависимости от расстановки политических сил, социально-экономических и культурных условий соблюдение указанного принципа не было последовательным, более того, периоды формального закрепления его в Основных законах сменялись периодами отрицания и неприязни.

Первая французская модель разделения властей сформировалась в условиях начального этапа Великой французской революции, когда в результате трансформации абсолютной монархии в конституционную, установился временный баланс социальных сил. Подобная недоработанность Конституции 1875 г., преодолеваемая в основном за счет текущего законодательства, открывала возможность сильному французскому парламенту определять основные направления политики в стране, что в условиях непрекращающейся борьбы различных сил за власть приводило к постоянным кризисам и в итоге не позволило предотвратить немецкую оккупацию и установление авторитарного режима.
Однако с окончанием Второй мировой войны как дань стремлению к демократизации, хотя и в видоизмененной форме, Конституция IV Республики, принятая в 1946 г., сохраняла во Франции парламентарную республику. «Фактически во Франции сложился «ультрапредставительный режим», основанный на «парламентском суверенитете». Высшим органом государственной власти провозглашался двухпалатный парламент. Нижняя его палата  Национальная ассамблея, формируемая на основе всеобщих и прямых выборов, наделялась исключительным правом принятия законов, рассмотрения проекта бюджета, ратификации и денонсации международных договоров, контроля за деятельностью правительства, вплоть до вынесения ему вотума недоверия, его глава замещал должность президента в случае его смерти или отставки. Основной функцией верхней палаты  Совета республики, избираемой «коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права», становилось вынесение заключений по законопроектам, принятым в первом чтении Национальной ассамблеей.
Прерогативой парламента было избрание на 7летний срок исполняющего роль главы государства президента республики. Его полномочия в сравнении с предшествующей конституцией были серьезно ограничены, так, например, акты, исходящие от него, подлежали скреплению председателем Совета и одним из министров. Функции по непосредственному управлению государством по Конституции 1946 г. возлагались на Совет министров, председатель которого, чью кандидатуру определял с одобрения Национальной ассамблеи президент, обладал широкими правами: обеспечивал осуществление законов, имел возможность законодательной инициативы, мог ставить вопрос о доверии Совету министров, назначал и смещал чиновников и т.п. Совет министров наделялся правом роспуска Национальной ассамблеи. Высшая судебная власть, по Конституции 1946 г., принадлежала находящемуся под началом президента Высшему совету магистратуры, осуществляющему назначение и дисциплинарный контроль в отношении судей. Действовавшая в течение 12 лет Конституция 1946 г. в силу целого ряда причин так и не была последовательно реализована на практике; сказались как недостаток материальных и финансовых ресурсов, внешнеполитические неудачи, так и заложенный самой Конституцией дисбаланс между законодательной и исполнительной властями в пользу первой, который, лишая политическую систему динамичности, наряду с другими факторами привел к упразднению режима IV Республики.
В 1958 г. при непосредственном участии Шарля де Голля была разработана и принята Конституция V Республики. Ее авторы, добивающиеся стабилизации политической системы, разработали принципиально новую схему взаимоотношений носителей законодательной, исполнительной и судебной власти, отличающуюся «большей сбалансированностью», усилением «независимости исполнительной власти от политических маневров различных партий», а самое главное  введением института главы государства, стоящего над всеми ветвями власти и координирующего их работу.  Выборы проходят в один тур, в противном случае объявляется второй тур, в который выходят два наиболее популярных кандидата и в котором побеждает набравший простое большинство голосов избирателей), с 2000 г. срок полномочий президента был сокращен до 5 лет.

Для их выполнения он располагает широким набором прав и полномочий.  Президент Франции подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента их повторного обсуждения, имеет право передавать закон для экспертизы Конституционному совету, выносить законопроекты по некоторым вопросам на референдум, а также издавать собственные нормативные акты. Глава государства может обращаться к членам парламента с неподлежащими обсуждению посланиями, созывать парламент на внеочередные сессии и распускать Национальное собрание. Он является главой вооруженных сил, имеет право осуществлять помилование; также в чрезвычайных условиях «после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат парламента», «Конституционным советом» и информирования нации  может сосредоточивать в своих руках всю полноту государственной власти. «При осуществлении президентом его полномочий необходимую помощь ему оказывает специализированный аппарат Елисейского дворца».
Судебная власть, гарантом независимости которой провозглашается президент и оказывающий ему помощь Высший совет магистратуры, по Конституции 1958 г. и принятым впоследствии законодательным актам, принадлежит совокупности специализированных судов. Во главе системы общих судов стоит Кассационный суд Франции. Совокупность органов административной юстиции возглавляет Государственный совет, его функция  «решение вопросов о соответствии закону актов и действий исполнительных органов и должностных лиц».
Особое положение в структуре судебных органов Франции занимает Конституционный Совет, Верховный суд и Суд Республики. Конституционный Совет, состоящий из назначаемых на девять лет в равных пропорциях президентом, председателем Национального собрания и председателем Сената девяти членов и входящих в него пожизненно бывших президентов IV и V Республики, уполномочен следить за правильностью процедуры выборов и проверять на соответствие Конституции принимаемые законы. Верховный суд, формируемый путем выборов обеими палатами парламента из своего состава, призван рассматривать случаи государственной измены президента, а преступления, совершенные членами правительства, входят в юрисдикцию созданного в 1993 г. Суда Республики.
Следует отметить, что принятая в 1958 г. Конституция помимо законодательной, исполнительной и судебной власти, власти президента арбитра наделила политическую систему запасом прочности и тем самым заложила возможность для стабильного развития государства. Таким образом, мы можем констатировать, что во Франции смена различных моделей разделения властей, явившаяся следствием поиска наиболее оптимальной, приспособленной к особенностям ее политической и социально-экономической ситуации системы управления государством, завершилась формированием специфической современной французской модели разделения властей, в которой доминирует президентская и исполнительная власть и которая в современных условиях успела доказать свою эффективность и стать эталоном для других государств.

27 февраля 2012 /
Похожие новости
Данная работа является введением в систему права Италии. В книге рассматриваются история развития итальянского права в рамках гражданско-правовой традиции и его место в семье правовых систем,
Политические режимы
Новейшие исследования деятельности прокуратуры в зарубежных странах, ее состояние по законодательству этих стран показывает, что в современном мире нет единой системы, которая определила бы
    В реферат включены материалы, излагающие результаты проведенного болгарскими и иностранными специалистами сравнительно-правового анализа опыта стран - членов Европейского союза по
    Проанализированы проекты Конституций 1921 г. и 1935 г., содержащие положения об органе конституционного контроля. Представлен обзор монографий ведущих польских специалистов,
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: