Воспитание и образование во Франции в XVII – начале XVIII века

Процесс интернационализации современно­го общества принимает широкие масштабы и предполагает сопоставление экономических, социально-политических, культурных парамет­ров развития различных государственных сис­тем. В настоящее время происходит интегра­ция России в Европейское сообщество, так как в 1986 году страна стала членом Совета Евро­пы. Для создания единого интернационального социально-культурного пространства междуна­родному сообществу необходимо преодолеть процессы отторжения, сопротивления унифика­ции, возникающие из-за недостаточного пони­мания исторически сложившихся особенностей того или иного этноса.

Воспитание и образование во Франции в XVII – начале XVIII века

Вклад Франции в сокровищницу мировой культуры нельзя переоценить. Гуманистические идеалы, зародившиеся на ее территории, глубо­ко проникли в общественное сознание и стали неотъемлемым элементом мировой цивилиза­ции. На протяжении длительного периода Рос­сия и Франция были тесно связаны как куль­турно, так и экономически. В современных ус­ловиях происходит возрождение традиционных связей и становление новых. Россия и Франция подписали Болонскую конвенцию, взяв на себя обязательство построить единое европейское образовательное пространство. Международ­ный процесс интеграции отражается в нацио­нальных образовательных системах, изучение которых, как части культурного пространства, способствует преодолению возникающих гума­нитарных противоречий.

Франция с момента своего формирования как государства являлась страной высокой националь­ной культуры, в которой образование традиционно относилось к сфере государственных интересов и имело гуманистическую составляющую, привне­сенную в древнюю Галлию римлянами. В тот период в ходе реализации государственной обра­зовательной политики перед французской школой стояли три задачи: предоставить молодежи зна­ния, необходимые в дальнейшей жизни; исправить недостатки воспитанника и воспитать граждани­на-патриота; дать религиозное воспитание в духе христианских традиций.
Приоритеты в области образования отража­лись в государственных актах. Так, регламент Генриха IV Наваррского, короля Франции, начи­нался следующими словами: «Счастье царств и народов и особенно государства христианско­го зависит от хорошего воспитания молодежи, которое ставит себе целью культивировать и просветить ум молодых людей, дотоле грубый, подготовить их изучением наук к достойному исправлению различных должностей, им пред­назначенных, - без чего они были бы людьми бесполезными для государства - и научить религии и искреннему богопочитанию, неизмен­ной привязанности к своим отцам, матерям и отечеству, почтению и повиновению по отноше­нию к государю и правителям».
Факторами, повлиявшими на развитие обра­зования во Франции, стали римская культура и христианство, обновившее и обогатившее свои­ми идеями античную культуру и сохранившее ее в период упадка и варварства. Об этом сви­детельствует анализ педагогических трактатов французских авторов XVIII века Фенелона (Fenelon, Fr. de Salignac de la Mothe archeveque-duc de Cambrai prince de St.-Empire), Шарля Роллена; работ историографов французской системы образования Габриэля Компейре, Клер де Ремюза (Remusat, Claire Elisabeth Jeanne Gravier de Vergennes de), Луи Мартена (Martin) и Вале де Виривиль (Vallet de Viriville), опубликованных в XIX веке; тру­дов современных отечественных ученых, рабо­тающих в области истории образования и срав­нительной педагогики А.Н. Джуринского, Е.Я. Ореховой, Т.Б. Рябовой, В.Г. Торосян.
К концу XV века с укреплением королев­ской власти во Франции произошел рост свет­ского мировоззрения в образовании и зароди­лись процессы его секуляризации. В первые годы царствования Людовика XIV против иде­ологии ордена иезуитов выступили янсенисты (от имени голландского ученого Янсения). Ян­сенизм оказывал влияние на политику парла­мента и духовенства. Они обосновались в уп­раздненном монастыре Пор-Рояль недалеко от Версаля, где развивались наука, литература, ремесла, земледелие, школьное образование. Янсенисты пытались реформировать христиан­скую систему воспитания, соединив в школе глубокое изучение религии с серьезным заняти­ем языками, содействуя самостоятельной дея­тельности учащихся и воспитывая в них хрис­тианские добродетели. Ими был издан ряд учебников по грамматике, логике, математике, которые использовались во Франции на протя­жении нескольких поколений; ввели в школе изу­чение родного языка и принцип наглядности. В борьбе с орденом иезуитов янсенисты потер­пели поражение, папа римский объявил учение ересью и в 1709 году Пор-Рояль был закрыт и разрушен.

 
После введения в образовательные програм­мы французского языка публикуются методи­ческие пособия по его изучению, такие как трак­тат философа-утописта, историка Габриеля-Бонно де Мабли (Mably, 1709-1785) «Параллели между римлянами и французами» (1740), учеб­ники Р.-Д. Франсуа-Серафина «Трактат о фран­цузской грамматике» (1705), П. Бухура «Сомне­ния относительно французского языка» (1674), Пьера Ресто «Краткое изложение принципов французской грамматики» (1732) и «Основные принципы и начала французской грамматики». При преподавании ораторского искусства ис­пользовалась «Логика» (1662) - учебник для «малых школ» при монашеском ордене «Орато­рии» Антуана Арно и Пьера Николь, а также учебник «Искусство красноречия» Б. Лами (1640-1715), высоко оцененный Ж.-Ж. Руссо.
В это время были изданы труды по естест­венно-научным дисциплинам, использовавшие­ся при обучении: «Существование бога, дока­занное чудесами природы» (1715) голландского врача, математика, религиозного философа Бернара Ньевентита (1654-1718), «О челове­ке» Жана де Лабрюйера (La Bruyere, 1645­1696), «Зрелище природы» писателя, педагога, преподавателя коллежа в Реймсе, затем - ру­ководителя Лионского коллежа аббата Плюша (Pluch, 1688-1761), «Человек-машина» (1747) французского философа, врача Жюльена Офре де Ламетри (Lamettrie, La Mettrie, 1709-1751).
Девочкам из бедных семей Церковь давала начальное понятие о католической вере. Для тех, чьим родителям удавалось подняться над бед­ностью, существовал шанс получить образова­ние в женских монастырях, в открытых школах, как за плату, так и бесплатно. Однако этот шанс предоставлялся избирательно, так как число учениц было ограничено. Подобные учреждения формировались в светском обществе с учетом общественного блага и частного интереса. В Париже с XIII века существовали малые, или грамматические школы. Независимо от религи­озной доктрины в них учили читать, писать, счи­тать. Уже в 1380 году в Париже было 60 таких школ, из которых 40 предназначались для обуче­ния мальчиков, а 20 - девочек . Все они нахо­дились в ведении певчего кафедрального собо­ра, который взимал с них плату и имел право назначать и увольнять учительниц .
Таким образом, гуманистические идеи французской педагогики периода Ренессанса наполнились новым содержанием в эпоху Про­свещения при обращении к проблеме человека, его развитию через совершенствование скла­дывающейся системы образования. Француз­ские просветители (Вольтер, Деламбер, Дидро, Монтескье, Руссо и другие) выделили как ос­новную задачу просвещения народа популяри­зацию новых идей и знаний в общедоступной форме. Эта задача была ими реализована че­рез создание «Энциклопедии». Единство клас­сического и новаторского стало традиционной тенденцией в развитии системы образования Франции, проявившейся в создании наряду с начальными школами, коллежами и универси­тетами учебных заведений, осуществлявших профессиональную подготовку - инженерных, артиллерийских, навигаторских, горных, ветери­нарных школ, ставших прообразами современ­ных высших школ страны. Наряду с существу­ющими религиозными и светскими мужскими образовательными учреждениями появляются организации, чья деятельность связана с жен­ским образованием. Увеличение потребности в квалифицированных кадрах и формирование интеллектуальной элиты стимулировало разви­тие начального профессионального образования через производственное ученичество и откры­тие фабричных школ, что было для того време­ни прогрессивными образовательными страте­гиями, отвечавшими новым социальным запро­сам и тенденции привлечения к образованию средних и низших слоев населения.

27 февраля 2012 /
Похожие новости
Начиная с раннего Средневековья христианская идеология оказывала мощное культурное влияние на французское общество через педагогическую деятельность религиозных организаций. Важными центрами
  Дан анализ взглядов П.Н. Ардашева на проблему общественного мнения во Франции во второй половине XVIII в. В частности, проанализированы взгляды историка на происхождение, субъект, основные
Французские женщины добились возможности получать высшее образование уже в конце 60-х гг. XIX в., намного раньше, чем женщины в других европейских странах. Произошло это, с одной стороны, благодаря
Термин «гражданское воспитание» существует практически во всех языках и довольно часто используется в различных официальных документах. Мы считаем необходимым дать определение этому
Менеджмент системы образования (сдо-геосервер)
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: