Высшее женское образование и женское движение в XIX — начале XX в.

Французские женщины добились возможности получать высшее образование уже в конце 60-х гг. XIX в., намного раньше, чем женщины в других европейских странах. Произошло это, с одной стороны, благодаря женскому движению, а с другой стороны, было частью политики государства по изменению системы женского образования. Однако большинство француженок правом на получение высшего образования не пользовались, и в течение долгого времени большую часть студенток во французских университетах составляли иностранки.Эта специфика во многом определялась внешними факторами социально-экономического, политического, идеологического и организационного характера, а также гендерными стереотипами, распространенными во французском обществе.

 

Высшее женское образование и женское движение в XIX — начале XX в.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1789 по 1924 год. Оно начинается с Великой Французской революции, когда появились первые женские общества, и заканчивается периодом после первой мировой войны, во время которого, с одной стороны, движению удалось реализовать большинство поставленных целей, а с другой стороны, оно перестало быть массовым, и большинство организаций прекратили свое существование.
Женское движение во Франции в период с 1789 по 1924 г. прошло в своем развитии два этапа, отличающихся по целям, идеологии, репертуару коллективных действий и типу организационных структур.
Период с 1789 по 1860 г. был временем начала фундаментальных изменений: в политике, экономике, психологии, быте и нравах общества. Кризис и разрушение «старого порядка» способствовали постепенному развитию новых производственных отношений, которые содействовали процессу модернизации и связанным с ней процессам урбанизации и индустриализации. Это привело к формированию новых социальных классов, постепенному изменению социальной структуры общества, доминирующего типа организационной структуры и положения различных социальных групп и общностей; создало принципиальную возможность для возникновения различных общественно-политических движений, в том числе женского.
Отличительной особенностью политической жизни Франции в этот период была закрытость политической системы для большинства граждан. Избирательными законами 1791 и 1830 гг. был установлен высокий имущественный ценз, в соответствии с которым решительное большинство в парламенте вплоть до 1848 г. имела только крупная буржуазия. Число политических партий, групп и фракций, способных переводить требования различных социальных групп на официальный язык парламентской политики, было минимальным, они сами только вступали в стадию формирования и закрепления в политической жизни.
Однако существовали внешние факторы , которые делали вероятность развития организованного женского движения в рассматриваемый период очень низкой. Женщины не имели опыта осознания и презентации своих интересов. Степень пространственной концентрации женских групп с однородными интересами и потребностями была минимальной: практически отсутствовала первоначальная организованность женского населения (добровольные общества и объединения разных групп женского населения). Основная часть общества не осознавала существования женского вопроса и была настроена враждебно к проявлениям женской активности.

Высшее женское образование и женское движение в XIX — начале XX в.

 Эти факторы обусловили специфику и циклы развития женского движения во Франции в 1789—1860 гг. В этот период движение возникало только во время революционных подъемов (1789, 1830 и 1848 гг.) на волне общих циклов протеста населения. Затем, вследствие конфликта интересов движения и власти, государство проводило политику прямого подавления, а движение прекращало свое существование.
После революций наступал период реакции, прямого подавления женского движения, запрета женских обществ. Республиканский тип правления менялся на монархический, происходило ограничение гражданских свобод: введение цензуры, запрет собраний и усиление позиций антидемократических сил, поддерживающих реакцию, в частности позиций католической церкви, которая проводила целенаправленную политику распространения и усиления своего влияния на женщин. Эта политика церкви закрепляла в сознании важность для общества единственных функций, предназначенных для женщин существующей гендерной системой, — жены, матери и истовой католички. Пропаганда и политика церкви имели большой успех во Франции, где большинство женщин поддерживало традиционные религиозные ценности и выступало против теорий эмансипации и равноправия.
Все эти внешние условия определили специфику развития первого этапа женского движения за высшее образование в 1789—1860 гг.
Проблема организации женского образования в это время была тесно связана с изменением роли женщины в обществе, вызванным промышленным переворотом. Работа по дому в этот период впервые за всю историю перестала быть чисто женской обязанностью, так как она утратила свой производительный характер. Помимо традиционного подчинения женщины мужчине появилась еще одна причина порабощения слабого пола: мужчина в конце XVIII в. стал единственным кормильцем семьи. Претензии мужчины на власть объективно основывались на его труде вне дома, приносившем доход . Вследствие этих процессов женщина оказалась заключена в частной сфере дома, а мужчине достался внешний мир. Поэтому женщине были приписаны черты характера, будто бы предопределившие ее для семьи и домашнего очага.
Во Франции это концептуальное изменение образа женщины было осуществлено Ж.-Ж. Руссо в его работе «Эмиль или о воспитании» (1762). Исходя из физической, умственной и нравственной неполноценности женщин, он отводил им роль подчиненного существа, способного только на воспроизводство человеческого рода. Женщина определялась Руссо как «другое», т. е. чужеродное существо, с которым мужчину связывает только задача рождения потомства, поэтому для него естественным являлся вывод, что жизнь женщины должна быть иной, чем у мужчины, начиная с воспитания и еды и кончая особенной моралью. «Нравиться мужчинам, быть им полезной, внушать им любовь и почтение, воспитывать их, пока они молоды, заботиться о них, когда они станут взрослыми, советовать им, утешать их, делая им жизнь приятной и отрадной» — вот, по мнению Руссо, обязанности женщины во все времена, и именно этому их надо учить с детства.
Трансформация семейного уклада, развитие новых производственных отношений требовали пересмотра системы воспитания, образования и изменения социально-правового статуса женщин. Но господство идеала женщины, как пассивной и подчиненной во всем мужу домохозяйки, делало возможность этих изменений маловероятной. На самом деле, на протяжении всего периода наблюдалась тенденция к еще большему ограничению прав женщин. Это противоречие способствовало осознанию женщинами своего положения, как неудовлетворительного, и началу женского движения.
Первая фаза женского движения началась во Франции в период революции 1789 г., когда появились многочисленные женские клубы, общества и объединения, которые не выдвигали четких требований, а добивались улучшения положения женщин в целом. Их действия носили спонтанный характер, так как причины социального недовольства и способ разрешения структурного напряжения были неосознанны. Определенностью требований выделялось лишь феминистское крыло женского движения, которое впервые поставило на повестку дня вопрос о праве женщин получать приемлемое образование и участвовать в политической жизни страны.

Однако, в отличие от начального женского образования, за изменение которого выступали как отдельные женские общества, так и участники революции, такие, как Кондорсе, Лаканаль, Лепелетье, ни одна женская организация, ни один общественный деятель в этот период не решились поднять вопрос о возможности для женщин получать равное с мужчинами высшее образование. Объяснить это можно рядом факторов.
Во-первых, консервативностью общества, которое даже в этот период не решилось ввести равное начальное образование для обоих полов.
Во-вторых, влиянием католической церкви, которая играла весьма существенную роль в женском образовании. Большинство женщин, получивших образование при монастырях, были воспитаны для выполнения традиционной роли жены и матери и не претендовали на доступ к «мужским профессиям», для освоения которых нужно высшее образование. Новая система женского образования не была создана в период революции, поскольку альтернативой религиозному образованию выступало образование, равное мужскому, идея которого противоречила закрепленной гендерной системе. В-третьих, сама система дореволюционного высшего образования требовала кардинальной перестройки в новых социально-экономических и политических условиях.

24 февраля 2012 /
Похожие новости
Французская общественная наука не сразу пришла к изучению роли женщин в политике. Первоначально в центре внимания исследователей были такие вопросы, как социально-экономическое положение женщин;
Начиная с раннего Средневековья христианская идеология оказывала мощное культурное влияние на французское общество через педагогическую деятельность религиозных организаций. Важными центрами
Феминистское движение, понимаемое как усилия женщин (и поддерживающих их представителей сильного пола), направленные на завоевание равных прав с мужчинами в труде, общественно-политической и
Уже почти на протяжении 30 лет длится турецко-курдский конфликт. Конфликт то затухает, то разгорается с новой силой. Курдская рабочая партия воюет за создание курдской автономии, турецкое
    Проблема феминизации названий профессий, должностей, титулов и званий возникла в глобальном масштабе относительно недавно вследствие увеличения количества работающих женщин в
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: