Опыт подготовки оптометристов во Франции

В настоящее время рынок оптической коррек­ции в России бурно развивается. Он включает в себя очки самых различных конструкций, очковые линзы с большим разнообразием характеристик, контактные линзы из различных материалов и раз­ного дизайна. Открывается много новых салонов, оптических сетей и центров оптической коррекции зрения, в которых требуются тысячи грамотных оптометристов, способных проводить качествен­ную диагностику зрения пациентов и последующий подбор очковых и контактных линз. Но историчес­ки сложилось так, что в СССР и странах Восточной Европы главным специалистом по оказанию ортометрических услуг является врач-офтальмолог. При этом ортометрическое образование заключа­лось в двухдневном обучении основам рефракции во время цикла офтальмологии на пятом курсе, а в клинической ординатуре часто не уделяют долж­ного внимания принципам оптической коррекции зрения. В России только один Санкт-Петербург­ский медико-технический колледж занимается подготовкой квалифицированных техников-опти­ков, выпуская при этом не более 40 — 50 специа­листов в год. Естественно, для такой страны, как Россия, это «капля в море». Например, во Фран­ции, с населением вдвое меньше нашего, подоб­ных учебных заведений насчитывается порядка 47. В Англии на 5000 офтальмологов приходится 15 000 оптометристов.  На сегодняшний день трудно себе представить офисного сотрудника без ноутбука. Бывает так,  что в какой- то момент времени ваш ноутбук выходит из строя и в решении вашей проблемы сможет помочь только высококвалифицированный специалист, т.к. ремонт ноутбуков является процесс трудоемкий требующий специальных навыков!    

У нас ситуация обратная: на 15 000 офтальмологов приходится не более 1000 оптометристов. В то же время курсы повышения квалификации направлены в основном на подбор контактных линз. В то же время многие врачи-офтальмологи ус­траиваются на работу в оптические салоны для дополнительного заработка. Однако они испыты­вают недостаток знаний и практических навыков по оптометрии, а выпускаемые Медико-техничес­ким колледжем техники-оптики (оптометристы со средним образованием), в свою очередь, имеют недостаточный уровень знаний по офтальмологии.
Те немногочисленные семинары, которые проводят ведущие западные производители очковых и кон­тактных линз для офтальмологов, не могут решить общие проблемы качества знаний офтальмологов по оптометрии. В результате, наши врачи, хоро­шо разбираясь в строении органа зрения, глазных заболеваниях, недостаточно осведомлены о новых видах дизайна прогрессивных линз, свойствах фотохромных, поляризационных, асферических линз и, как следствие, не всегда могут грамотно пореко­мендовать и подобрать нужные очки.
В 2003 году Россия подписала Болонское со­глашение, согласно которому образовательная система в нашей стране будет соответствовать европейской. При этом продолжился пересмотр и усовершенствование образовательной системы в области подготовки специалистов по оптической коррекции зрения. В связи с этим целесообразно дальнейшее развитие подготовки высшего профес­сионального образования по специальности опто­метрия. Это направление отлично по своему на­полнению от оптики и офтальмологии. Оптометрия включает комплекс знаний из оптики и офтальмо­логии и дополняет их наукой об информации, тех­нологии производства оптических деталей, искус­стве работы с людьми, обладающими недостатками или аномалиями зрительной системы. Таким обра­зом, остро стоит задача подготовки таких специа­листов.

Опыт подготовки оптометристов во Франции
Для усовершенствования оптометрического образования в России необходимо было ознако­миться с зарубежной системой образования, где исторически уже были выработаны эффективные системы подготовки оптометристов. Поэтому бла­годаря поддержке концерна Essilor и международ­ной оптической выставки Silmo была организо­вана программа под девизом «учить учителей», в рамках которой группа преподавателей и врачей Санкт-Петербургского медико-технического кол­леджа, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургского государс­твенного медицинского университета им.акаде­мика И. П. Павлова и диагностического центра № 7 (глазной) для взрослого и детского населения в июле 2007 года проходила обучение в одной из школ оптометрии Франции, в пригороде Пари­жа —В этой стране специалисты в области меди­цинской оптики, обладающие соответствующими дипломами и сертификатами, называются оптиками-оптометристами. К основным типам школ, за­нимающихся подготовкой таких специалистов, от­носятся:
профессиональные лицеи среднего образования (аналогичные нашим профессионально-техни­ческим училищам);
специализированные высшие школы среднего и высшего образования (подобные нашим техни­кумам, с той лишь разницей, что проучившиеся там 4 года считаются лицами с высшим образо­ванием — первый уровень профессионального образования);
государственные университеты;
специализированные высшие школы;
частные средние и высшие школы;
частные и государственные курсы (в основном, ориентированные на услуги по повышению ква­лификации).
Качество образования в этих учебных заведениях зависит от качества работы руководства и традиций преподавательского состава школы. Оплату труда преподавателей и участие в расходах на обучение за­частую берет на себя государство. Первичный уровень оптического образования во Франции можно приобрести, закончив профессио­нальные лицеи и получив дипломы с квалификацией «работник оптического салона». Эту же квалифи­кацию можно получить при окончании специализи­рованного лицея или после одного года обучения в высшем специализированном учебном заведении. Однако данная квалификация не дает полноценных навыков по оптометрии и не предоставляет возмож­ностей для карьерного роста. Поэтому большинство специалистов продолжают свое образование, стре­мясь получить диплом о высшем техническом обра­зовании.
Этот диплом является базовым и позволяет рабо­тать в оптических магазинах и компаниях во Франции. Его получают после двух лет обучения, включающего такие дисциплины как оптометрия, геометрическая оптика, физика, основы работы в оптическом мага­зине и др. Не так давно французское законодательс­тво предоставило желающим возможность получать диплом о высшем техническом образовании без от­рыва от производства. В дальнейшем возможна до­полнительная специализация в течение еще одного года с получением сертификата личной квалифика­ции. Данный диплом соответствует университетской степени лиценциата и дает возможность заниматься оптометрией на более высоком уровне. Следующей ступенью в образовательной системе оптометристов является магистратура. В уставе Союза опти­ков Франции записано, что постоянное повышение уровня образования и квалификации является обя­зательным для всех представителей профессии.
В ходе обучения участниками программы были освоены основы теории и практики подбора очковой коррекции на уровне, позволяющем в дальнейшем использовать эту методику преподавания и в нашей стране. За период обучения были рассмотрены сле­дующие темы: объективная (в том числе с использо­ванием штрих-скиаскопа) и субъективная рефракто­метрия, исследование остроты зрения и получение оптимальной коррекции, работа с кросс-цилиндром, выявление и коррекция нарушений бинокулярного зрения, определение монокулярного межзрачкового расстояния.
Таким образом, на наш взгляд целесообразно со­здать и разработать программу профессионально­го образования по оптометрии согласно стандартам Болонского соглашения, включающую такие уров­ни квалификации, как бакалавр, магистр и кандидат наук.
Мы приглашаем офтальмологов к обсуждению вопросов оптометрии на страницах журнала «Оф­тальмологические ведомости». В следующих номерах планируется рассказать о подходах западных оптометристов к таким вопросам, как полная коррекция зрения, определение остроты зрения, рефракции, межзрачкового расстояния и т. д.

24 февраля 2012 /
Похожие новости
Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Продолжение
Туризм в Германии обеспечивает 8% валового про­дукта страны и является наряду с торговлей самым круп­ным сектором в сфере услуг. В Германии более 250 тыс. ресторанов, более 8500 гостиниц,
  В июне 2007 г в рамках проекта «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов» фондом «Новая Евразия» был организован исследовательский
  Системно-политические и общественно-экономические преобразования, произошедшие после 1989 года, дали возможность быстрой организации в Польше (и в некоторой степени не столь быстрого в
    Зададимся отнюдь не праздными вопросами. Чем должен завершиться Болонский процесс? Какова возможная стратегия общеевропейских интеграционных процессов после 2010 года?
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: