Славянский мир и Европа

Начнем с самого простого познавательного вопроса: существует ли, или, точнее, как существует славянский мир и составляют ли славяне некую целостную структуру? Существует ли между ними общность, имеет ли место в науке славянская идентичность? В чем эта общность проявляется? Пытаясь разобраться в этих проблемах, мы имеем в виду Европу как тип культуры Запада.
Славяне как единство, как общность существуют благодаря языкам, происходящим от общего праславянского корня, принадлежащего к более широкому индоевропейскому стволу. Закрепленное в науке разделение славян на три группы — восточных, западных и южных — не обозначает отсутствия единства, оно лишь сигнал внутреннего подразделения, облегчающего идентификацию славянских народов на основе специфики развития языка. В последнее время количество славянских языков увеличилось в связи с распадом  Югославии.

Начнем с самого простого познавательного вопроса: существует ли, или, точнее, как существует славянский мир и составляют ли славяне некую целостную структуру? Существует ли между ними общность, имеет ли место в науке славянская идентичность? В чем эта общность проявляется? Пытаясь разобраться в этих проблемах, мы имеем в виду Европу как тип культуры Запада.Славяне как единство, как общность существуют благодаря языкам, происходящим от общего праславянского корня, принадлежащего к более широкому индоевропейскому стволу. Закрепленное в науке разделение славян на три группы — восточных, западных и южных — не обозначает отсутствия единства, оно лишь сигнал внутреннего подразделения, облегчающего идентификацию славянских народов на основе специфики развития языка. В последнее время количество славянских языков увеличилось в связи с распадом  Югославии.

 

Славянский мир и Европа

 

В истории славян только некоторые из славянских народов создали сильные государственные образования. Например, в составе Речи Посполитой были земли этнически белорусские, украинские и русские. Первое тысячелетие русской истории почти беспрерывно наполнено территориальным ростом Русского государства. В империю царей входили земли восточных славян, а также польские. Геополитические концепции о роли и значении славян, о возможности их объединения, находим в русской политической, идеологической и историософской мысли, главным образом у славянофилов и панславистов. Важную роль сыграла колларовская идея славянской взаимности. Следует вспомнить также австрославизм, программу переустройства Австрийской империи (с 1867 г. Австро-Венгрии) в федеративное государство (К. Гавличек-Боровский, Ф. Палацкий). Активизация славянского движения заметна на рубеже XIX-XX вв., когда оно приняло форму неославизма.

В советское время идея общности славян была забыта, доктрина пролетарского интернационализма противоречила идее славянской солидарности и понималась как реакционный панславизм. Планы возрождения нового славянского движения возродились в годы Второй мировой войны. Это новое славянское движение по окончании войны должно было служить целям укрепления «новой» демократии в Европе. На встрече с лидерами освобожденных Красной армией стран Сталин сказал: «Мы славяне должны объединиться ...создать прочный союз самостоятельных, независимых славянских государств, связанных договорами в целях защиты общей свободы». Этим целям должен был служить созванный в декабре 1946 г. Съезд славистов в Белграде, подготовкой к которому руководил Михаил Суслов, заведующий отделом пропаганды ЦК ВКП(б). В Обращении этого съезда к славянам говорилось, что «славянские народы являются могучим оплотом мира и прогресса». И далее: «Крепите узы вечной дружбы со своим освободителем и защитником славянских народов — великим Советским Союзом». Однако эта попытка создания нового славянского движения не закончилась успехом, главным образом, из-за конфликта с Коммунистической партией Югославии, возглавляемой Тито.

После распада СССР славянское движение оказалось раздробленным, оно объединяет представителей разных спектров политической палитры. Как замечает М. Досталь, «современные адепты славянской взаимности не могут предложить никакой единой, объединяющей все современные славянские народы идеи; ни государственно-политической, ни конфессиональной, ни классовой, ни языковой». О состоянии славянского движения после распада Советского Союза свидетельствует характерное название работы А. Рогалева «Славянская идея: реальность или "кабинетное изобретение"».

Одну из наиболее развернутых картин создания славянского мира представил Иван Дусинский, автор книги «Геополитика России» (1910). В глазах этого панславистского мыслителя политика территориального развития Русского государства должна носить двойственный характер: национальный (русский) и племенной (славянский). Он утверждал, что русских побуждает к сближению со славянами врожденное родственное чувство, сознание племенного единства. В основе русской (российской) политики к славянам Дусинский кладет принцип братства, вытекающий из принадлежности к одному и тому же племени, племени слова (племенное родство, кровное родство).

 

Славянский мир и Европа

 

Для Дусинского причина объединения славянства вокруг русского народа ясна сама по себе: только Россия достигла великодержавного мирового значения и по численности русские самая большая нация: этот старший в роде должен заботиться о младших братьях.

Целью России должно быть создание панславистской державы — переход от Русского государства национального к Славянскому государству племенному. Славяне должны составлять не союз государств (Staatenbund), а единое, хотя и союзное государство (Bundestaat). Рассматривая разные типы федеративных государств, Дусинский подчеркивает, что панславизм должен дать каждому славянскому народу возможность жить и устраиваться по своему, сохраняя полную национальную самобытность и поступаясь в пользу общеславянского целого только известными, строго определенными общеславянской конституцией условиями.

Во Всеславянском союзном государстве должен быть польский удел. Целью политики должно быть не обрусение поляков, а сохранение польской на-ции. «Принятие в состав Всеславянской державы поляков, — пишет Дусинский, — означает уступку довольно большой территории, которая отходит от русского к польскому уделу». Он подчеркивает, что этот удел составляет лишь часть земель бывшего Польского государства («жалкая тень прошлого») и охватывает Царство Польское без Западного края.

Польский народ должен, согласно русской славянской политике, занять во всеславянской державе такое же положение, какое займут все прочие сла-вянские народы. Это важно в контексте славянской идеи, к которой, как он подчеркивал, поляки относятся отрицательно.

Хотя Советский Союз просуществовал долго, в 1991 г. он распался. Из состава Советского Союза, ставшего Российской Федерацией, вышли Беларусь и Украина. Политическую независимость получили все славянские страны бывшего советского блока. Значащим фактом стал потом и распад Югославии: в 1991 г. независимыми государствами стали Хорватия, Словения и Македония, а в 1992 г. независимость провозгласила Босния и Герцеговина. В 2006 г. из состава Союзной Республики Сербии вышла Черногория. В настоящее время единственной славянской нацией, которая не имеет своего государства, являются лужицкие сербы, живущие на территории Германии.

Самым трудным вопросом единства славян был и является до сих пор принцип геокультурный. Он вызывает самые серьезные сомнения. Одни исследо-ватели отвергают a priori тезис об одной славянской культуре. Другие исходят из методологической позиции, основанной на тезисе, что с культурной точки зрения славяне не составляют единой, целостной модели единства, а лишь сумму отдельных национальных культур. Промежуточная позиция сводится к подчеркиванию единства неполного как хронологически, так и пространственно. При таком подходе можно, однако, назвать много черт, общих для всех славян, или их сегментов начиная с самих ранних времен их развития.

Славяне вошли в мировую историю в период раннего средневековья (V-X вв.), однако их участие в развитии европейской культуры приходится на зрелое Средневековье. Здесь следует вспомнить концепцию европейских макрорегионов. Это разделение было введено ex post и вытекало из убеждения, что в Средневековье понятие confessio доминировало над natio. 

Этот вопрос встает более отчетливо в свете новой концепции объединяющейся Европы. Сумеют ли культуры славянских стран, ставших членами Ев-росоюза, сохранить славянские корни? И захотят ли они этого? Быть может, попытки сохранения славянского характера культуры в условиях глобализации, евроинтеграции и трансформации будут расцениваться как провинциальные, ретроградские.

 

Это, разумеется, не только чисто эстетическая проблема, но также, может быть, прежде всего аксиологическая. Примут ли славяне, вошедшие в Евросоюз, систему ценностей старой Европы, или будут защищать ценности, выработанные их многовековой традицией? И будет ли славянская культура, основанная на принципах христианства, признаваться старыми европейскими странами, сильно секуляризованными, захотят ли они увидеть ее ценность и аутентичность?
В начале третьего тысячелетия стоит задуматься над славянской идентичностью и, если это возможно, определить факторы консолидации славян.

 

 

 

24 октября 2011 /
Похожие новости
    Вопрос расселения славян на византийских землях рассматривался как исследователями истории славян, так и истории Византии. Масштабы этого переселения до сих пор точно не установлены.
С размышлений о необходимости переосмысления понятия «Восточная Европа» начинается статья А.С.Стыкалина «Центральная Европа как регион. Проблемы изучения». В Польше,
    Политическую жизнь в 40-е гг. Х1Х - начале ХХ вв. в Центральной и Юго-Восточной Европе принято связывать с кризисом Габсбургской монар­хии и активизацией славянских
    Летом 2004 г. к столетию со дня смерти ученого Институтом славяноведения РАН совместно с рядом высших учебных заведений была проведена научная конференция «А. Н. Пыпин и проблемы
    Самый знаменитый труд Н. Данилевского «Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому», был впервые опубликован на
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: