Позиция британских политических кругов по проблемам евроконституции в начале XXI века

С того момента как в 1973 г. Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) — организацию, которую мы все сегодня знаем как Европейский союз, евроскептических настроений в Соединённом Королевстве не убавилось. И всё это несмотря на энергичные попытки команды «новых лейбористов» во главе с Тони Блэром, пришедших к власти в стране в 1997 г., вернуть Британии прочные позиции ведущей державы в Европе и укрепить её влияние в процессах европейской интеграции.  

 

Позиция британских политических кругов по проблемам евроконституции в начале XXI века

 

К маю 2005 г. в Европейском союзе (ЕС) разразился серьёзный кризис, вызванный целым рядом причин. Провал проекта единой европейской Конституции на референдумах во Франции и Нидерландах стал первым предупреждением для ЕС. Ещё одной серьёзной проблемой стал финансовый вопрос — обсуждение планирования бюджета Евросоюза на 2007-2013 гг. Здесь на первый план вновь вышел франко-британский антагонизм.  
Правда, не стоит обвинять в возникновении серьёзных проблем в ЕС одну лишь Великобританию. К 2005 г. ЕС оказался в состоянии кризиса, который был преимущественно вызван двумя важными моментами. Во-первых, Единая Европа не смогла до конца «переварить» новых членов. Это было связано не только с серьёзными расхождениями в уровне экономического развития «старых» и «новых» государств-участников ЕС, но и с тем, что новички в основном строили свои внешнеполитические концепции на более тесном партнёрстве с США, а ЕС стремился составить достойную конкуренцию Вашингтону как в экономической, так и в политической сферах. Во-вторых, важным негативным моментом стали разногласия между самими «старыми» государствами—участниками ЕС по вопросам, касающимся реформирования системы руководящих органов ЕС.
К этим трудностям добавилось и недовольство политикой Брюсселя со стороны
европейской общественности, приведшее к провалу референдумов по единой 
европейской Конституции во Франции и Нидерландах. В Британии, в которой тоже 
должно было пройти голосование по Евроконституции, многие политики заявляли о том,
что данный документ может привести к серьёзному кризису в Евросоюзе и нанести вред национальным интересам Соединённого Королевства. Опросы в английских СМИ
 
 
показывали, что большинство британцев также выступают против Конституции ЕС. Поэтому Блэру пришлось перенести референдум. Позднее процесс ратификации Евроконституции был и вовсе приостановлен.

К маю 2005 г. в Европейском союзе (ЕС) разразился серьёзный кризис, вызванный целым рядом причин. Провал проекта единой европейской Конституции на референдумах во Франции и Нидерландах стал первым предупреждением для ЕС. Ещё одной серьёзной проблемой стал финансовый вопрос — обсуждение планирования бюджета Евросоюза на 2007-2013 гг. Здесь на первый план вновь вышел франко-британский антагонизм.  Правда, не стоит обвинять в возникновении серьёзных проблем в ЕС одну лишь Великобританию. К 2005 г. ЕС оказался в состоянии кризиса, который был преимущественно вызван двумя важными моментами. Во-первых, Единая Европа не смогла до конца «переварить» новых членов. Это было связано не только с серьёзными расхождениями в уровне экономического развития «старых» и «новых» государств-участников ЕС, но и с тем, что новички в основном строили свои внешнеполитические концепции на более тесном партнёрстве с США, а ЕС стремился составить достойную конкуренцию Вашингтону как в экономической, так и в политической сферах. Во-вторых, важным негативным моментом стали разногласия между самими «старыми» государствами—участниками ЕС по вопросам, касающимся реформирования системы руководящих органов ЕС.К этим трудностям добавилось и недовольство политикой Брюсселя со стороныевропейской общественности, приведшее к провалу референдумов по единой европейской Конституции во Франции и Нидерландах. В Британии, в которой тоже должно было пройти голосование по Евроконституции, многие политики заявляли о том,что данный документ может привести к серьёзному кризису в Евросоюзе и нанести вред национальным интересам Соединённого Королевства. Опросы в английских СМИ показывали, что большинство британцев также выступают против Конституции ЕС. Поэтому Блэру пришлось перенести референдум. Позднее процесс ратификации Евроконституции был и вовсе приостановлен.

 

Позиция британских политических кругов по проблемам евроконституции в начале XXI века

 

Партия независимости Соединённого Королевства также противилась Евроконституции. Пожалуй, только один пункт документа устраивал представителей данной партии — статья о возможности выхода любого государства из числа членов Евросоюза. Наметилось и явное противоречие между позицией премьер-министра Тони Блэра и рядом евроскептиков среди членов Лейбористской партии Великобритании (ЛПВ). Граждане Британии также в большинстве своём выступали против единой европейской Конституции.

Разработка первой Европейской конституции началась после того, как в декабре 2001 г. лидеры стран ЕС договорились в Брюсселе о созыве конституционного конвента. Он состоял из 20 парламентариев европейских стран, а во главе стал бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен. Долгие месяцы работы привели к появлению на свет договора, за который европейцам, в том числе и британцам, предстояло проголосовать. Как отмечала газета The Times, Жискар д'Эстен и его коллеги положили в основу Евроконституции своё видение Европы, которая должна была стать объединённой и централизованной. Всё больше власти передавалось властям в Брюсселе. В Евросоюзе должны были появиться президент и премьер-министр.

В июне 2004 г. в The Times появилась статья под ярким названием «Мы, народ, отвергаем эту жалкую конституцию». Боязнь потерять свой суверенитет, инстинкт к которому у британцев в крови, действительно можно назвать той основной причиной, по которой подданные Её Величества не желали мириться с Евроконституцией и передачей значительной части государственной политики на наднациональный уровень в Брюссель. Тем не менее большинство членов Кабинета высказывалось в поддержку проекта Евроконституции и проводило активную работу с общественным мнением, разъясняя преимущества и выгоды, которые могла бы получить Британия от нового конституционного договора. Министр по делам Европы Денис МакШэйн говорил о том, что данный документ более чётко прописывает полномочия отдельных органов власти ЕС и способствует большему вовлечению национальных парламентов в принятие решений на общеевропейском уровне. Если подданные Её Величества откажутся поддержать проект Евроконституции, то Британия будет ослаблена и изолирована в рамках ЕС и со временем превратится во второстепенное государство, тогда как остальные уйдут далеко вперёд.

Но известно, что британцы столетиями гордятся своей демократией и независимостью. Они — народ, который может участвовать в управлении государством путём выборов. Палата общин — это олицетворение британского общества. И многие на Туманном Альбионе не понимают, почему, согласно конституции, основная власть в ЕС должна находиться в руках назначаемых органов, подобных Еврокомиссии или Совету ЕС. Именно так им говорили консерваторы, хотя реальность была совершенно иной. Евроскептики говорили и о том, что если у ЕС появится Конституция, то оно превратится в единое самостоятельное государство. 

Блэр, отстаивая национальные интересы Соединённого Королевства, пытался внести изменения в проект Конституции ещё на стадии обсуждения. Так, он выступал за то, чтобы президента Еврокомиссии выбирал Европарламент, и настаивал на передаче значительной части управленческих функций именно парламенту. Поражение Евроконституции в Нидерландах и Франции привело к ликованию в стане британских противников этого документа. Мэтью Мак Грегор, официальный представитель так называемой «Кампании «нет», т.е. движения против единой Конституции ЕС, заявил, что провал референдумов в двух крупных государствах ЕС — это «вели-колепный результат». Он также отметил, что «европейская политическая элита должна послушать людей: мы не хотим этой конституции, мы не хотим большей европейской интеграции».

В те дни, когда французы высказались против Конституции ЕС, в Великобритании был опубликован доклад учёных из Cardiff Business School, согласно которому в случае принятия Евроконституции членство Британии в Евросоюзе будет обходиться ей в 200 млрд. фунтов стерлингов в год. Один из авторов доклада Патрик Минфорд посчитал, что раздел конституции об основных правах граждан приведёт к потере 1,8 млн. рабочих мест и увеличению безработицы в Британии, а производительность труда в Соединённом Королевстве снизится на 6,4%. Авторы доклада также пред 

ложили Британии «пересмотреть условия своего членства в ЕС для предотвращения разрушительных последствий действующей политики». Патрик Минфорд также отметил, что «трудно оценить, насколько другие члены ЕС смирятся с таким положением дел. Если они не согласятся, то в интересах Великобритании будет выйти из ЕС и проводить либеральную политику в одностороннем порядке, в том числе и по отношению к членам союза». Даже в случае введения всех мыслимых санкций в отношении Соединённого Королевства со стороны европейских стран, отмечает Минфорд, «страна всё равно останется в значительном выигрыше».  

 

Позиция британских политических кругов по проблемам евроконституции в начале XXI века

Не отрицая необходимости Конституции для такого гигантского объединения, как ЕС (в 2004 г. туда входили 25 стран), британское руководство всё же призывало европейцев больше внимания уделять проблемам безопасности и экономического роста. Серьёзные протесты в Британии вызывала Хартия основных прав, которая являлась частью Конституционного договора и серьёзно вторгалась в систему трудовых отношений, сложившихся в Соединённом Королевстве. В целом же можно предположить, что Евроконституция была в большей степени выгодна Великобритании. Как уже было отмечено, в ходе работы над проектом конституции Лондону удалось отстоять свои интересы и изменить первоначальный вариант документа в свою пользу.  

Как уже было отмечено, процесс ратификации Евроконституции, разработанной Комиссией под руководством Валери Жискар д'Эстена, был снят с повестки дня. При этом Британия не является главным виновником неудачи Конституции ЕС. Правительство Блэра в большинстве своём действительно стремилось одобрить документ. Но, с другой стороны, то, что британцам не пришлось голосовать по Конституционному договору, возможно, спасло правительство Тони Блэра от преждевременной отставки.

 

 

 

31 октября 2011 /
Похожие новости
    В реферат включены материалы, излагающие результаты проведенного болгарскими и иностранными специалистами сравнительно-правового анализа опыта стран - членов Европейского союза по
Политическая и юридическая ответственность в конституционном праве тесно связана с парламентаризмом - системой организации и функционирования верховной государственной власти, которая характеризуется
    В первом полугодии 2007 г. Федеративная Республика Германия председательствует в Европейском союзе, одновременно возглавляя в текущем году “Большую восьмерку”. Несмотря на
  Задача преобразования Европейских сообществ в Европейский союз, странам ЕЭС приходилось преодолевать многочисленные противоречия, возникающие между национальными и общеевропейскими
      Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место как в России, так и в Европе. Но можно ли вообще говорить об автономии,
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: