«Дорожная карта Россия — Евросоюз»

МАРШРУТЫ ИНТЕГРАЦИИ
На состоявшемся в 2005 году саммите Россия — Евросоюз в Санкт-Петербурге были приняты крупные решения, которые, безусловно, позитивно повлияют на международное сотрудничество в Старом Свете. Среди основополагающих документов саммита — дорожная карта интеграции России и Европейского союза по ключевым направлениям, включая образование. Обсуждение этих вопросов было продолжено на саммите Россия — Евросоюз в Самаре.
Интеграционные процессы, предусмотренные дорожной картой, развиваются, но в конкретных направлениях они идут на разных скоростях. Дело в том, что Россия и объединенная Европа значительно отличаются по показателям социально-экономического развития. Население нашей страны в 3,5 раза меньше, чем население стран — членов Евросоюза. Валовой внутренний продукт России в 15 раз меньше ВВП Европейского союза, а валовой внутренний продукт на душу населения у нас меньше, чем в Евросоюзе, в 2,5 раза.  

МАРШРУТЫ ИНТЕГРАЦИИ

На состоявшемся в 2005 году саммите Россия — Евросоюз в Санкт-Петербурге были приняты крупные решения, которые, безусловно, позитивно повлияют на международное сотрудничество в Старом Свете. Среди основополагающих документов саммита — дорожная карта интеграции России и Европейского союза по ключевым направлениям, включая образование. Обсуждение этих вопросов было продолжено на саммите Россия — Евросоюз в Самаре.Интеграционные процессы, предусмотренные дорожной картой, развиваются, но в конкретных направлениях они идут на разных скоростях. Дело в том, что Россия и объединенная Европа значительно отличаются по показателям социально-экономического развития. Население нашей страны в 3,5 раза меньше, чем население стран — членов Евросоюза. Валовой внутренний продукт России в 15 раз меньше ВВП Европейского союза, а валовой внутренний продукт на душу населения у нас меньше, чем в Евросоюзе, в 2,5 раза.  

 

«Дорожная карта Россия — Евросоюз»

 

ПЯТЬ СЦЕНАРИЕВ

В рамках Болонского процесса создана совместная рабочая группа, объединившая представителей заинтересованных стран-участниц. Эта группа подготовила сценарии нашего движения вперед, рассчитанные на период до 2015 года. Обсуждению проектов сценариев было отведено центральное место на международном семинаре «Образование объединяет. Общие ценности — общее будущее», который был организован Государственным университетом — Высшей школой экономики 17—18 октября на базе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино.

По первому сценарию Россия и Евросоюз — союзники в сфере образования, т.е. нас объединяют общие цели, интересы, проблемы и методы их решения. Но к сожалению, этот, если угодно, сверхидеальный вариант мы принять сегодня не можем. В том числе и потому, что уж слишком отличается уровень развития у нас в сравнении с ведущими странами Евросоюза, особенно в социальной сфере — по доходам, по оплате труда и др.  

Согласно пятому сценарию предполагается, что Россия и Евросоюз будут осуществлять асимметричную модель образовательного сотрудничества. То есть мы будем идти параллельным курсом, никак не соприкасаясь с Евросоюзом. Россия принимает свои решения, а Евросоюз — свои. Очевидно, что в этом случае теряется основной смысл нашей дорожной карты, в соответствии с которой должны быть общими и интересы и цели. Поэтому и пятый сценарий нельзя рассматривать как жизненный.

Вы не целеустремленны? Попроуйте ставить цели по smart, и вы своего добьетесь! Главное, вера в себя и чуточку удачи.

Более привлекательно выглядят некоторые аспекты второго сценария, которые предполагают общие цели, общие и специфические для каждой стороны интересы, равно как и общие и специфические проблемы стран-участниц. В рамках этого сценария надо строить интеграцию так, чтобы совместно решать общие проблемы и проводить в жизнь общие интересы, оставляя на усмотрение каждой стороны ее самобытные интересы и связанные с ними проблемы. Это уже куда ближе к той реальной модели интеграции Россия — Евросоюз, которую возможно воплотить в жизнь.

И последний сценарий. Россия и Евросоюз — просто соседи в образовательном пространстве и в большинстве случаев у нас не всегда общие интересы, разные у нас проблемы и разные методы и пути их решения.  

 

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - КАЧЕСТВО
С первых дней, как у нас в стране стала обсуждаться принципиальная возможность участия российских вузов в Болонском процессе, развернулась весьма оживленная дискуссия, в ходе которой появились как горячие сторонники европейского пути модернизации нашей высшей школы, так и их весьма критически настроенные оппоненты. В конечном счете полемика стала сводиться к тому, надо ли нам подражать Европе (равно как Америке, Азии, Австралии и т.п.) либо нет. Появились противники даже простой транспарентности российской системы высшего образования с зарубежными: мол, из-за своей открытости мы потеряем и самых компетентных преподавателей, и способных студентов, и лучших выпускников.
Все-таки первейшая цель России — повышение качества высшего образования. А это предполагает освоение тех методов и путей решения задач улучшения подготовки кадров, повышения уровня всей деятельности университетов и других вузов, которые реализуются в том числе и в рамках Болонского процесса. Евросоюз официально и вполне определенно поставил перед собой цель — создать конкурентоспособную с американской, лучшую в мире систему высшего образования.
Но вопросы финансирования надо, как очевидно, рассматривать не с кондачка, а в контексте мировых тенденций комбинирования бюджетного финансирования со средствами налогоплательщиков, работодателей, деловых кругов и создания для этого эффективных механизмов, в том числе и налоговых льгот. Пока этих механизмов нет, наши призывы на съезде Российского Союза ректоров, подписанные на нем соглашения с бизнес-сообществом реальных результатов не дают.
В вопросах качества высшего образования мы с Евросоюзом должны говорить на одном языке. По меньшей мере, необходимо разработать и ввести сопоставимые критерии качества. Я имею в виду не только единое приложение к диплому и не только европейскую систему переводных единиц (кредитов). Нужны достоверные и четкие критерии качественного уровня содержания высшего образования и меры его усвоения студентами как теперь говорят, критерии компетентности выпускников.
Суть здесь заключается в том, чтобы качество образования оценивалось по конечному результату. И именно для этого сегодня вырабатываются некоторые новые механизмы. Что здесь имеется в виду? Ну, например, принцип, реализуемый у нас в рамках единого государственного экзамена, когда качество знания выпускников школ оценивают не те педагоги, которые их учили. Это надо распространить и на процесс высшего образования. Государственная аккредитационная комиссия вуза тогда должна состоять из пред-ставителей работодателей, научных учреждений, преподавателей других учебных заведений. Может использоваться и сдача экзаменов в сети Интернет.
«Дорожная карта Россия — Евросоюз»
НУЖНЫ СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
С 1 сентября 2009 года вузы должны приступить к реализации вновь принятого законодательного акта, согласно которому в нашей высшей школе наконец-то вводятся степени бакалавра и магистра. Это существенный шаг вперед на пути вхождения России в общеевропейское пространство высшего образования.
Но мы и здесь еще ко многому не готовы. В частности, если брать магистратуру, то пока еще даже в концептуальном отношении не продуманы вопросы аттестации и аккредитации вузов на право выпуска магистров. По опыту большинства стран мира, Европы и США, магистратуру должны иметь далеко не все, видимо, не более половины вузов, а остальные могут готовить только бакалавров. Для того чтобы это принять, надо еще разработать аттестационно-квалификационные критерии, применимые к тем вузам, которые могут реализовывать образовательные программы бакалавра и магистра. Но пока же ничего не разработано. А необходимо определиться до 2009 года.
Есть еще одна серьезная задача, поставленная в рамках Болонского процесса на Конференции министров образования в Бергене (Финляндия) в 2005 году, к решению которой Россия практически не приступала. И дело совсем не в том, что за эту задержку России была выставлена «красная карточка» на недавней Конференции министров образования в Лондоне. Дело в том, что это действительно принципиальный вопрос: речь идет о создании третьего уровня — уровня докторантуры (Ph.D), в рамках, подчеркиваю, строящейся в рамках Болонского процесса трехуровневой системы высшего образования.
Таким образом, в России надо принять меры по формированию третьего уровня высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса, и здесь возникает также большое поле нашей совместной работы с европейскими партнерами. Более того, в этом деле есть хороший прецедент — подписание Россией и Францией в 2003 году в присутствии глав двух государств Межправительственного соглашения об эквивалентности российской степени кандидата наук и французской доктора наук. Аналогичные соглашения целесообразно заключить с другими государствами Европы. Эффективной мерой здесь была бы также поддержка совместных программ двойного научного руководства аспирантами — программ «cotutelle», реализуемых российскими и западноевропейскими университетами. В этом случае именно снизу, от самого академического сообщества шли бы уточненные требования к третьему уровню высшего образования в рамках Болонского процесса.
03 ноября 2011 /
Похожие новости
  В июне 2007 г в рамках проекта «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов» фондом «Новая Евразия» был организован исследовательский
В последние десятилетия в Европе происходят глубокие социально-экономические изменения, которые оказывают двойственное воздействие на образование. С одной стороны, реформы в экономике и обществе
  Системно-политические и общественно-экономические преобразования, произошедшие после 1989 года, дали возможность быстрой организации в Польше (и в некоторой степени не столь быстрого в
    Зададимся отнюдь не праздными вопросами. Чем должен завершиться Болонский процесс? Какова возможная стратегия общеевропейских интеграционных процессов после 2010 года?
        Основное внимание Евросоюза в настоящее время сосредоточено на программе ЕС «Большая Европа», смысл которой заключается в установлении связей между расширяющимся
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: