Энергетический диалог ЕС-Россия: политические и правовые основы сотрудничества

Энергетическое сотрудничество России и Европейского Союза началось в 1994 году, когда Россия подписала Договор к Энергетической хартии Европы (ДЭХ), вступивший в силу в 1997 г. К настоящему времени его подписали страны Европы, входящие в ЕС, и 52 государства, но ратифицировали всего 46 го-сударств. Руководящим органом Хартии является Конференция стран-участниц, собирающаяся два раза в год. Секретариат организации находится в Брюсселе. Также 17 стран и 10 международных организаций в настоящее время обладают статусом наблюдателя.
Все дальнейшие годы Россия применяет данный договор на временной основе и участвует в переговорах в рамках Конференции Энергетической хартии, не ратифицировав его, так как в 2001 году Государственная дума РФ приняла заявление, согласно которому вопрос о ратификации не будет рассматриваться до принятия ряда российских требований. Последние включали уточнение двух положений ст. 7 ДЭХ - о соотношении транзитных и внутренних тарифов на прокачку газа и согласительной процедуре урегулирования транзитных споров, а также завершение переговоров по специальному Протоколу Энергетической хартии по транзиту (ПТ).

 

Энергетический диалог ЕС-Россия: политические и правовые основы сотрудничества

 

В ходе переговоров по проекту «Протокола по транзиту» сторонам энергетического диалога удалось преодолеть основные разногласия, и к настоящему моменту камнем преткновения осталась только одна 20 статья, в соответствии с которой Европейский Союз, «провозгласив себя Организацией региональной экономической интеграции (ОРЭИ) и объявив территорию Европейского Союза единым транспортным пространством, получает право рассматривать в качестве транзита только перемещение товара через государства ЕС в другие страны, не входящие в эту организацию, в частности, в Швейцарию». Россию наводнили подержанные авто и запчасти к ним - например запчасти hyundai.

Таким образом, эта формулировка означает попытку Европейского Союза вывести свою территорию за рамки действия Протокола, что снижает эффективность и значимость данного документа. Свою позицию Брюссель аргументирует тем, что Европейский Союз является интеграционным объединением, внутри которого понятие транзита неприменимо. В отношении России ведется политика «двойного стандарта». Так, в случае транспортировки энергоносителей из Центральной Азии в Европу по территории нашей страны Россия окажется в правовом поле «Протокола по транзиту». В то же время, при транспортировке своего газа в какую-либо из стран ЕС по территории одной из стран Европейского Союза ей придется руководствоваться уже не «Протоколом по транзиту», а внутренним европейским законодательством, что неприемлемо для России.
Одновременно с ДЭХ был подписан Протокол к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам. «Участие в процессе Энергетической хартии не ограничивается только актом подписания Договора к Энергетической хартии.Энергетическая хартия представляет собой не только правовую основу, но и многосторонний политический форум, где правительства стран Евразии участвуют в диалоге по проблемам, касающимся сотрудничества в энергетическом секторе».
Договор к Энергетической хартии - это многосторонний инвестиционно-торговый и транзитный документ, установивший единые для всех правила, нормы и гарантии, которые призваны обеспечить защиту интересов компаний и организаций стран-участниц, в том числе Европейского Союза. Целью ДЭХ, как закреплено ст.2, является «оказание содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды, в соответствии с целями и принципами Хартии». Договор включает положения, касающиеся защиты инвестиций, положения о защите окружающей среды, о торговле, транзите энергии и энергоэффективности. На саммите ЕС-РФ в октябре 2000 г. в Финляндии было принято совместное решение углубить энергетический диалог, для чего в 2001 году были созданы четыре тематические группы, состоящие из экспертов России и Европейского Союза, которые занимались анализом общих интересов в энергетическом секторе, а именно энергетическими балансами и стратегиями, передачей технологий, энергетическими инфраструктурами и вопросами окружающей среды. На основе проведенных исследований в октябре 2001 г. был представлен первый совместный отчет, на последующих саммитах, вплоть до настоящего времени, также были представлены отчеты России-ЕС по выше обозначенным вопросам.

 

Энергетический диалог ЕС-Россия: политические и правовые основы сотрудничества

 

Согласно совместной декларации, принятой на шестом саммите ЕС-Россия, партнерство ЕС-Россия должно было «создать возможность для обсуждения всех вопросов в области энергетики, представляющих общий интерес, включая установление сотрудничества в сфере энергоснабжения, рационализацию производственных и транспортных инфраструктур, европейские инвестиционные возможности и отношения между странами — производителями и странами-потребителями». Несмотря на то, что многие стратегические разногласия в ходе диалога были устранены и разрешены, к 2005 году значение энергетического диалога и Договора к Энергетической хартии стало ослабевать, проявилась недостаточность его механизмов для решения проблем бесперебойного транзита. На фоне кардинальных изменений мирового рынка энергоносителей и политики основных игроков на этом рынке ряд положений ДЭХ явно устаревал, в связи с чем в ноябре 2006 года на очередной Конференции по Энергетической хартии Россия выступила с предложением изучить возможности реформирования Договора. 
Вместе с тем нельзя не обозначить ряд серьезных проблем, возникших в рамках энергетического диалога России и Европейского Союза в настоящее время. Важнейшим препятствием для выстраивания позитивной модели энергетического взаимодействия России и Европейского Союза является «секьюритизация (рассмотрение в контексте безопасности) энергетической и инвестиционной сфер» , характерная в первую очередь для ЕС и усугубившаяся за последние несколько лет. Она заключается в необоснованной политизации вопроса «энергозависимости» от России и в том, что в стремлении российского капи-тала выйти на европейский рынок усматриваются не столько коммерческие, сколько политические и геополитические цели.
Таким образом, секьюритизация и политизация, во-первых, препятствует формированию в перспективе единого энергетического комплекса России и Европейского Союза на основе их взаимодополняемости в этой сфере.
Во-вторых, подталкивает обе стороны к логике «игры с нулевой суммой», что углубляет противоречия не только в энергетической сфере, но и в других отраслях взаимного сотрудничества.
В-третьих, такая тенденция серьезно подрывает доверие сторон друг к другу и формирует негативное отношение во взаимоотношениях.
Несмотря на трудности и проблемы в области энергетического диалога, существуют и положительные примеры сотрудничества России и Европейского Союза в данной сфере. Параллельно между Россией и отдельными странами ЕС развивается успешное энергетическое взаимодействие, укрепляющее энергетическую безопасность обеих сторон, которое заключается, прежде всего, в реализации новых больших инфраструктурных проектов, а именно газопроводов «Северный поток», «Южный поток», нефтепровод Бургас - Александруполис. В частности, на саммите Россия-ЕС, прошедшем в Финляндии в апреле 2009 г., президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что проект «Северный поток» выгоден для Европы и создаст каркас энергетической безопасности. «Несмотря на то, что данный проект действительно вызывает разные эмоции, тем не менее, мы считаем его абсолютно выгодным для Европы в целом, для отдельных государств Европы, и намерены его продвигать», - заявил Д.А. Медведев. В свою очередь, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что главными принципами европейской энергетической политики и сотрудничества с Россией в области энергетики являются открытость, транспарентность и рыночные цены.

 

Энергетический диалог ЕС-Россия: политические и правовые основы сотрудничества

 

Таким образом, преодоление секьюритизации и политизации энергетических отношений будет возможно по мере осознания сторонами необратимости перемен, которые произошли на мировой арене, на мировых энергетических рынках и в соотношении сил между Россией и Европейским Союзом, а также по мере преодоления недоверия во взаимоотношениях.

07 ноября 2011 /
Похожие новости
    В статье говорится об основных направлениях уголовно-правовой политики в области охраны окружающей природной среды в России и странах Европы. Рассматривается механизм реализации
В конце 1995 г. в Варшаве состоялась международная научная конференция, в которой участвовали польские, немецкие и российские специалисты. По материалам конференции Центр восточных исследований
    С начала 90-х годов прошедшего столетия Польша как непосредственный сосед Калининградской области проявляла интерес к развитию сотрудничества с этим специфическим с геополитической
На состоявшемся в 2005 году саммите Россия — Евросоюз в Санкт-Петербурге были приняты крупные решения, которые, безусловно, позитивно повлияют на международное сотрудничество в Старом Свете.
Начиная с 2006 года отношения между Рос­сией и Европейским союзом переживают глу­бокий кризис, характеризующийся переплете­нием геостратегических аспектов.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: