Процесс интеграции стран Западных Балкан в Евросоюз

После Боснийского кризиса Евросоюз инициировал ряд программ для балканских государств: Руайомонский процесс укрепления стабильности и добрососедства в Юго-Восточной Европе (1995 г.), Инициатива по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе (1995 г.), Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (1996 г.). Данные программы должны были обеспечить стабилизацию ситуации на Балканах путем во-влечения стран в региональные интеграционные процессы и развития межгосударственного сотрудничества (так называемая политика инклю-зивной безопасности).
Кроме того, в 1996 г Советом ЕС был принят «Региональный подход для стран Юго-Восточной Европы», предусматривавший ряд мер, обеспечивающих успешную реализацию Дейтонских соглашений, с целью достижения политической и экономической стабилизации в странах Западных Балкан, углубления регионального сотрудничества.

Спустя год в 1997 г. Совет выработал политические и экономические условия развития отношений ЕС и западно-балканских стран: создание стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств, рас-ширение регионального сотрудничества, а также проведение рыночных реформ. В свою очередь, ЕС обязывался предоставить государствам субрегиона торговые преференции, финансовую помощь по линии программы ФАРЕ, заключить с ними договорные отношения.
Так, в июне 1999 г. ЕС инициировал принятие новой программы - Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы (ПСЮВЕ). Идея Пакта ста-бильности была выдвинута в «плане Фишера», который министры иностранных дел ЕС впервые обсудили в мае 1999 г. и приняли так называемую общую позицию.

Процесс интеграции стран Западных Балкан в Евросоюз

ПСЮВЕ представлял собой международную инициативу, объединившую усилия стран балканского региона, ЕС, США, России, международных и финансовых организаций с целью достижения стабильности на Балканах. В рамках реализации Пакта западно-балканским странам предлагалось установить новый тип договорных отношений с ЕС, который предусматривал бы в перспективе возможность их вступления в Евро-союз при условии выполнения Копенгагенских критериев; большое значение придавалось двусторонним и многосторонним отношениям в суб-регионе. По мнению Ханс-Георга Эрхарта, эксперта Института исследования мира и политики безопасности Гамбургского университета, ПСЮВЕ явился комплексной превентивной программой, исходящей из того, что безопасность, благосостояние и демократия тесно взаимосвязаны и что сотрудничество и интеграция являются лучшим способом обеспечения мира.
Одновременно с Пактом стабильности ЕС инициировал интеграционную стратегию для государств Западных Балкан - Процесс стабилизации и ассоциации (ПСА). ПСА явился развитием «Регионального подхода для стран Юго-Восточной Европы» 1996 г., вместе с тем был дополнен новым типом договорных отношений между ЕС и западно-балканскими странами в форме Соглашений о стабилизации и ассоциации. Данные соглашения, разрабатываемые на индивидуальной основе для каждого государства, предусматривают ряд мер с целью постепенного включения стран Западных Балкан в европейскую интеграцию: приведение национального законодательства в соответствие с законодательством ЕС, создание зоны свободной торговли с ЕС, взаимодействие с ЕС в ряде областей, а также развитие регионального сотрудничества.
Одним из главных нововведений ПСА стали программы европейского партнерства, прообразом которых явились программы вступительного партнерства для стран ЦВЕ. Программа европейского партнерства осуществляется совместно с каждой страной на основе рекомендаций Комиссии и в соответствии с определенными ею для каждого государства приоритетами. Вместе с тем каждая страна разрабатывает национальный план действий выполнения программы.

Между тем, в рамках интеграционной политики Евросоюз, принимая во внимание ход подготовки к вступлению и соответствие копенгагенским критериям западно-балканских стран, избрал тактику постепенного усиления Стратегии подготовки, что отразилось в соответствующих документах 2006, 2007, 2008, 2009—2010 гг. Были разработаны новые финансовые механизмы для содействия модернизации, проведения реформ и сближения с законодательством ЕС (например, Инструмент предвступительной помощи (IPA), а также предприняты практические шаги по интеграции стран Западных Балкан в «Объединенную Европу» (например, введение безвизового режима для Македонии, Сербии, Черногории в ноябре 2009 г.).
Албания подписала с Евросоюзом Соглашение о стабилизации и ассоциации 12 июня 2006 г. (вступившее в силу 1 апреля 2009 г) и подала офи-циальную заявку на вступление в ЕС 28 апреля 2009 г. Однако, некоторые западные аналитики, ссылаясь на мнение официальных лиц ЕС, считают, что Албания еще далека от ситуации, когда она может рассчитывать на подлинный переговорный процесс.
В ноябре 2003 г. Европейская комиссия подготовила так называемое «исследование на перспективу», в котором говорилось о возможности на-чать с Боснией и Герцеговиной в конце 2004 г. переговоры, касающиеся Соглашения, но только при условии реального прогресса в некоторых об-ластях, определенных как приоритетные и составляющих список из 16 пунктов. Этот список предусматривает, например, реформу налоговой и фискальной систем, организацию единого экономического пространства и интегрированных энергетических сетей, гражданской администра-ции, общественного радио и телевидения и т. д. Сербия, Черногория в течение последних 90 лет находились в тесных отношениях. Вместе они вошли в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 г., участвовали в Первой и Второй мировых войнах, в 1945 г. наряду с другими республиками (Босния и Герцеговина, Македония, Словения и Хорватия) образовали Федеративную Народную Республику Югославию (с 1963 г -СФРЮ). После распада СФРЮ в 1992 г. в результате военных конфликтов между бывшими республиками Черногория и Сербия образовали новое государство - Союзную Республику Югославия (СРЮ).
Будучи в составе государственного образования, Сербия и Черногория только в октябре 2005 г. начали переговоры с Европейским Союзом о подписании Соглашения о стабилизации и ассоциации. Принципиальными препятствиями в отношении возможного подписания Соглашения с ЕС для СиЧ являлись вопросы гармонизации экономических систем двух республик и сотрудничества с Гаагским трибуналом. После референдума, на котором 55,5% жителей Черногории проголосовали за национальную независимость, 12 июня 2006 г. После выхода из состава государственного сообщества были сняты препятствия для начала переговоров Черногории с ЕС о подписании Соглашения о стабилизации и ассоциации, которое спустя год, 15 октября 2007 г., было подписано. Черногория подала официальную заявку на вступление в ЕС 15 декабря 2008 г.
По мнению Стефана Лене, эксперта Института по изучению вопросов безопасности, европейская стратегия интеграции Балкан лучше всего может быть сравнима с длинной и трудной программой обучения, включающей в себя экзамены, табели успеваемости, промежуточные оценки, а также стипендию и академические часы. Перспективы вступления в ЕС для стран Западных Балкан различны и зависят не только от их пока еще сомнительной готовности к членству (за исключением Хорватии), но и от готовности ЕС к их приему.

Процесс интеграции стран Западных Балкан в Евросоюз
 
Если Хорватия находится на пороге вступления, то другим странам Западных Балкан предстоит проделать еще большой путь в ЕС, который со-стоит в проведении политических и социально-экономических реформ. Влияние на темпы и ход преобразований во многом будет оказывать ми-ровой экономический кризис и его последствия. Дополнительным фактором, который сможет повлиять на сроки вступления балканских стран, является появление нового претендента на звание «кандидат» - Исландии.
Еще не так давно Балканы называли «пороховой бочкой» Европы, и мировая общественность являлась свидетелем военных столкновений в этом регионе. Сегодня балканские страны проводят преобразования, направленные на создание современных государств со всеми формальными атрибутами демократии и рыночной экономики. Постепенно нормализуются отношения между странами региона, налаживается региональное сотрудничество. Во многом данные процессы происходят благодаря европейской стратегии интеграции Балкан, которая основывается на непосредственном вовлечении балканских государств в программы ЕС и их сближение между собой.

 

18 октября 2011 /
Похожие новости
История БиГ последних двадцати лет создала довольно противоречивые предпосылки для ее участия в процессе, названным “европейской и евроатлантической интеграцией”. Роль США, НАТО и ЕС в ее
В конце 1995 г. в Варшаве состоялась международная научная конференция, в которой участвовали польские, немецкие и российские специалисты. По материалам конференции Центр восточных исследований
Интеграция в Евросоюз - одно из приоритетных направлений внешней политики Польши и других стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 1990-х - начале 2000-х годов. Данная тема в отечественной
  Сущностные политические перемены, происшедшие в 1989 г., обусловили новый подход к основным целям польской внешней политики. С начала 90-х годов к таковым относятся: правовое урегулирование
    Подписание Шенгенских соглашений и сформированная ими Шенгенская зона явились одним из наиболее мощных факторов в развитии интеграционных процессов на территории Европейского союза и
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: