Развитие ритейла в странах Центральной и Восточной Европы

Руководители конференции «Retail Summit» в своем приветствии участни­кам (президент Чешской конфедерации торговли и туризма Zdenek Juracka, декан факультета международных от­ношений экономического университета в Праге Dana Zadrazilova, руководитель Blue Events как основного партнера сам­мита Barbora Krasna) написали, что 16-летняя успешная история саммита накладывает на них огромные обяза­тельства по подготовке программы и качественному проведению столь значи­тельного мероприятия. Они подчеркнули, что насыщенная программа адресована тем, кто решил всеми силами сопротив­ляться падению и активно участвовать выработке совместных решений. Смеем заверить, что с поставленной задачей организаторы справились, т.к. резуль­таты обработки анкет участников по завершении мероприятия показали следующее: объем информации на саммите 2010 г. был самым большим за последние 10 лет; саммит дал много энергии участникам и поднял их дух, которые так необходимы в наступившем сложном году.

Развитие ритейла в странах Центральной и Восточной Европы

А уровень участников (это показы­вает глубину и серьезность обсуждения проблем) был достаточно представи­тельным. Помимо руководителей мар­кетинговых и консалтинговых компаний (наиболее авторитетны Andrej Babis, Tomas Sedlacek) в дискуссиях приняли участие Eduard Janota - министр финан­сов Чехии, Vladimir Tosovsky - министр промышленности и торговли Чехии и другие.

Поскольку авторы статьи уже при­нимали участие в саммите ранее, то приведем название тем докладов и рабочих секций в сравнении. Это позволяет не только раскрыть содержание столь значимого мероприя­тия, но и сделать уже первые выводы об изменениях в секторе ритейла. Следует отметить, что в отношении перевода термина «ритейл» нет единства (это и розничная продажа, и международ­ная торговля, и деятельность в сфере обращения), поэтому мы в статье при­меняем его без перевода. Но в чем сходятся специалисты, так это в том, что «ритейл» - это обязательно сети (розничные сети).

   Пленарное заседание

    2007 г.

Часть А. Тенденции в ритейле и сфере потребления.

Часть В. Лучшие решения в ритейле.

Часть С. Ритейл в странах Централь­ной и Восточной Европы.

   2010 г.

Часть А. Развитие рынка ритейла и от­ношения между ключевыми игроками.

Часть В. Тенденции ритейла и спроса.

Часть С. Лучшие решения в ритейле.

Секции

Часть Д: Опыт международного бизнеса: продовольственный ритейл (Д1), непро­довольственный ритейл (Д2), ритейл и СМИ (Д3), ритейл в индустрии моды (Д4).

Часть Е: Ритейл и нечестные практики (Е1), ритейл и закупщики (Е2), ритейл и магазины небольшого формата (Е3), ритейл и люди (Е4), ритейл и торговые центры (Е5).

Часть F: Ритейл и управление (F1), Ритейл и торговые центры (F2), ритейл и управление затратами (F3), ритейл: что ожидать (F4).      

Развитие ритейла в странах Центральной и Восточной Европы

Тон дискуссии был задан сразу же на пленарном заседании. «Есть ли при­чины для оптимизма?» - именно так обозначил тему своего выступления президент Чешской конфедерации ком­мерции и туризма Zdenek Juracka. Ответ на этот вопрос он дал положительный, мотивируя его наличием таких факто­ров, как ответственность участников сектора ритейла, предпринимаемые усилия, активная позиция государства. Модератором заседания был известный тележурналист Jan Pokorny, и тут не обошлось без ноток юмора. Так, на­пример, индекс Доу Джонса (Dow Jones Industrial) был продемонстрирован как «down», что в переводе обозначает «па­дение», а графики изменения значений показателей (например, занятости и безработицы), на которых отрезки роста сменялись падением, были представ­лены с подтекстом «рок-н-ролл (Rock качаться, трястись Roll - качение, от­катываться)».

Развитие ритейла в странах Центральной и Восточной Европы

Достаточно образным было на­звание и дискуссионной трибуны, за­вершившей первую часть пленарного заседания - «Как выпрыгнуть (bounce) со дна?». Несмотря на то, что обсуж­дение проходило в общей атмосфере «конечно, мы сможем», не все дискуссанты разделяли столь оптимистичный взгляд. Гость дискуссионной панели Еврокомиссар Европейского союза по коммерции господин Rainhardt Freiherr von Leoprechting посвятил свой доклад вызовам для сектора ритейла на уровне Европы.

В области формата магазина. При выборе формата магазина (Интернет, классический, франчайзинговый и т.д) как более предпочтительный был рекомендован микс, при этом выбор зависит от огромного количества фак­торов. Нужно все новое: новые инте­рактивные технологии, новое качество информации, новый вид магазина, его новое размещение (может быть это не­кие спецстудии). Нужно в целом менять организацию, оптимизи­ровать логику, оперировать категорией «полная продажа». В разных странах соотношение долей классической и Интернет-торговли разное. Дискуссанты призвали сравнивать не цены на товар при классической и Интернет-торговли, а исходить из преимуществ, комфорта для клиента.

В области изменений в поведении потребителей и их ожиданий. Сегодня наблюдается огромный спрос на обслу­живание купленного товара - нужно раз­вивать этот сегмент. Нельзя оставлять без внимания и стандартные каналы про­движения товара, т.к. отдельные группы покупателей остаются верны им.

В области принятия решения по покупке товара. В числе ключевых факторов, влияющих на принятие ре­шения о покупке товара, были названы следующие:

  • несмотря на возможности теле­видения и Интернета проде­монстрировать товар, есть категории покупателей, которые хотят видеть и потрогать товар, а значит, необходимо разви­вать классическую торговлю. Но именно качественно развивать, а не повторять существующий формат, необходимо свежее вы­ражение товара;
  • цена - это очень сложная кате­гория, ее необходимо рассматри­вать в тандемах «цена + бренд», «цена + годность» и т.д.

В секции Е4 внимание всех участни­ков привлекло выступление президента Европейской академии ритейла (Euro­pean Retail Academy) проф. Б. Халлира, которое было посвящено Междуна­родной системе электронного обучения (e-learning) и ее сертификации.

Докладчик проинформировал о наличии трех проектов для сектора ритейла:

a) EuCoCo team - european com­mercial competence: базируется на принципах Болонского про­цесса; изначально проект был доступен на английском и не­мецком языках, сейчас на поль­ском, турецком и румынском; разрабатывается особая система квалификаций для молодых спе­циалистов ;

Развитие ритейла в странах Центральной и Восточной Европы

b) EUREMA - european retail man­agement certification: базируется на образовательных уровнях профессионального и академи­ческого образования; рассматри­вается концепция непрерывного обучения трех «Л» - «LLL» (life­long-learning);

c) EUCVOT - european competence centre for Vocational Training: принципы взаимодействия си­стемы бакалавров и магистров, синхронизация национальных программ.

Итак, мы подошли к ключевому мо­менту - каков прогноз, чего же ждать ритейлерам в будущем? На наш взгляд, ответ каждый участник этого сектора должен сформулировать сам для себя самостоятельно (и в этом проявится его конкурентоспособность) исходя из про­должения предложенной Б. Халлиром эволюционной кривой . А суть этой спирали такая. Сегодня двигателем развития являются традиционные ин­формационные технологии, но в буду­щем десятилетии все большее влияние будут оказывать новые трехмерные социальные сети на уровне конечного потребителя.

Эволюцию в ритейле Б. Халлир видит следующим образом: начальная точка это «место продаж» (супермар­кеты, в которые превратились в 50 годы ХХ в. семейные лавочки после введение самообслуживания), затем - «место покупок», в настоящее время - «место дифференциации» (каждый магазин стремится стать уникальным в своем роде, предлагая новые услуги и товары). И, наконец, инновационной волной в будущем будет характеристи­ка ритейла как «места общения или места потребителя», т.к. с помощью современных электронных средств ком­муникации (YouTube, Facebook, Studi-eVZ, Xing, Linkedin и т.д.) потребители смогут оказывать огромное влияние на организацию розничной торговли и отдельные торговые точки. Спираль эволюции закручена так лихо (как вихрь), что профессор Бернд Халлир назвал ее торнадо.

29 сентября 2011 /
Похожие новости
Люди путешествуют, не только чтобы поглазеть на достопримечательности, погреться на тёплом солнце или покупаться в чистом море, но и, например, чтобы совершить выгодные оптовые или розничные покупки.
Формирование потребностей туристов с использованием концепции «Уникальное торговое предложение». Часть 3
Проблемы развития туризма в РФ. Часть 1
  В последние годы исследованиям по методологии Форсайта уделяется все большее внимание как в международном сообществе, так и в России. Открывая секцию, М. Рычев отметил, что прошедший год стал
Как передаёт ИА "Казинформ", сегодня важнейшей задачей географической науки является поиск путей решения глобальных проблем на региональном уровне, выявление особенностей природы, населения,
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: