Феномен европейской интеграции в зеркале российской политической науки

В конце XX - начале XXI в. интеграционные процессы в Европе обрели стремительный темп. Основные тенденции их развития определяют на­растающая интернационализация политического, экономического и социально-культурного разви­тия, способствующая коренным изменениям миро­вой геополитической ситуации. За прошедшие пятьдесят с лишним лет Европейское сообщество, преобразованное в начале 1990-х гг. в Евросоюз, добилось значительных успехов.

Феномен европейской интеграции в зеркале российской политической науки

Одним из первых основоположников европей­ской интеграции можно считать Р. Куденхове-Калерги, автора Манифеста панъевропеизма. В раз­дробленности Европы ученый видел ее слабость, которая движет Европу навстречу тройной катаст­рофе: возникновению новой войны, покорению ее Россией и экономической катастрофе. Поэтому в Манифесте провозглашалась идея конфедерации, которая, по мнению автора, объединила бы евро­пейские государства с полюсом власти в Централь­ной Европе и с учетом усилившейся роли колони­альной Великобритании, США и СССР. 

В рамках Совета Европы была разработана подписанная в Риме 4 ноября 1950 г. Европейская Конвенция о защите прав че­ловека и основных свобод, ставшая начальным эта­пом в деле всеобщего обеспечения важнейших прав, провозглашенных в принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г. Всеобщей деклара­ции прав человека. Евроконвенция определяла ряд гражданских и политических прав и свобод, а так­же учреждала коллективную систему, которая должна была обеспечивать исполнение ее участни­ками взятых обязательств.

В 1960-х гг. произошло обострение противо­стояния двух военно-политических блоков - НАТО и Варшавского договора. Де Голль охарактеризовал существующую ситуацию как «опасное равнове­сие», которое однажды может вылиться в глобаль­ную войну, если только ситуация не изменится в сторону всеобщей разрядки напряженности. В апреле 1951 г. в Париже представителями Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписывается Договор об учрежде­нии Европейского объединения угля и стали (ЕО-УС). Процесс интеграции продолжается, и в 1995 г. в ЕС вступают Австрия, Финляндия и Швеция. В феврале 2001 г. в целях подготовки к новому рас­ширению Союза государствами Евросоюза подпи­сывается Ниццский договор, призванный решить задачу перестройки институционального механиз­ма, обеспечить защиту достижений интеграции и парирование тех весьма реальных рисков, с которыми связано дальнейшее расширение Евросоюза.

Почти две трети населения Европейского Союза (62,8% общей численности населения ЕС-27) со­средоточено в пяти наиболее многолюдных странах - Германии (16,4% на начало 2009 г.), Франции (12,8%), Великобритании (12,3%), Италии (12,0%) и Испании (9,2%). По численности населения к ним примыкает также Польша (7,6%). При этом наблю­дается довольно устойчивая тенденция постепен­ного снижения удельного веса Германии и Польши (который на начало 1999 г. составлял соответст­венно 17,1 и 8,0% общей численности населения ЕС-27) и, напротив, - повышения доли Испании и Франции (8,3 и 12,5% соответственно). Доля Вели­кобритании в общей численности населения Евро­пейского Союза в последнее десятилетие остава­лась практически неизменной.

Таким образом, в ближайшем будущем Евросо­юз может столкнуться с такой проблемой, как не­хватка кадров вследствие низкой рождаемости. Большинство стран Евросоюза уже сейчас испыты­вает дефицит рабочих кадров (например, Велико­британия, Ирландия и Швеция), решая этот вопрос через расширение миграционных потоков в свои страны из новых государств Евросоюза. Наряду с падением рождаемости в ЕС наблюдается тенден­ция старения населения. В дальнейшем социальная нагрузка, вызванная старением населения и нехват­кой рабочих рук, может оказать негативное воздей­ствие на развитие экономики ЕС.

Сегодня, по мнению исследователя Т. В. Бордачева, экономику Евросоюза отличают следующие тенденции:

- сохранение в среднесрочной перспективе вы­сокого уровня расходов общеевропейского бюдже­та на поддержку сельскохозяйственного сектора (до 40%). Попытка снизить их, предпринятая в 2005 г., надежно заблокирована Францией (которая получает 60% сельхоздотаций);

- качественное отставание в сфере исследований и высоких технологий. ЕС тратит на это меньше 2% ВВП (США и Япония - порядка 3%). Затраты на развитие информационных и коммуникацион­ных технологий составляют в Евросоюзе 6,93% ВВП (8,22% - в США и 8,98% - в Японии). Современное политическое положение Евро­пейского союза в мире, по мнению российского исследователя Т.В. Бордачева, характеризуется следующими факторами: широким участием в дея­тельности самых авторитетных международных форумов; относительно успешным продвижением своего видения политико-правовых и экономиче­ских отношений с соседями; укреплением своих позиций в ряде районов Африки; попыткой высту­пать в качестве «мягкого» конкурента США по ря­ду острых международно-политических ситуаций, таких как ближневосточное урегулирование и в определенной степени иракская проблема; вы­страиванием конструктивных партнерских отно­шений с Китаем.

Однако в то же время, по мнению исследовате­ля, в рамках проблемы политической интеграции Евросоюза можно выделить четыре проблемы стратегического характера:

- существенное ослабление качества и эффек­тивности управления на уровне Евросоюза. В ре­зультате беспрецедентного по масштабам расши­рения в 1995-2007 гг. общие институты (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент) перешли пределы собственной эффективности в качестве инструментов согласования интересов стран-членов, лобби и других групп интересов;

- отсутствие даже приблизительного общего ви­дения стратегических целей развития «европейско­го проекта»;

- снижение уровня доверия в отношениях между странами-членами, с одной стороны, и странами и наднациональными органами Евросоюза - с дру­гой. Одним из проявлений этой тенденции является «дефицит демократии» - отстраненность граждан Европейского союза от процесса принятия все большего спектра политических и экономических решений. К сожалению, не оказался приемлемым для не­которых политических элит и населения стран Ев­росоюза «Договор, учреждающий Конституцию для Европы» как поистине прорывной шаг в разви­тии интеграционного политического проекта. Как показал опрос населения, проведенный по заказу Европейской комиссии в 2006 г. в 25 странах, 47% респондентов желают новых переговоров о тексте будущего основного закона, тогда как 13% полага­ют, что он должен быть отложен в долгий ящик, а 23% выступают за продолжение его ратификации государствами ЕС.

Феномен европейской интеграции в зеркале российской политической науки

Действительно, основная проблема успешной политической интеграции Европейского союза со­стоит в том, что она формируется целым блоком государств, отличающихся своими оценками к по­литическим процессам и различным государствам мира. Об этом явно свидетельствуют следующие факты: отсутствие единства позиций большинства стран-членов Евросоюза по отношению к самым насущным вопросам мировой политики (например, вторжение США в Ирак в 2003 г.); неоднозначная, а иногда и противоречивая оценка правительствами европейских государств деятельности грузинских войск в Южной Осетии в августе 2008 г. и предот­вращения Россией этих действий, а также отноше­ние к конфликту Россия - Украина в нефтяном во­просе 2008-2009 гг.

Исследование показывает, что, к сожалению, се­годня остро стоит проблема интеграции стран-участниц Евросоюза в сфере культурных отноше­ний. В целом во внутренней культурной политике Евросоюза демократический вектор развития на­правлен на полноценное признание прав стран-участниц Союза в реализации их собственной эт­нокультурной идентичности. В свою очередь, субъ­екты Союза в большинстве своем согласны с при­знанием права союзного центра на реализацию его суверенности в необходимом объеме сфер и сил влияния. Проблема культурной интеграции в Евро­союзе имеет место.

В заключение необходимо отметить, что за 50 лет Европейским сообществом реализованы гран­диозные планы, которые позволяют заявить, что нынешний Европейский Союз больше не является абстрактным понятием. Это отмена таможенных барьеров, создание общего, а позднее - и единого рынка, валютно-экономический союз, сами меха­низмы экономического сотрудничества на уровне государств и предприятий и пр. Именно в экономи­ческой сфере доля полномочий, передаваемых странами-участницами Европейскому Союзу, наибо­лее высока. По сравнению с успехами Экономическо­го и валютного союза явно отстают в своем развитии формы политической и культурной интеграции.

 

28 сентября 2011 /
Похожие новости
 Политика "Невеликих держав" европейского союза в Центральной Азии. Часть 1
    В статье говорится об основных направлениях уголовно-правовой политики в области охраны окружающей природной среды в России и странах Европы. Рассматривается механизм реализации
    В первом полугодии 2007 г. Федеративная Республика Германия председательствует в Европейском союзе, одновременно возглавляя в текущем году “Большую восьмерку”. Несмотря на
Интеграция в Евросоюз - одно из приоритетных направлений внешней политики Польши и других стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 1990-х - начале 2000-х годов. Данная тема в отечественной
    Подписание Шенгенских соглашений и сформированная ими Шенгенская зона явились одним из наиболее мощных факторов в развитии интеграционных процессов на территории Европейского союза и
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: