Изменения конституции республики 1991г., вытекающие из приема Болгарии в ЕС [Болгария]

 

В реферат включены материалы, излагающие результаты проведенного болгарскими и иностранными специалистами сравнительно-правового анализа опыта стран - членов Европейского союза по адаптации национальных конституций к требованиям учредительных документов ЕС. В исследовании очерчены, с одной стороны, контуры дальнейшей эволюции «неписаной конституции ЕС», с другой - необходимые изменения Конституции Республики Болгария, которые влечет за собой полноправное членство в ЕС.

Автор исходит из того, что процесс реального присоединения Болгарии к ЕС займет, по самым оптимистичным прогнозам, около десяти лет, а сам Европейский союз как динамичное объединение эволюционирует от международного объединения к созданию в будущем общей Европейской конституции. Оба эти момента предопределяют характер выносимых на обсуждение предложений: они не являются ни исчерпывающими, ни бесспорными. Их цель - подготовить общественное мнение и начать политические дебаты о необходимости изменения конституции, очертить круг этих изменений и выявить те из них, которые вытекают из ратификации первичного права ЕС. 

Как ни странно Италия славится своим пляжным отдыхом, начинается всё в августе и температура в это время держится в районе 35-37 градусов, тем самым собирает огромное количество любителей водных развлечений. Существующие туры в Италию в августе, являются самыми востребованными среди туристов и путешественников.

 

Автор анализирует особенности болгарского конституционного права в сопоставлении с правом ЕС и приходит к выводу о необходимости изменения конституции по ряду важнейших положений.

Во-первых, Конституция Болгарии 1991 г. не содержит адекватной конституционной модели для обеспечения действия права ЕС. В п. 4 ст. 5 Конституции установлен демократический принцип примата современного международного права, при этом использована классическая формулировка и установлен монистический принцип введения международных норм в национальную правовую систему. Заключенные, ратифицированные и опубликованные договоры становятся частью национальной правовой системы, причем принятия специального национального законодательства, приводящего договоры в действие, не требуется. В отношении этих норм действует также конституционное положение о том, что международные нормы, ставшие частью национального законодательства, имеют приоритет перед противоречащими им нормами законов. Е.Танчев показывает, что использовать эту формулировку в отношении права ЕС нельзя, поскольку принцип верховенства как первичного, так и вторичного права ЕС не требует согласия национальных институтов страны для каждого нового акта. В этом смысле право ЕС носит наднациональный характер и автоматически применяется на территории стран-участников. Кроме того, Конституция Болгарии 1991 г. не разрешает проблему противоречия международных норм, ставших частью национального правового порядка, и конституционных положений. Анализ норм, содержащихся в ч. 3 ст. 85 и п. 4 ч. 1 ст. 149  Конституции, показывает, что международные нормы не имеют верховенства по отношению к конституционным. Между тем принцип верховенства права ЕС означает, что в случае коллизии его нормы имеют приоритет и перед конституционными нормами, кроме того, существует обязанность стран- участников обеспечивать применение норм права ЕС.

Этот и другие аргументы, приведенные автором, свидетельствуют о том, что положение ст. 5 Конституции Болгарии не может гарантировать верховенство, универсальность и прямое действие как первичного, так и вторичного права, составляющего основной массив в праве ЕС.

В статье анализируется опыт зарубежных стран по данному вопросу. Ратификация договора о ЕС далеко не во всех странах повлекла серьезные изменения в конституциях в силу различия в их содержании, пределов и возможностей их толкования относительно взаимодействия с международным правом, состояния общественного мнения, конкретной конфигурации политических сил в исполнительной власти и национальных парламентах, а также других факторов. Соотнесение опыта стран-участников с ситуацией в Болгарии приводит автора к выводу о необходимости изменений по нескольким направлениям.

Во-первых, изменения, касающиеся прав человека. В статье особое внимание уделено ст. 22, которая запрещает иностранцам приобретать землю. Это противоречит основному принципу свободного перемещения людей, товаров, услуг и капиталов и как таковое дискриминирует европейских граждан, не имеющих болгарского гражданства.

Во-вторых, необходимо повышение институциональных и функциональных гарантий индивидуальных прав путем:

—           создания института омбудсмена;

—           улучшения деятельности судебной системы;

—           введения права на индивидуальные жалобы в Конституционный суд;

—           укрепления института Президента;

—           рационализации инвеституры правительства;

—           разъяснения статуса и полномочий служебного правительства.

Исключительно малы шансы на успех, по мнению Е.Танчева, у

предложений по учреждению делегированного законодательства как эффективного института современной парламентской демократии, созданию второй палаты парламента и изменению республиканской формы правления.

Статья профессора Католического университета в Лувене (Бельгия) состоит из двух частей. В первой рассматриваются условия присоединения Бельгии к Европейскому союзу. Бельгия ратифицировала Маастрихтский договор без изменения своего Основного закона, поскольку, во-первых, Конституция Бельгии не содержит разграничения ответственности в международной области между различными властями. Согласно ст. 167 Конституции, король наделен правом заключать договоры, однако «эти договоры вступают в действие только после получения согласия палат». Это положение позволяет парламенту контролировать международную деятельность правительства, но уже после заключения договоров.

Вторая особенность связана с конституционным решением проблемы действия международных норм. Для преодоления противоречия между принципом верховенства международного права и конституционными нормами, в соответствии с которыми власть на территории страны осуществляют национальные учреждения, еще в 1970 г. в Конституцию Бельгии было включено следующее положение: «Осуществление определенных полномочий может быть возложено договором или законом на учреждение по международному публичному праву». Вместе с тем автор отмечает, что реформа Конституции необходима и приводит доводы в пользу этого.

Во второй части статьи Ф.Делпере останавливается на тех изменениях в организации и деятельности законодательной и исполнительной власти, которые потребовались в результате вступления в ЕС.

Статья профессора Университета Пантеион (Афины) Т.Тзоноса содержит анализ конституционных положений, касающихся ратификации международных договоров, и конкретных проблем, связанных с ратификацией Маастрихтского договора. Греция также входит в число стран, ратифицировавших этот договор без изменения Конституции. Автор исходит из того, что заключение международных договоров в Греции всегда было прерогативой исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции Греции 1975 г., в редакции 1986 г. В этом случае принятие закона осуществляется абсолютным большинством общего числа депутатов парламента. Таким образом, конституционные нормы в целом не создавали препятствий для ратификации договора в случае консенсуса политических партий, позволяющего набрать три пятых голосов в пользу ратификации, что и имело место в действительности (за ратификацию высказались 286 депутатов из 300).

Автор излагает историю принятия данных норм, а также политическую ситуацию вокруг ратификации договора. Ратификация договора без изменения конституции оставила во «взвешенном состоянии» целый ряд проблем: относительно избирательных прав иностранцев на общинных выборах в Греции, территориальной децентрализации, наличия в конституции положений, не подлежащих ревизии, и др.

 

30 июня 2012 /
Похожие новости
Данная работа является введением в систему права Италии. В книге рассматриваются история развития итальянского права в рамках гражданско-правовой традиции и его место в семье правовых систем,
      Международные связи сообществ и регионов Бельгии можно представить как уникальную модель, имеющую свою специфику по ряду параметров. Субъекты бельгийской федерации обладают
В статье представлено обоснование четырех моделей разделения властей, имевших место в процессе эволюции политической системы Франции, приведена подробная характеристика основных органов
    Проанализированы проекты Конституций 1921 г. и 1935 г., содержащие положения об органе конституционного контроля. Представлен обзор монографий ведущих польских специалистов,
Испанское право является одной из старейших систем права в Южной Европе. Оно представляет собой сочетание римского права, местных обычаев и правовых норм, а также современного кодифицированного
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: