Важность религиозной идентичности для болгарского и ромского населения

Как и в большинстве стран Европы, в Болгарии население разнообразно в этно­культурном отношении. Болгария является примером толерантного сожительства пред­ставителей более 30-ти этнических и рели­гиозных групп на Балканском полуострове. По окончательным данным переписи насе­ления, проведенной Национальным стати­стическим институтом в 2002 г., доля этни­ческих турок из общего числа населения государства составила около 9,4 %, ромско­го населения - около 4,6 %, других этниче­ских меньшинств - около 1,5 %. Учитывая, что немалая часть ромов самоопределяется как болгары или турки, в целом относи­тельное количество граждан Болгарии, принадлежащих к этническому меньшинст­ву, превышает 16 %.

В Болгарии живет ромское сообщест­во, называемое окружающим его населени­ем «турецкими цыганами». Наименование существует еще со времен Османской им­перии, используется по отношению к му­сульманам и отражает смешивание и взаимозаменяемость религии и этничности в то время. Турецкие цыгане обладают диффе­ренцированным самосознанием, варьи­рующим между цыганской и турецкой идентичностью. В некоторых случаях они самоопределяются как хорахане рома (т. е. турецкие цыгане); в других причисляют себя только к цыганской группе, к которой они принадлежат; часто сами называют себя турками; нередко используется также наименование миллет (т. е. народ в качест­ве этнически нейтральной категории или отдельного сообщества). Различным явля­ется также и язык данного населения - часть использует романэс (цыганский язык); другая - говорит на турецком языке; третья - на языке романэс, включающем множество заимствованных турецких слов и влияний турецкого языка; часто эти люди общаются на обоих языках, при этом цы­ганский язык в прошлом использовался более активно. На сегодняшний день на территории РФ существует множество частных фирм занимающихся перевозкой пассажиров. Одна из самых известных фирм является «Такси МВ-Моторс», благодаря отлаженному сервису и отличной работе высококвалифицированного персонала, она быстро завоевала лидирующее место в сфере такси.

Турецкие цыгане - это гетерогенное сообщество, имеющее довольно сложную идентичность, отличающуюся различными уровнями (как следствие про­цесса размывания границ между отдельны­ми группами), разной направленностью (соответственно на цыганское или турецкое этническое сообщество). Ранее они делились на отдельные группы - в зависимости от рода занятия, образа жизни (оседлые, кочевые) и т. д. В настоящее время указан­ные различия почти исчезли и существуют иные маркеры разграничения, такие как язык, на котором они говорят (цыганский, турецкий или оба языка), этническое само­сознание (цыганская идентичность; само­сознание хорахане рома; турецкие цыгане, принадлежащие к группе и самоопреде­ляющиеся как турки или миллет), религи­озная принадлежность (бывшие и настоя­щие мусульмане).

Согласно теории социальной иден­тичности, индивиды принадлежат к различным социальным группам (по полу, возрасту, религии, этнической группе, на­ции и т. д.). H. Tajfel определяет социаль­ную идентичность как «часть Я-образа, проистекающую из знания о принадлеж­ности к данной социальной группе, одно­временно с оценкой и эмоциональным зна­чением, придаваемым данной принадлеж­ности». Каждая социальная идентичность основывается на конкретных представлениях о мире, наборе ценностей, настроенности, верованиях и действиях, соответствующих социальным представ­лениям.

Согласно теории социальной иден­тичности, для людей важно чувствовать, что они принадлежат к данной группе, по­скольку такая принадлежность обеспечива­ет им социальное принятие. Если принад­лежность интернализирована как часть Я- образа, они стараются повысить свою са­мооценку. Однако люди, принадлежащие к меньшинству, в некоторых случаях могли бы создать себе негативную идентич­ность в качестве членов недооценивае­мых групп. Позитивные черты, приписы­ваемые собственной группе, имеют резуль­татом позитивную самооценку. Если иден­тификация с группой слабая или отсутствует, явление не будет иметь место. Напри­мер, принадлежа к группе с низким соци­альным статусом, человеку сложно сфор­мировать позитивную оценку по отноше­нию к собственной группе. Tajfel приво­дит в пример исследование о предпочте­ниях трехлетних и пятилетних детей бе­лых и цветнокожих (Goodman, 1964). Ре­зультаты показывают, что 92 % белых детей и едва 26 % цветнокожих предпочи­тают собственную группу. Тот факт, что цветнокожие дети в столь раннем возрас­те не предпочитают собственную группу, является отражением быстрой и ранней ассимиляции норм и ценностей, утвер­жденных в социальной среде, в которой они живут и в которой некоторые группы получают более высокую оценку, чем другие группы. Согласно теории соци­альной идентичности, имеют место ког­нитивные процессы, способствующие уменьшению различий между членами собственной группы, а одновременно с этим - усилению различий между члена­ми собственной группы и других групп.

Теория социальной идентичности воспринимает в качестве измерений пози­тивной социальной идентичности уровень предрассудков по отношению к другим группам и предпочтения по отношению к собственной группе. Ее отправной точкой являются когнитивные категории, которые индивид использует при категоризации социального мира. Социальную категори­зацию можно воспринимать как «систему ориентации, которая способствует созда­нию и определению места индивида в об­ществе». Первая функция соци­альной категоризации заключается в струк­турировании социального окружения, ко­торое подлежит систематизированию и упорядочиванию определенным способом. Она также является основным компонен­том религиозных, национальных, половых, этнических и других стереотипов, по­скольку дифференцированное восприятие
различных социальных групп невозможно без предварительной категоризации людей как принадлежащих к одной или иной группе.

Цели настоящего исследования за­ключаются в следующем:

1)На базе проведенного сопостави­тельного анализа установить существуют ли различия на уровне религиозной, нацио­нальной и этнической идентичности в обе­их этнических группах - болгар и ромов.

2)Установить степень важности, ко­торую исследуемые лица обеих этнических групп (болгар и ромов) приписывают рели­гиозной, национальной, этнической, поло­вой, европейской и локальной (из данного города) идентичности.

В исследовании принял участие 81 подросток из болгарского и ромского на­селения в возрасте 18-ти лет. Число лиц в обеих этнических группах приблизитель­но одинаково: 42 подростка болгарского происхождения (23 девочки и 19 мальчи­ков ) и 39 подростков ромского происхож­дения (22 девочки и 17 мальчиков).

С целью исследовать различия между религиозной, национальной и этнической идентичностью болгар и ромов проведены дополнительные вариационные анализы.

Болгары придают меньшее значение своей религи­озной идентичности, чем национальной принадлежности. Противоположной яв­ляется тенденция в группе ромского меньшинства: наиболее значима религи­озная идентичность, за ней следует на­циональная и, наконец, принадлежность своему этносу.

Проведенное исследование выявляет основные тенденции взаимоотношений между социальной идентичностью болгар и социальной идентичностью ромского насе­ления. В дальнейшем можно расширить охват групп меньшинств, участвующих в исследовании, увеличить число реципиен­тов, а также провести сопоставительный анализ по признаку пола и возраста. Неоспорим тот факт, что формирова­ние позитивных социальных видов иден­тичности помогает подросткам достичь более высоких результатов, повысить успе­ваемость в школе, чувствовать себя ком­фортно, принятыми в классе, уважаемыми, любимыми. Именно в этом мы видим зна­чимость рассматриваемой проблемы.

28 июня 2012 /
Похожие новости
Политическое сознание и политическая культура составляют духовный компонент политической системы общества. Их час­тичное совпадение и различие является скорее концептуальным, чем предметным.
    Статья посвящена проблеме поиска самоидентичности болгар и сохранения национальной культуры в условиях глобализации. Болгарские ученые исследуют процессы идентификации болгар и роль
    Проблема гастарбайтеров, и не только турецких, проблема для Германии давняя, имеющая богатую «биографию». Анализ структуры иностранного населения, проживающего в Германии,
      Массовая миграция, стирание незыблемых до того границ культурно-национальных пространств в силу революционного развития информационных технологий и систем международной
[/center][/center] Современные процессы глобализации уси­ливают и углубляют взаимозависимость всех международных экономических субъектов. Мировая экономика пребывает в состоянии непрерывных
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: