Проблема сохранения национальной культуры и самоидентичности болгар в условиях глобализации [Болгария]

 

Статья посвящена проблеме поиска самоидентичности болгар и сохранения национальной культуры в условиях глобализации. Болгарские ученые исследуют процессы идентификации болгар и роль России в формировании болгарской самоидентичности. Статья затрагивает проблемы унификации культуры, место фольклора в современной культуре потребления и опасения болгар на последствия глобализации.

Глобализация - объективный и закономерный процесс. Она является одним из основных факторов социально-экономического, политического и культурного прогресса, системообразующим элементом мировой политики, и затягивает все страны - Болгария не исключение. Усиливающаяся глобализация, усложнение и взаимопереплетение культурных процессов вынуждают болгар искать новые пути для отстаивания и сохранения национальной культуры и самоидентичности.

В начале XXI в. возникла проблема теоретического объяснения существования множества национальных культур, экономик, всего того многообразия, которое называется мировым сообществом. По мнению болгарского исследователя П. Нешева, именно культурная идентичность может стать одним из возможных ключей к шифру и проектированию процесса глобализации в будущем. Лучшим подарком для самых изысканных мужчин станут духи Ralph Lauren Polo от именитого дизайнером одежды и парфюмерии Ральфа Лорена. Все выпускаемые духи данного бренда, по сути, являются эталоном стиля и непревзойденного вкуса.

Культурная идентичность является способом общения, существования и выражения национально-культурной общности в течение длительного периода времени в рамках определенной территории. В этой связи культурная идентичность той или иной общности связана с границами, различиями и определенной закрытостью. Главная проблема современности - сохранение и развитие культурной идентичности каждой конкретной общности; при этом каждая общность должна остаться участником процесса глобализации, охватывающего экономику, политику, право, экологию. Особенно драматична данная проблема для небольших национальных государств и их национальных культур. Именно эти государства и их культуры хранят огромную историческую память, идущую из глубины веков.

Болгарская культурная идентичность была создана на основе классических либеральных ценностей - права на жизнь, собственность и свободу. Болгары внесли свой вклад в мировую культуру, создав алфавит, используемый и сейчас. Было бы ошибкой считать, что традиционные культурные ценности в наши дни становятся лишними и ненужными в условиях развернувшейся глобализации. Мировой рынок не может строиться без взаимодействия между различными культурами. Богатство и разнообразие национальных культур могут способствовать развитию этого процесса.

В качестве объективного мирового процесса глобализация имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным явлениям относятся: развитие информационных систем; совместные усилия разных стран по решению мировых проблем; быстрое осуществление актуальных экономических шагов; выполнение научных задач, важных для всего мира. Отрицательные последствия глобализации выражаются прежде всего в увеличении пропасти между богатыми и бедными обществами.

Глобализация оказывает влияние не только на различные социальные слои общества, но также на государства и национальные культуры. Происходит унификация идейных ценностей и политических постулатов, идет мощное навязывание одной культуры народам отдельных государств, которые постепенно утрачивают свой национальный облик. Просматривается определенная тенденция, когда, порой явно, а порой незаметно, сложится ситуация, в которой под лозунгом демократизации мировой культуры национальные культуры будут лишены своих традиций, значимости и смысла. Национальные государства окажутся под контролем транснациональных компаний и, по сути, лишатся своего суверенитета.

После окончания холодной войны и вовлечения Болгарии в орбиту влияния ЕС и НАТО в стране происходит параллельный процесс складывания некой новой собственной идентичности, западноевропейской по своей сути. С 1990-х гг. в болгарской научной литературе идет обсуждение того, отчего болгары в процессе своего исторического развития не переняли большинство западных культурных моделей развития. Ответ на этот вопрос связан с историей развития страны, ведь болгарское национальное самосознание формировалось в тени таких восточных империй, как Византийская, Османская, Российская и Советская.

Складывание новой идентичности болгар сегодня проходит не только через отрицание коммунистического прошлого, но и через разрыв с Востоком. При этом Восток трактуется двояко - прежде всего, как османское наследство и как русско-советское влияние, тогда как византийское прошлое сегодня не привлекает такого повышенного внимания.

Роль исторических мифов при формировании национальной идентичности хорошо известна, как и неудачи профессиональных историков побороть их, так как разоблаченные старые мифы всегда были заменены новыми. И здесь свою роль играет распространенность мифов об этнонациональной принадлежности болгар.

Нынешнее прощание болгар с Востоком сопровождается кризисом идентичности, что нашло выражение в активной критике болгарских националистов, обвиняемых в том, что они стали последним оплотом коммунизма. Теперь стали писать о том, что в 1990-е гг. болгарин перестал осознавать такие понятия, как родина, родное, национальная идентичность, так как во времена социализма любовь к Болгарии навязывалась как идеологема и не была осознанной потребностью. Чувство национальной идентичности не может основываться только на рациональных конструкциях, поэтому особенно сильно пострадал патриарх болгарской литературы Иван Вазов. В начале коммунистического режима в его произведениях нашли «великоболгарский шовинизм». Сегодня оценка сочинений И. Вазова делается с позиций постмодернистского эстетизма. Споры вокруг И. Вазова продолжались вплоть до 2002 г., когда из программы по чтению первоклассников изъяли его стихотворение «Я маленький болгарин». Протест болгарской общественности по этому поводу в начале XXI в. объясняется стремлением болгарского общества сохранить свои символы «этнонациональной идентичности», чтобы не потерять себя в процессе интеграции и глобализации.

Кризис болгарской идентичности в переходный период усилился не только в связи с новыми литературными интерпретациями, но и под воздействием болгарской историографии. На историческую науку повлияла проводившаяся в это время декоммунизация. Основное место в публикациях занимала критика советских и русофильских мифов, для чего использовались антикоммунистические и русофобские мифы. Роль России и СССР в болгарской национальной судьбе в последнее время рассматривается или как негативное, или как малозначимое наследие для болгар. Теперь советское противопоставляется европейскому как более отсталое, чуждое, навязанное извне.

Что касается культуры в эпоху глобализации, то она станет, прежде всего, культурой общества потребления, высшей ценностью которого окажется сам процесс потребления, а тот, кто потребляет, будет более значимым, чем тот, кто производит. Люди-потребители сотрут различия между собой, станут унифицированными и достойными гражданами глобального сообщества.

Опора на духовную культуру станет со стороны «малых народов» единственным возможным отпором, демократическим и справедливым по своему характеру, против высокомерия богатых государств и сверхдержав, которые, подчиняя мир глобальным процессам, стремятся властвовать не только с помощью денег, но также монополизируя духовные ценности и культуру.

Осмысливая процесс глобализации в Болгарии, болгарский исследователь X. Бонев отмечает, что в его стране общество пока все еще не рассталось с системой аграрно-патриархальных ценностей из периода, предшествовавшего модерну, а также с системой ценностей, присущей индустриальному периоду неразвитого модерна.

Стремление Болгарии приблизиться к центру глобализирующегося мира сталкивается с антиглобалистскими позициями внутри страны, что отбрасывает ее назад. Выбор в пользу глобализации предполагает интеграцию с другими странами, что поможет вывести страну на уровень мировых стандартов. Но этому выбору противостоит опасение того, что глобализация скорее всего похоронит сокровенные ценности из прошлого народа, и прежде всего национальные ценности.

В условиях глобализации, резкой смены геополитических ориентиров и норм поведения развитие в бывших соцстранах пошло по пути имитации западных моральных стандартов. Поэтому автор считает, что серьезной проблемой для современных болгар является сохранение национальной культуры и национальной идентичности в условиях глобализации.

 

29 июня 2012 /
Похожие новости
Туризм в контексте глобализации и современного экономического кризиса
Как и в большинстве стран Европы, в Болгарии население разнообразно в этно культурном отношении. Болгария является примером толерантного сожительства пред ставителей более 30-ти этнических и рели
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) представляла собой не только эксперимент строительства коммунистического общества в многонациональном государстве, но и авторитарный вариант
Глобализированный мир по сути стал новым миром, без привыч­ных и дорогих миллионам граждан понятий и норм, и в нем следова­ло научиться жить. Глобализация рассматривалась французами как некое зло,
Современные процессы глобализации размывают идентичность национальных государств и побуждают их к поиску путей и методов противостояния универсалистским тенденциям. В этом смысле характерна стратегия
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: