Политическая и юридическая ответственность в конституционном праве Дании

Политическая и юридическая ответственность в конституционном праве тесно связана с парламентаризмом - системой организации и функционирования верховной государственной власти, которая характеризуется разделением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парла­менте, и ответственно перед ним. Характерной чертой пар­ламентской политической системы является зависимость испол­нительной власти от избранной народом законодательной власти. Таким образом, правительство несет политическую ответствен­ность перед парламентом.

Родиной парламентаризма считается Европа. Еще в XIII в. в Англии был создан парламент, и именно в этой стране он впервые принял на себя всю полноту власти. Принцип парламентаризма нашел отражение в политической системе скандинавских стран, в том числе в Дании. В связи с этим изучение политической и юридической ответственности правительства перед парламентом Дании в свете принципа парламентаризма представляет особый интерес. Понятие «российский парламентаризм» нередко встречается в юридической литературе, следовательно, изучение проблем, свя­занных с парламентаризмом, актуально и для России. Данный принцип, в первую очередь, подтверждают правила, регулирующие формирование правительства в Дании. 

В 1901 г. после продолжительного конституционного кризиса, начавшегося в конце XIX в., король и партия меньшинства в фолькетинге (пар­ламенте Дании) признали, что правительство должно иметь опре­деленную поддержку со стороны выбранной народом палаты пар­ламента. Данная модель, которая претерпела некоторые измене­ния в течение последующих лет, получила название «негативного» парламентаризма, и суть ее заключалась в том, что правительство оставалось у власти, пока нижняя палата парламента не выражала недоверие в его адрес. Однако принцип негативного парламента­ризма также нашел отражение в процессе формирования прави­тельства, т.к. ни одно правительство не могло быть сформировано, если существовала вероятность, что в момент представления его состава парламенту в его адрес может быть вынесен вотум недо­верия.

Несмотря на то, что в Конституцию вносились изменения в 1915 и затем в 1920 г., принцип парламентаризма не был зафиксирован в тексте Конституции. Однако в соответствии с большинством тео­рий датского конституционного права принцип парламентаризма стал частью обычного права в первой половине ХХ в., и, по сути, в период с 1901 до 1953 г. все правительства были сформированы в соответствии с данным принципом.

В результате дальнейших изменений текста Конституции в 1953 г. принцип парламентаризма был зафиксирован в ст. 15 Конституции Дании:

(1) Министр уходит в отставку, если Фолькетинг выносит ему вотум недоверия;

(2) Если Фолькетинг выносит вотум недоверия Премьер-министру, он обра­щается с просьбой об отставке прави­тельства, при условии, что не объявля­ются новые выборы Фолькетинга. Если правительству выносится вотум недове­рия либо оно само обращается с просьбой об отставке, правительство продолжает осуществлять свои полномочия до фор­мирования нового состава. Министры, продолжающие осуществлять свои пол­номочия в указанном выше порядке, предпринимают только те действия, которые необходимы для непрерывного осуществления государственных дел, а в свой законный отпуск спокойно брали экскурсионные туры и отдых на море в Италию.

В статьях, упомянутых выше, прямо не говорится о назначении министров. Однако в конституционном праве Дании существует общее понимание ст. 15, в соответствии с которым принцип нега­тивного парламентаризма распространя­ется и на процесс формирования прави­тельства. Таким образом, прежде чем быть назначенным королем или королевой на свой пост, будущий премьер-министр дол­жен удостовериться, что парламентское большинство не проголосует против него.

Единственная статья Конституции, в которой прямо говорится о формирова­нии правительства, — это ст. 14: «Король назначает и отправляет в отставку Премьер-министра и других министров». Однако данную статью необходимо трак­товать в свете ст. 15, о которой говори­лось выше. Тем не менее, ст. 14 несколь­ко иначе описывает процесс назначения министров, выделяя две стадии данного процесса.

На первом этапе определяется поли­тический состав нового правительства, а также кандидатура нового премьер-министра. На данном этапе проводятся переговоры между партиями в парла­менте, о результатах которых сообщается королеве, которая формально назначает премьер-министра.

После его назначения, премьер-министр, в свою очередь, назначает министров. Единственное правовое огра­ничение, которое на него накладывает­ся, заключается в следующем: ни один министр не может быть назначен, если существует вероятность, что ему будет вынесен вотум недоверия в процессе представления парламенту.

Таким образом, ст. 15 Конституции Дании и ее смысловое значение отно­сительно формирования правительства ясно свидетельствуют о том, что прави­тельство несет политическую ответствен­ность перед парламентом.

Юридическая ответственность в конс­титуционном праве Дании

Политическая ответственность не единственный вид ответственности пра­вительства перед парламентом, о кото­рой говорится в Конституции Дании. Статья 16 гласит: «Министры могут быть подвергнуты импичменту Королем или Фолькетингом за ненадлежащее исполнение обязанностей по должнос­ти. Суд в порядке импичмента за нена­длежащее исполнение обязанностей по должности осуществляет Высокий суд Королевства».

Ответственность, о которой говорится в ст. 16, в датской юридической науке, как правило, называют юридической ответс­твенностью (в противоположность поли­тической ответственности, о которой говорится в ст. 15). Положения о юриди­ческой ответственности содержатся в ст. 59 и 60 Конституции и в Акте об ответс­твенности министров.

За время существования Конституции Дании (с 1849 г.) было всего 5 случаев импичмента, предпоследний из которых произошел в 1910 г. Многие юристы писа­ли, что на практике институт импичмен­та навсегда исчез из конституционной системы Дании (его заменой стала воз­можность вынесения вотума недоверия), однако в конце 80-х гг. возникла ситуа­ция, в результате которой парламентское большинство приняло решение иници­ировать импичмент бывшего министра, что привело к четырехмесячному тюрем­ному заключению данного должностно­го лица. Даже если в будущем подобные случаи импичмента будут скорее исклю­чениями из правила, все же следует рас­смотреть правила и практику, на основа­нии которых осуществляется процедура импичмента. В соответствии со ст. 16 Конституции, процедура импичмента может быть инициирована либо прави­тельством (королем), либо парламентом. Все пять случаев импичмента, известные в истории Дании, были инициированы парламентом. Для импичмента минист­ра парламентом требуется простое боль­шинство.

В завершение необходимо отметить, что политическая ответственность пра­вительства перед парламентом явля­ется, пожалуй, самым важным видом ответственности в политической системе Дании, но в редких случаях она может быть дополнена юридической ответс­твенностью министров, закрепленной в Конституции Дании и в Акте об ответс­твенности министров. Таким образом, изучение проблем, связанных с полити­ческой и юридической ответственностью исполнительной власти перед законо­дательной, актуально для любого пар­ламентского государства. Опыт Дании может быть интересен и для России с точки зрения разработки эффективной системы взаимодействия исполнитель­ной и законодательной ветвей власти.

25 июня 2012 /
Похожие новости
Данная работа является введением в систему права Италии. В книге рассматриваются история развития итальянского права в рамках гражданско-правовой традиции и его место в семье правовых систем,
    В реферат включены материалы, излагающие результаты проведенного болгарскими и иностранными специалистами сравнительно-правового анализа опыта стран - членов Европейского союза по
  «Ваша радужная панорама» от Олафура Элиассона – это постоянная инсталляция, предоставляющая панорамный вид на город Орхус (Дания). Это крытая галерея, стеклянные стены
В статье представлено обоснование четырех моделей разделения властей, имевших место в процессе эволюции политической системы Франции, приведена подробная характеристика основных органов
    Проанализированы проекты Конституций 1921 г. и 1935 г., содержащие положения об органе конституционного контроля. Представлен обзор монографий ведущих польских специалистов,
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: