Уголовно-правовая политика в области окружающей природной среды в России и странах Европы

 

В статье говорится об основных направлениях уголовно-правовой политики в области охраны окружающей природной среды в России и странах Европы. Рассматривается механизм реализации уголовной ответственности за экологические преступления в России и некоторых европейских странах (Нидерланды, Германия, Бельгия, Польша, страны Балтии, Норвегия, Дания, Болгария). Уделяется внимание вопросу об эффективности применения норм уголовного права для защиты окружающей природной среды.

 

 

Активная роль в охране окружающей природной среды принадлежит политической системе государства, так как решение этой задачи влияет на все сферы жизни, труда, быта и отдыха населения, имеет большое экономическое, социальное и культурное значение. Покупая билеты на отдых в Индонезию, почти каждый прилетевший в эту страну, мечтает узреть всю необычную природу страны, чтобы потом долго вспоминать запомнившиеся картины и рассказывать об этом своим друзьям и близким.

В научной литературе уголовно-правовая политика понимается следующим образом: во-первых, это государственная политика, выраженная в соответствующих директивных актах (законах, указах); во-вторых, это научная теория и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; в-третьих, это особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности . Уголовно-правовую политику в сфере охраны окружающей природной среды можно определить, исходя из вышеуказанного определения, как особый вид социальной деятельности государства, выражающийся, в том числе, в принятии законодательства в области охраны окружающей природной среды, основанного на синтезе политических, социологических и правовых знаний, направленной на активное противодействие экологической преступности. Рычагами защиты являются правовая регламентация и юридическая ответственность. В Конституции Российской Федерации также предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. Бесспорно, возлагать все надежды только на правовые средства нельзя. Вместе с тем без совершенного правового обеспечения осуществление природоохранных мероприятий невозможно.

Особое место в системе эколого-правовой ответственности занимают экологические преступления, которые определяются в юридической литературе как «предусмотренные уголовным законом виновно совершенные общественно опасные деяния, посягающие на окружающую природную среду или ее отдельные сферы (воздух, землю, недра, воды и т. п.)».

Совершенствование механизма реализации уголовной ответственности за посягательство на окружающую среду — одно из важнейших направлений уголовно-правовой политики и уголовного законодательства, применение норм которого должно сыграть значительную роль в борьбе с экологическими правонарушениями.

В 2005—2006 гг. подобная тенденция сохранилась. В 2007 г. было зарегистрировано на 1,5 % меньше экологических преступлений, однако раскрываемость осталась на том же уровне. В 2008 г. зарегистрировали на 8,8 % больше, в 2009 г. — на 3,8 % (46 607). По состоянию на ноябрь 2010 г. статистика такова: уже зарегистрировано 37 131 экологических преступлений, раскрыто чуть более половины (19 091).

Однако реализация соответствующих уголовно-правовых норм традиционно представляет особую сложность, обусловленную спецификой их конструкций, в абсолютном большинстве имеющих бланкетные диспозиции. Необходимо иметь в виду, что экологическое законодательство не кодифицировано, достаточно подвижно, подвержено изменениям и дополнениям. Поэтому необходимо следить не только за состоянием уголовного законодательства, но и иного законодательства, имеющего значение для реализации норм УК РФ.

Важным фактором формирования европейской уголовно-правовой политики в сфере охраны окружающей природной среды является стремление европейских стран к интеграции. Но следует учитывать, что процессы интеграции охватывают не все страны Европы, и в связи с этим влияние этих процессов на формирование политики подвергается многими учеными критике. Однако современная ситуация в сфере объединения европейских стран, опыт сотрудничества на наднациональном уровне показывают реальность и значимость влияния европейской интеграции. Одной из форм такой интеграции европейских стран является Евросоюз.

Начало 70х гг. было ознаменовано для стран Европы развитием экологической политики в европейских странах и европейских сообществах. С середины 70х гг. ХХ в. охрана окружающей среды стала одним из приоритетных направлений политики Европейского сообщества, как на государственном, так и на коммунитарном уровнях. В 1972 г. состоялся Парижский саммит, где впервые было уделено внимание экологическим проблемам. В 1973 г. была принята первая Экологическая программа действий. 70—80е гг. характеризуются как период становления и развития европейского экологического законодательства. Однако на практике все ограничивалось лишь контрольно-распорядительными функциями и принятием небольшой части законодательных актов. Лишь с начала 90х гг. ХХ в. Также для этого времени (1993—2000 гг.) характерно растущее внимание европейских политиков к идее устойчивого развития — пятая экологическая программа действий «к устойчивости», главным принципом которой стал принцип устойчивого развития.

Амстердамский договор 1997 г. усиливает законодательную базу для проведения политики в области охраны окружающей природной среды и включает устойчивое развитие в число основных задач Евросоюза. Лиссабонский договор, договор о реформе ЕС, четко разделяющий компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств, проблемы окружающей среды относит к сфере их совместной компетенции.

За последние 30 лет ЕС принял существенное количество экологических актов широкого диапазона действия, нацеленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечивающих высокий уровень жизни европейских граждан. Среда может быть хорошо защищена, только если государства-члены должным образом осуществляют законодательство, которое они приняли. Исполнение законодательства в области защиты окружающей природной среды сообщества должно быть обеспечено в первую очередь государствами-членами.

Европейский Союз в данном случае играет роль «опекуна»: согласно ст. 211 Договора об учреждении Европейского Союза Комиссия ЕС выступает гарантом положений соглашений и мер, принятых на национальном уровне, соответствующих законодательству ЕС. Тесное сотрудничество между национальными государственными властями и Европейской комиссией способствует лучшему исполнению общесоюзных актов. 

 

Объединение Европейского союза, контролирующее исполнение экологического законодательства (IMPEL), представляет собой совокупность органов по охране окружающей природной среды странчленов Европейского Союза, стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз и Норвегии. Это дает возможность для непосредственных применителей экологической политики, экологических инспекторов и других чиновников, осуществляющих охрану окружающей природной среды, обменяться идеями, опытом работы в этой сфере и дает толчок к дальнейшему развитию структур, осуществляющих охрану, разработке более эффективных методов охраны.

Наряду с административной властью судьи стран-членов Европейского Союза играют очень важную роль в охране окружающей природной среды, с тех пор как началась реализация законодательства Европейского Союза на национальном уровне. Большой вклад в развитие национального, европейского и международного права вносит Форум «экологических» судей Европейского Союза, который также способствует повышению квалификации судей, занимающихся рассмотрением дел, связанных с охраной окружающей природной среды. В поддержку осуществления законодательства по охране окружающей природной среды Комиссия приняла Директиву об экологической ответственности, в которой содержатся минимальные рекомендации по расследованию экологических правонарушений, и Директиву о защите окружающей природной среды посредством уголовного права.

Как видно из проведенного анализа, уголовное законодательство Российской Федерации об экологических преступлениях во многом отличается от зарубежного законодательства. Использование положительного европейского опыта, несомненно, скажется на уровне уголовно-правового регулирования ответственности за рассматриваемые деяния.

 

26 июня 2012 /
Похожие новости
Право окружающей среды (droit de l'environnement) Франции появилось относительно недавно по сравнению с другими отраслями французского права. Начиная с 1976 года, французские юристы поставили вопрос
В доктрине международного права установление связи правовых проблем охраны окружающей среды и прав человека явление новое, наиболее отчетливо она прослеживается в Стокгольмской декларации 1972 г.
Экологическая геология-Губин (сдо-геосервер)
Прикладная геоэкология (сдо-геосервер)
Геоэкологич. проблемы Беларуси (гео-сервер) Курс «Геоэкологические проблемы Беларуси» ориентирован на выявление причин возникновения экологических проблем, понимание всей сложности
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: