Современный «общественный дизайн» на железнодорожном транспорте Дании

Рассмотрено современное состояние дизайна в Дании, его роль в формировании современной культуры и общества в целом, а также характерная социальная ориенти­рованность дизайнерской деятельности. Ярким примером компании, реализующей ком­плексную политику дизайна, является компания DSB (ДСБ) — Государственные желез­ные дороги Дании.

Современный дизайн, без всякого пре­увеличения, считается отличительной на­циональной чертой датчан и частью их по­вседневной жизни. Для понимания значи­мой роли дизайна в формировании общест­ва существовали определенные историче­ские, экономические и культурные предпо­сылки. Так, например, в 40-е и 50-е гг. ХХ века, благодаря открывшимся после второй мировой войны техническим и экономиче­ским возможностям, способствовавшим по­иску новых творческих решений, датский дизайн снискал всемирную известность. Удачное сочетание внутренних и внешних обстоятельств привело к международному признанию датской мебели. Арне Якобсен, Ханс Й. Вегнер, Вернер Пантон, Поль Хеннингсен и многие другие стали широко из­вестными знаковыми фигурами мирового дизайна. Широко известный интернет магазин сантехники «Аква-Кинг» предлагает самую лучшую сантехнику от ведущих мировых брендов. Просмотреть весь ассортимент можно на сайте компании http://www.aquaking.ru.  

Прежние заслуги датского дизайна под­талкивают скандинавские компании всту­пать в более интенсивное сотрудничество с дизайном сегодня. Ведущие датские компа­нии заявляют то, что дизайн является суще­ственным звеном в развитии их собствен­ной продукции и в осуществляемых акту­альных коммуникациях с потребителем. Поэтому они рассматривают дизайн как решающий фактор в общем продвижении брендов своих компаний, продуктов или ус­луг. Ярким примером такой компании явля­ется компания Государственные железные дороги Дании. Компания ДСБ (DSB), пер­воначальное сокращение название Danske Statsbaner — (Государственные железные дороги Дании) — это крупнейший во всей Скандинавии  оператор  железнодорожных перевозок. Он является важным государст­венным институтом Дании, который при­надлежит датскому министерству транспор­та. ДСБ отвечает за пассажирские перевоз­ки по большинству железнодорожных мар­шрутов в этой стране.

Дизайн, выполняемый для ДСБ как сего­дня, так и раньше, представляет собой про­дукт, который доступен для использования всеми потребителями услуг этой компании. Полный комплекс оборудования, начиная от подвижного состава, кресел в вагонах и за­канчивая архитектурной политикой станци­онных пространств железнодорожного опе­ратора, является системой, которая отчасти формирует «общественный дизайн» на ре­гиональном уровне. Можно сказать, что по­нятие «общественный дизайн» в проекции на железнодорожный транспорт — это и есть комплексная организация всех элемен­тов визуального и предметного оформления корпоративного пространства конкретной компании.

Датские государственные железные до­роги стали первыми использовать дизайн в качестве стратегического маркетингового оружия. Новая дизайн-программа для этой организации, разработанная по аналогии с английской программой в 70-е годы про­шлого столетия, включала в себя дизайн железнодорожного оборудования, визуаль­ную идентификацию автобусов и паромов, типографические решения информационно­го пространства станций, фиксированные цвета, особенности системного построения визуальных коммуникаций на вокзалах и станционных пространствах. Первая ди­зайн-программа, разработанная для госу­дарственной железнодорожной компании во главе с Иенсем Нильсеном, архитектором и дизайн-директором компании ДСБ в 1971-1984 годы, рассматривалась создате­лями как возможность сообщить новые ценности компании своим клиентам, а так­же своим служащим. Основные цели были намечены в кратком документе, составлен­ном в конце 1970 г., и одобрены руково­дством в январе 1971 г. Будущий документ предлагал основные принципы для всей по­следующей дизайнерской деятельности, ко­торая была призвана отражать изменив­шуюся бизнес-модель ДСБ. Государствен­ная железнодорожная компания одной из первых в Дании пошла на столь масштаб­ные изменения в сфере своей дизайнерской культуры. Визуальная идентификация ком­пании стала предвестником изменений, имевших широкие положительные послед­ствия как для потребителей, так и для раз­вития бизнеса предприятия.

В данной программе необходимо отме­тить ярко выраженную стандартизацию всех элементов станционных пространств. Дизайн визуальных коммуникаций был сильно унифицирован. Использование со­временного в то время шрифта гельветика как одного из основных идентификаторов компании ДСБ не являлось чем-то особенно уникальным, потому что этот шрифт был весьма популярен в Европе. Однако это по­могало в жесткой организации пассажиро­потоков и для моментальной узнаваемости железнодорожной компании потребителем благодаря четким правилам по использова­нию швейцарского гротеска. До момента принятия новой дизайн-программы у ДСБ не было определенного шрифта и особого опознавательного символа. Крылатые коле­са, монограммы, национальные цвета ис­пользовались беспорядочно, от случая к случаю. Их внешний вид варьировался очень широко. Железные дороги Дании сменили свой логотип, пойдя на полную модернизацию корпоративного имиджа компании    вместе    с    новой    дизайн­-программой. Простая комбинация из трех букв ДСБ, набранных гельветикой, стала логотипом компании на последующие 25 лет. Однако новый логотип, который был представлен общественности, сразу раскри­тиковали, обвинив в отсутствии индивиду­альности. Как писал Йенс Нильсен, «ДСБ отказалась участвовать в интернациональ­ных устремлениях графической обществен­ности к созданию новых и интересных сим­волов. Производимое впечатление от лого­типа больше зависит от композиции и пра­вил, установленных для начертания букв, чем от визуальной формы самого символа. Монограмма DSB не оригинальна по сво­ему графическому дизайну — но она более чем адекватна в качестве логотипа...». Железные дороги Дании не боялись потерять индивидуальность, ставя во главу угла по­рядок и рационализм.

Современный «общественный дизайн» на железнодорожном транспорте Дании

При формировании визуальных комму­никаций компании широко использовался новый шрифт. В руководстве по дизайну были представлены как позитивная, так и негативная версии шрифтового начертания с одинаковыми оптическими эффектами. Разница между заглавными и строчными буквами была сокращена, чтобы свести к минимуму высоту новых указателей. Визу­альные коммуникации ДСБ подчинялись определенным правилам относительно раз­мещения и величины наборного текста, что, в свою очередь, определяло формат самих носителей. Новая система указателей была разработана в 1971 -1972 гг. Планирование, производство и сборка конструкций были оптимизированы, что привело к значитель­ной экономии времени и средств при реали­зации программы. Система навигации за­ключала в себе сами полотна указателей, а также сборочные профили и арматуру, об­легчающие их замену. Указатели могли со­единяться вместе по несколько штук и мон­тироваться на любых поверхностях и носи­телях. В руководстве приводились схемы по сборке навигационных табличек, состоящих из небольшого количества деталей. Усо­вершенствованная система стандартизиро­ванных, прочных, дешевых в производстве и сборке конструкций, так же как и новое освещение на станциях и вокзалах, явля­лись первоочередными объектами в дизай­нерской программе. Этому аспекту отво­дился отдельный раздел в руководстве по строительству, наряду с другими нормами по усовершенствованию и техническому оснащению станционной планировки.

Информационно-графическая часть но­вых навигационных комплексов отличалась своей лаконичностью. Названия станций, набранные шрифтом Гельветика, наноси­лись крупно на небольшие белые таблички черным цветом. Отступы от краев были строго регламентированы руководством. Текст и пиктограммы, наносимые на указа­тели, не должны были быть больше или меньше определенной пропорции, также указанной в руководстве. Освещение ин­формационных табло продумывалось так, чтобы свет ламп при эксплуатации направ­лялся в стороны и вниз, чтобы избежать эффекта ослепления глаз. Сами пиктограм­мы, разработанные специально для ДСБ, выделялись своими простыми, понятными решениями. Можно сказать, что тенденции того времени, а именно пристрастие дизай­неров к швейцарской типографике, отрази­лись на навигационной системе железных дорог Дании. Был сформирован новый ком­плекс визуальных коммуникаций, который отличала информационная графика харак­терной интернациональной стилистики.

24 июня 2012 /
Похожие новости
Таиланд - это поистине сказочная страна, которая стала настоящим местом паломничества для туристов. Здесь всё отличается от привычной нам обстановки, это и природа, и питание, и дизайн квартир,
Издавна принято считать, что именно кухня, как никакое иное помещение в квартире или доме, отражает характер и менталитет хозяйки. Кухня в японском доме будет разительно отличаться от кухни
Представляем результаты исследования инновационной деятельности компаний, проводившегося в девяти странах: Австрии, Бразилии, Канаде, Дании, Франции, Новой Зеландии, Норвегии, Корее и Великобритании.
Д. Моэм, Р. Локвуд и др.), а также анализирует опыт зарубежных изданий газетного типа, редизайн которых состоялся в период с 2002 по 2008 г. : «Ulster Herald» (Швеция), «Ell
  «Ваша радужная панорама» от Олафура Элиассона – это постоянная инсталляция, предоставляющая панорамный вид на город Орхус (Дания). Это крытая галерея, стеклянные стены
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: