"Колонизация" Восточной Германии? Сравнительный анализ приватизации

В статье освещаются механизм осуществления приватизации в Восточной Германии, ее положительные и отрицательные результаты, проводится сопоставление с аналогичными процессами в бывшей Чехословакии, некоторых латиноамериканских государствах и странах Юго-Восточной Азии.
Политическое воссоединение двух Германий 3 октября 1990 г. повлекло распространение действия законов ФРГ на территорию бывшей ГДР. Процесс экономической унификации начался 18 мая 1990 г. подписанием Договора о валютном, экономическом и социальном союзе, которым формально вводилась рыночная экономика для Восточной Германии, а марка ФРГ получила статус единой валюты. Фактическое же построение рыночной экономики в бывшей ГДР должно было осуществиться посредством приватизации имущества, находившегося в государственной собственности, путем продажи его частным инвесторам и возвращения бывшим владельцам, у которых оно было экспроприировано (реституция). Участвовали в этих делах и российские бизнесмены, правда, им пришлось получать лицензию МинПромТорга в ускоренном порядке, но дело того стоило.

В соответствии с принятым Законом о трасте было создано государственное трастовое агентство, к которому перешли функции держателя акций всех восточногерманских социалистических государственные предприятий, 1 июля 1990 г. юридически ставших компаниями по Закону ФРГ о компаниях.

 

"Колонизация" Восточной Германии? Сравнительный анализ приватизации

Агентство было уполномочено провести экономическую оценку этих компаний (определить, какие из них достаточно рентабельны, чтобы подвергнуться приватизации, какие подлежат реорганизации и ликвидации), предполагаемых инвесторов (с точки зрения реальности инвестиций, выполнения природоохранных и социальных условий, в частности, сохранения и создания новых рабочих мест) и осуществлять продажу акций (долей в капитале) компаний. На первом этапе агентству предлагалось приватизировать около 8 тыс. компаний, которым принадлежало около 40 тыс. предприятий. Для максимального привлечения иностранных инвестиций агентство открывало представительства за рубежом, но это не помогло преодолеть тенденцию снижения интереса инвесторов, и многие компании, для которых не нашлось покупателей, пришлось ликвидировать, что повлекло сокращение рабочих мест. Нейтральный по своей форме, отмечает автор, Закон о трасте с точки зрения процесса его применения и результатов создавал явные преимущества для иностранных инвесторов по сравнению с национальными.
Другой путь приватизации - реституция - предполагал возвращение имущества, экспроприированного социалистическим государством, его прежним владельцам. На практике это оказался очень сложный процесс. Экспроприация в ГДР проходила в два этапа: первый осуществлялся советскими властями в 1945-1949 г. в массовом порядке без выплаты компенсации с целью покарания нацизма и создания фундамента для построения социалистической экономики. На втором этапе (после 1949 г.) политика экспроприации осуществлялась от имени властей ГДР путем применения мер экономического давления на собственников, конфискации имущества по приговору суда. Необходимо было решить, все ли категории собственников, чье имущество было национализировано на обоих этапах, имеют право на реституцию, и должна ли реституция осуществляться в натуре или путем выплаты денежной компенсации. Идея реституции в натуре встретила сопротивление представителей бывшей ГДР, поскольку эта мера вылилась бы в выселение множества людей из домов, где они проживали последние 45 лет, и изъятие обработанных земель у производителей сельскохозяйственной продукции.
 

Согласно Закону реституции в натуре (с альтернативным правом получения денежной компенсации) подлежала только земля, национализированная после 1949 г. Немногочисленные исключения были сделаны в отношении земли, принадлежащей добросовестным приобретателям, а также используемой в общественных интересах, для строительства жилых домов, для совместного предпринимательства: эти объекты не могли изыматься в натуре, и за них должна была выплачиваться компенсация. Имущество, в отношении которого предъявлялось требование о реституции, не подлежало продаже и сдаче в лизинг до полного разрешения дела, на что, как правило, уходили многие месяцы, а порой и годы. Параллельно с Законом о собственности был введен Закон об инвестировании, которым также были установлены некоторые исключения в отношении реституции: владельцу предоставлялось преимущество перед прежним собственником, если объект использовался им для создания или сохранения рабочих мест, удовлетворения важных жилищных потребностей или развития необходимой инфраструктуры для этих целей, а прежнему собственнику присуждалась денежная компенсация.

 

Несмотря на введение этих исключений, возможность заявления требований о реституции порождала снижение интереса к инвестированию. Тогда были приняты: Закон об устранении препятствий к приватизации, а затем - Закон о приоритете инвестирования, значительно расширившие перечень случаев, в которых инвесторы получали преимущества перед прежними собственниками, настаивающими на реституции 31 декабря 1994 г. массовая приватизация, проводимая государственным трастовым агентством, была официально закончена. 6,5 тыс. компаний были проданы в частную собственность, 300 -муниципальным образованиям, 1,6 тыс. возвращены частным владельцам, 3,7 тыс. ликвидированы и только 60 остались не приватизированными. Восточная Германия превратилась в один из наиболее быстро экономически развивающихся восточноевропейских регионов. Однако среди населения Восточной Германии было заметно недовольство результатами приватизации. Ликвидация государственных предприятий трастовым агентством и проигрыш восточногерманских товаропроизводителей западногерманским конкурентам породили безработицу, которая по данным на 1995 г. составляла в Восточной Германии 13%. 
Медленно и болезненно шел процесс реституции. В сентябре 1995 г. из 2,7 млн. заявленных требований была рассмотрена лишь 1/3. Угроза удовлетворения требований в натуре тормозила инвестирование. Осуществление реституции в натуре, как правило, заключалось в прекращении права собственности жителей Восточной Германии и его восстановлении у жителей Западной Германии. В результате у первых укреплялось чувство обделенности, второсортности, и это стало очередным препятствием на пути интеграции. Если бы изначально был избран путь денежной реституции, считает автор, ряда проблем удалось бы избежать.
Население Восточной Германии в большинстве своем не имело достаточных средств приобретения приватизируемых предприятий, и даже при прочих равных условиях государственное трастовое агентство зачастую отдавало предпочтение жителям Западной Германии и иностранцам, выше оценивая их возможности модернизировать производство. В результате население Восточной Германии мало участвовало в приватизации.
Далее автор обращается к приватизационному опыту бывшей Чехословакии. Психологически оправданным ходом явилось предупреждение населения о возможных сложностях (в отличие от действий германских властей, которые обещали населению бывшей ГДР скорое благополучие).
При продаже в частную собственность крупных государственных предприятий применялись разнообразные меры по вовлечению в этот процесс населения: предоставление гражданам страны возможности приобретать Приватизируемые объекты по балансовой стоимости, а иностранцам - по рыночной, продажа населению ваучеров. Ошибкой германского правительства, считает Х.Стэк, явился полный отказ от модели ваучерной приватизации как медленно реализуемой и не стимулирующей иностранных инвестиций.
"Колонизация" Восточной Германии? Сравнительный анализ приватизации
Если бывшая Чехословакия является примером разумного проведения приватизации, опыт стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, напротив, следовало бы воспринять как предостережение. Приватизация в этих государствах часто приводила к усилению националистических движений, неприязни к иностранцам, поскольку различные этнические группы неравномерно участвовали в приобретении приватизируемого имущества, а иностранцам предоставлялись льготы. Учитывая экономические, культурные, психологические различия между населением Восточной и Западной Германии, можно было спрогнозировать возникновение подобных проблем и при приватизации в ФРГ.
21 ноября 2011 /
Похожие новости
Земельная реформа в Республике Беларусь (1991-2006)
    Венгрия имеет одну из самых развитых кредитно-финансовых систем среди стран Восточной Европы. Ее банки предоставляют наиболее качественные услуги в регионе и привлекают иностранные
Падение коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе, указывает автор, само по себе не означало возрождения либерализма и замену централизованного планирования рыночной экономикой, а
Иностранные инвестиции играют большую роль в перестройке эко­номик восточноевропейских стран, участвуют в процессе приватиза­ции, способствуют притоку современных технологий и техники
Л.Бальцерович, "архитектор" польских реформ, бывший премьер-министр и министр финансов Польши, анализирует экономическую стратегию развития страны на ближайшие годы. С момента начала реализации плана
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: