Финансово-бюджетные отношения в городском праве Чехии

Успешное функционирование городских органов власти и в целом всей системы местного самоуправления неразрывно связано с укреплением ее финансовой основы, складывающейся из совокупности финансовых ресурсов, направленных на содержание и развитие местного хозяйства. В связи с этим, на наш взгляд, можно выделить следующие основные требования к формированию бюджетных средств: достаточность финансовых ресурсов и стабильность источников доходов.

При крахе социалистической системы множество чешских бизнесменов пошло на такой шаг, как продажа фирм за бесценок, так как они не могли конкурентно работать с западноевропейскими фирмами. 
Суть требования достаточности зафиксирована в Европейской хартии местного самоуправления, в которой установлено, что финансовые ресурсы местных сообществ должны быть соразмерны полномочиям, предусмотренным Конституцией или Законом. Под понятием «достаточности» следует подразумевать, что финансово-экономическая основа местного самоуправления способна обеспечить реализацию полномочий местных органов власти, а также органов территориального общественного самоуправления.

 

Обеспечение этого требования не может быть осуществлено только путем принятия правовых норм, необходимы и организационные меры по их реализации на госу-дарственном и местном уровне. Уровень достаточности определяется также практикой деятельности органов местного самоуправления, в которую включаются также обычаи, традиции, ментальность, характерные для отдельных слоев населения соответствующей самоуправляемой территории.
Принцип стабильности означает правовое закрепление источников доходов органов местного самоуправления. Тем самым стабильной признается такая финансово-эко-номическая база местного самоуправления, объекты и источники которой закреплены законодательно в силу их относительной стабильности как формы урегулирования общественных отношений. Это - своеобразная гарантия от произвола органов государственной власти, которые координируют всю систему местного самоуправления.
Рассмотрим на примере устава города Пльзень (Чехия) конкретные полномочия городских властей в управлении финансами города. В соответствии со ст. 28 Устава основным финансовым планом города является бюджет, согласно которому город хозяйствует в течение календарного года. Формирование бюджета регулируется действующими правовыми нормами законодательства Чешской Республики. Бюджет города делится на бюджет общегородских властей города и бюджеты городских районов, в том числе финансовые отношения с другими организациями. Бюджет города и бюджеты всех его частей, как правило, формируются как сбалансированные. 
Источником финансирования собственных средств городского округа также являются средства собственных целевых фондов. Использование кредита, займа или возвратной финансовой помощи в бюджете городского района должно быть утверждено городским советом. В бюджет городских округов могут быть включены другие средства, которые по решению общегородских органов предназначены для покрытия расходов городского округа, причем предназначенная цель использования является для городского округа обязательной.
Городской совет города Пльзень может снизить городскому округу в течение года его собственные доходы в следующих случаях:
a) если ясно, что есть угроза исполнению бюджета города, и только при тщательном рассмотрении возможностей осуществления бюджета городского округа;
b) если выявлена бесхозяйственность городского округа.

 

Финансово-бюджетные отношения в городском праве Чехии

Органы управления городского округа обязаны внести поправку в бюджет немедленно после уведомления их о принятом городским советом решении об увеличении или уменьшении доходов городского округа. Городские округа не имеют права без согласия городского совета для увеличения своих доходов на вступление в такие отношения, которые представляют собой будущее обязательство города. Примерами этого являются: принятие займа, покупка недвижимости для города с будущими условиями, покупка долей в торговых обществах, ответственность собственности города, включая обложение залогом или залоговым правом.
Городской совет утверждает финансовые взаимоотношения бюджета города к городским округам (не позднее 20.11 календарного года), бюджет общегородских органов и совокупный баланс доходов и расходов города (статья 28d Устава). Муниципалитет городского округа утверждает бюджет городского округа. Бюджет городского округа вытекает из собственных доходов, предусмотренных Уставом. Бюджет городского округа должен быть утвержден муниципалитетом городского округа до обсуждения бюджета города в городском совете.
Показателями совокупного баланса являются:
a) доходы за данный год;
b) расходы за данный год;
c) финансирование.
Если бюджет общегородских органов не утвержден до 1 января календарного года, то они ведут хозяйство в бюджете временного положения (ст. 28e), когда они могут использовать ежемесячно расходы в максимальном размере до 7% предложений бюджета, рекомендуемого муниципалитету города городским советом, за исключением обязательных расходов, финансируемых государством или регионом.

 

 

Финансово-бюджетные отношения в городском праве Чехии

 

Если бюджет городского округа не утвержден до 1 января календарного года, то он ведет хозяйство в бюджете временного положения, когда ежемесячно расходы используются в максимальном размере до 7% предложения бюджета по варианту, утвержденному мэром округа, который является частью совокупного баланса доходов и расходов, утвержденной муниципалитетом города, за исключением обязательных расходов, финансируемых государством или регионом.
Каждый администратор бюджета обязан составить список приоритетных расходов для нужд хозяйствования в бюджете временного положения; внеочередно должны быть приведены расходы, необходимые для обеспечения юридических обязательств города и его органов, а также расходы, неуплатой которых город мог бы понести финансовые потери. После окончания бюджетного временного положения общегородских органов, совет города рассматривает и утверждает результаты хозяйствования отдельных адми-нистраторов бюджета во временном бюджетном положении, подобно обязаны поступать также советы городских округов.
За хозяйство по бюджету, утвержденному муниципалитетом города, несет ответственность городской совет, за хозяйство по бюджету, утвержденному муниципалитетом округа, несет ответственность совет округа. Отдельные администраторы бюджета несут ответственность перед советом за правильность хозяйствования по бюджету. Расходование всех частей бюджета должно регулярно контролироваться, оцениваться и представляться соответствующему муниципалитету. Контрольную деятельность по отношению к городским округам и организационным единицам города осуществляет компетентный отдел магистрата, по отношению к благотворительным организациям осуществляют контрольную деятельность профсоюзы магистрата и профсоюзы городских округов, которые выполняют функцию учредителя.
В течение бюджетного года утвержденный бюджет может быть изменен по организационным, предметным, методологическим причинам (ст. 28g). Поправки к бюджету осуществляются бюджетными мерами. После окончания года (ст. 29) город обязан в пределах, предусмотренных специальным законом провести проверку своего хозяйствования независимым аудитом. Необходимое сотрудничество с аудитором обеспечивает компетентный отдел магистрата, с которым все отдельные администраторы бюджета обязаны сотрудничать. Исправительные меры, вытекающие из результатов пересмотра хозяйствования, являются обязательными также и для городских округов. Финансовый комитет муниципалитета города представляет муниципалитету собственное мнение о докладе о результатах проверки хозяйствования. Окончательный расчет производится в соответствии с действующими правовыми нормами, его обработкой управляют компетентные отделы Экономического управления на основе инструкций Министерства финансов Чешской Республики и краевой власти Пльзеньского района.
Окончательный отчет города должен быть рассмотрен муниципалитетом города не позднее чем 30 июня следующего календарного года. Результаты хозяйствования (окончательные отчеты) городских округов утверждаются муниципалитетом городского округа перед обсуждением окончательного отчета муниципалитетом города. Он должен быть опубликован, по крайней мере, за 15 дней до его рассмотрения муниципалитетом города.
Таким же образом построены финансово-бюджетные отношения и в других региональных центрах Чешской Республики. Особое место занимает только столичный город Прага, где они урегулированы специальным законом и Уставом города.

16 ноября 2011 /
Похожие новости
Управление финансами
Правовой режим земель городов
Рынок “выезда” в Красноярске значительно превышает рынок “въезда”, что значительно понижает бюджетные вливания со стороны туристического сектора края. Вопрос привлечения
    Рассмотрим на примере устава города Пльзень (Чехия) конкретные полномочия городских властей в управлении собственностью города. Статья 30 Устава города Пльзень как юридическое лицо
    БЮДЖЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ Финансовый регламент подтверждает бюджетные принципы, закрепленные в Договоре о Европейском Союзе. Принцип единства и точности бюджета Этот принцип означает, что все
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: