Политика США в области ПРО

Весной 2001 г. президент Дж.Буш объявил создание системы национальной противоракетной обороны государственной политикой США. Официально декларируемой целью является построение интегрированной и эшелонированной системы ПРО, способной обеспечить защиту США, дружественных государств и союзников, а также американских войск, размещенных за рубежом, от любых типов баллистических ракет с помощью средств перехвата, покрывающих все участки траектории полета атакующих целей. Эта формулировка почти дословно повторяет стратегическую задачу программы ПРО, которая осуществлялась на основе "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ), провозглашенной президентом Р.Рейганом (март 1983 г.). В русле исторической тенденции развития американской военно-стратегической мысли лежат и объявленные в начале нынешнего года планы строительства системы ПРО в Восточной Европе. Да, эти "звездные войны" не книги для детей, это подготовка к мировой войне.
 В 2001 г. США вышли из Договора по ПРО и через три года приступили к развертыванию первой очереди системы национальной ПРО. Приоритетом на том этапе было определено создание защиты американской территории от потенциальной угрозы баллистических ракет Северной Кореи. Средства ПРО наземного базирования, которые США начали размещать летом 2004 г. на Аляске и в Калифорнии, предназначены для уничтожения баллистических ракет большой дальности.

 

Политика США в области ПРО

Для перехвата ракет меньшей дальности Соединенные Штаты построили средства ПРО морского базирования - 16 эсминцев, оснащенных системой "Эйджис". В информационный контур национальной ПРО интегрированы крупные стационарные РЛС, расположенные на Аляске, в Калифорнии, Великобритании и Гренландии, а также мобильные РЛС (в том числе находящиеся вблизи Аляски и в Японии), а также датчики космического базирования, выведенные на орбиту. В дальнейшем противоракетная оборона будет расширяться за счет подключения к ней средств, созданных на основе новых технологий, и развертывания дополнительных компонентов системы.
Одну из этих радиолокационных станций США планируют разместить в районе Кавказа, но пока они не опре-делились с выбором места ее дислокации. В качестве наиболее вероятных кандидатов рассматриваются Грузия и Азербайджан. Специфика географического положения закавказских государств определяет преимущества ис-пользования их территории в качестве стартовой площадки для перехвата иранских ракет на активном участке траектории полета.
Американские программы в области ПРО являются одним из инструментов глобальной стратегии США, неотъемлемым мотивом которой является стремление к максимальной свободе в обеспечении национальных интересов и уменьшению зависимости от внешних факторов. В концептуальных документах по стратегии национальной безопасности ПРО рассматривается как последняя линия обороны Соединенных Штатов от ОМУ государств "оси зла" и как средство обеспечения превосходства американских вооруженных сил на ТВД в случае военного конфликта. Помимо России и США еще 15 государств осуществляют разработку противоракетных технологий, в том числе Израиль и Япония, которые давно и активно сотрудничают с Вашингтоном над совместными проектами в области ПРО
По мнению ряда американских военных теоретиков, в частности У.Пэрри и его единомышленников, в локальных конфликтах, где США не противостоит угроза непосредственного ядерного удара по своей территории, потенциал обычных вооружений, основанный на ПРО ТВД и высокоточном оружии, становится более реальным и эффективным инструментом сдерживания противника, чем американское ядерное оружие. Однако идея переноса акцента с ядерного сдерживания на ПРО и высокоточное оружие в подготовке к потенциальным конфликтам с новоявленными обладателями ОМУ подвергается критике со стороны той части американских военных аналитиков, которые считают ошибочным под-ход, ведущий к относительному уменьшению роли ядерных сил в этих планах. Взгляды этих экспертов оказывают все более заметное влияние на государственном уровне, что находит свое отражение в программах разработки новых типов ядерных боезарядов малой мощности.
Согласно одобренной президентом Р.Рейганом в 1987 г. концепции поэтапного строительства наземно-космической ПРО, предусматривалось развертывание полномасштабной системы в три стадии с 1995 г. по 2015 г. по мере создания необходимых технологий, причем уже на первом этапе планировалось начать выводить в космос спутники-датчики и ударные средства перехвата.
 

 

Политика США в области ПРО

 

Предполагалось развернуть на земле и космических платформах 750-1000 ракет-перехватчиков, подавляющую часть которых должны были составить малогабаритные противоракеты автономного наведения, способные сбивать цели путем кинетического соударения (проект "Brilliant Pebbled). Стоимость начальной конфигурации системы ПРО оценивалась в 75-150 млрд. долл. После окончания "холодной" войны американский подход отличался явной противоречивостью. С одной стороны, Соединенные Штаты уже не могли игнорировать новые реалии, которые лишали всякой рациональной основы их прежние расчеты, основанные на гипотетических сценариях советско-американского ядерного конфликта, а с другой - над ними довлела логика многолетнего противостояния с СССР.
Вашингтон преследовал несовместимые между собой цели: предлагал Москве договориться о мерах доверия и определенном уровне взаимной открытости в области ПРО, и в то же время, не переставал рассматривать ПРО как инструмент получения односторонних преимуществ. Пересмотр конфигурации разрабатываемой системы ПРО происходил с учетом возникновения потенциальных источников угрозы со стороны государств "третьего мира" для региональных интересов Соединенных Штатов и снижения вероятности ядерного удара СССР. США, оставшись в роли единственной сверхдержавы, стремились извлечь максимум выгод из своего нового по-ложения и не хотели связывать себя обязательствами, которые ставили бы их на один уровень с Россией и создавали бы ситуацию взаимозависимости в сфере ПРО, где диспаритет между двумя странами в инвестициях начал отчетливо вырисовываться.
В начале 1991 г. президент Дж.Буш- старший объявил о переориентации программы ПРО на обеспечение прикрытия США и их союзников, а также американских вооруженных сил, дислоцированных за рубежом, от одиночных и малогрупповых ракетных ударов. Новый проект, получивший название "глобальная защита от ограниченных ударов" (ГЗОУ), предусматривал создание ограниченной системы национальной ПРО для защиты США от потенциальной ракетной угрозы со стороны враждебных режимов, и от несанкционированных и ошибочных пусков ракет СССР и Китая. Администрация Б.Клинтона аннулировала проект ГЗОУ, сделав акцент на разработке систем ПРО ТВД, способных обеспечить защиту группировок вооруженных сил США и их союзников в зоне региональных или локальных конфликтов. Она исходила из того, что в условиях накопления конфликтного потенциала в ряде стратегически важных районов (Восточная Азия, Ближний и Средний Восток) возрастает вероятность американского военного вмешательства в региональные кризисы, сопряженная с повышенным риском столкновения с противником, обладающим баллистическими ракетами и ОМУ.

 

Политика США в области ПРО

 

Этот прогноз ужесточал требования к защищенности американских войск от ракетных ударов. Стратегия проти-водействия распространению ОМУ и баллистических ракет стала новой идейной основой для разработки ПРО взамен концепции "глобальной защиты от ограниченных ударов". Если по вопросу о национальной (стратегической) ПРО в американском политическом и экспертном сообществе не было общего мнения до террористического нападения на Вашингтон и Нью-Йорк 11 сентября 2001 г., то проекты по нестратегической ПРО пользовались неизменной двухпартийной поддержкой и опирались на устойчивый консенсус политического истеблишмента. Возможность снизить потери до приемлемого уровня с помощью ПРО ТВД является фактором, который повышает для Вашингтона допустимость использования военной силы в урегулировании кризисов. Создание эффективных систем ПРО призвано расширить выбор вариантов реагирования на региональные конфликты, повысить гибкость в проведении операций по их урегулированию.

15 ноября 2011 /
Похожие новости
Ракетное оружие
    Вашингтон настойчиво пытается убедить российское руководство в том, что объекты американской ПРО, которые предполагается создать на польской и чешской территориях, не направлены
    Администрация Дж.Буша еще до формального выхода США из Договора по ПРО начала консультации с союзниками в Европе и Азии по вопросу о размещении на их территории объектов американской
Исторически именно США выступали инициаторами постановки вопроса о ПРО для Европы. Создание противоракетной обороны в европейском регионе без американского участия было практически невозможно по
  По мнению американских экспертов, Китай постепенно наращивает свои усилия в военной сфере по нескольким направлениям...
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: