Феномен вынужденного регионализма

На европейской карте существуют регионы, которые в отличие от локомотивов регионализма не имеют традиционных для того оснований. Под такими основаниями я имею в виду прежде всего высокую степень экономического развития и ярковыраженную территориальную, культурную или этническую идентичность. Реализация регионализма регионамилокомотивами качественно меняет внутреннюю политическую среду государств и тем самым провоцирует формирование регионализма в других регионах.

Фландрия является основным актором федеративной системы Бельгии, который зачастую полностью определяет политическую повестку государства. Это и задало импульс развитию региональных процессов в другом бельгийском регионе Валлонии, где регионализм носит вынужденный характер. Региональными элитами Валлонии необходимость воплощения в жизнь идей регионализма артикулируется как способ решения существующих региональных проблем и повышения собственного статуса. Регионализм в данной статье понимается как политический курс, направленный на достижение регионального интереса. Регионализация при этом будет представлять собой конкретный процесс воплощения данного курса, включающий в себя совокупность средств для его реализации.
Особенность Валлонии состоит в том, что ее региональный интерес, даже на первый взгляд, состоит не в крайней степени усиления автономии в отношениях с центром, вплоть до отделения от него, а в том, чтобы продолжать оставаться составной частью единого федеративного государства. Но для презентации своего интереса, придания ему конкурентоспособности наряду с интересами Фландрии валлонские элиты ставят перед собой цели, связанные с реализацией регионализма. Последние могут реализовываться через усиление региональных полномочий, координацию действий региональных политических институтов и партийных структур. Особое место здесь будет занимать проведение соответствующей политики идентичности.
В отношении регионов с вынужденным типом регионализма, в данном случае Валлонии, будет справедливо увязать регионализм с процессом конструирования региона как субъекта политического действия. В данном контексте уместным представляется использование понятие регион, данное исследователем П. Шмитом Эгнером.
Так, опираясь на данное П. Шмиттом Эгнером определение региона, можно сказать, что, начиная с указанного момента, поэтапное формирование региональной системы и будет являться процессом регионализации.
Для понимания сути феномена вынужденного типа регионализма на примере Валлонского случая необходим анализ факторов, определивших вектор движения региональных процессов.
Причины региональных процессов в Валлонии, как собственно и в бельгийской федерации в целом, обусловлены историческим развитием страны и тем социокультурным контекстом, который складывался на протяжении многих веков.
Раннее и быстрое индустриальное развитие Валлонии обусловило формирование обширного класса рабочих. Кроме того, как отмечено в работах Е. Н. Павличук, лингвистическая и культурная близость к Франции способствовала внедрению в массовое сознание демократических идей, распространению авторитета социалистов, примыкающих к ним профсоюзов и других массовых организаций различного профиля. Это естественным образом противоречило патриархальному католическому укладу Фландрии.
Различные пути исторического развития Валлонии и Фландрии сформировали многовекторные различия между регионами. Исторический бэкграунд регионов обусловил лингвистические, социально-экономические, а в итоге и идейнополитические особенности каждого из них.
Первые идеи регионализации Валлонии появились еще в конце XIX в. Как отмечает К. Сажессер, в это время на территории Брюсселя и Фландрии появились первые общества по защите валлонских интересов. Это произошло по причине того, что франкофонная буржуазия начала ощущать угрозу со стороны усиливающейся Фландрии. К 1890 г. появляется первый орган, роль которого заключалась именно в формулировании и продвижении региональных интересов Валлонии: Валлонский конгресс.
К середине XX в. кризисные тенденции в экономическом развитии региона стали очевидными. Сильный экономический спад привел к массовому закрытию металлургических заводов и закату эпохи индустриального региона. И в это время в качестве пути выхода из экономического кризиса валлонские элиты начинают рассматривать федерализм и развитие регионального уровня управления в Валлонии. Регионализация с этого момента оценивается элитами как средство спасения экономики.
Валлонский конгресс, сформированный еще в 1890 г., в течение более чем полувека оставался главным институтом формулирования проваллонских идей. В 1946 г. Валлонский конгресс даже самостоятельно разрабатывает и принимает собственный проект устройства федеративного государства, состоящего из двух регионов Фландрии и Валлонии и федерального округа Брюссель.
Начиная со второй половины 50х гг. XX в., валлонскими элитами начинают предприниматься регулярные попытки формулирования идей регионализма. Так, в мае 1957 г. на очередном Валлонском конгрессе были заявлены цели необходимости легитимации таких идей не только в узком политическом сообществе, но и среди широкой общественности. На конгрессе сформирован Центральный комитет валлонского действия, куда вошли 15 валлонских политических, экономических и культурных объединений, и который, как предполагалось лидерами конгресса, должен был стать главным актором валлонского регионального политического процесса.
Политический курс центрального правительства, а также роль Фландрии в его формировании, явились для Валлонии основным источником импульсов для регионализации.
Сформированный длительным региональным противостоянием кризис стал главной причиной начала федеральной реформы. Именно курс центра на проведение федеральной реформы позволил Валлонии реализовать многие составляющие процесса регионализации, в первую очередь сформировал институциональную структуру региона.

Феномен вынужденного регионализма
В качестве межпартийного компромисса в Валлонии было создано два поста государственного секретаря, которые заняли представители социалистов и социал-христианской партии. Необходимо отметить, что уже на этом этапе политические партии региона не демонстрировали единодушия по поводу формирования политического курса.
В мае 1979 г. впервые состоялось заслушивание декларации региональной политики премьер-министра Валлонии на заседании Ассамблеи парламентариев региона. Это была первая попытка формулирования единого регионального политического курса или, пользуясь описанными выше терминами П. Шмита Эгнера, региональной программы. Это заседание можно считать точкой отсчёта, когда на уровне высших органов власти региона впервые элитами была обозначена необходимость «конструирования региона» и «провозглашения Валлонии».
На первом же этапе государственной реформы в регионах были созданы органы управления экономикой региональные советы и общества регионального развития.
Вместе с тем в заключение нужно отметить, что существует несколько факторов, которые тормозят движение процессов регионализации Валлонии. Во-первых, это институт франкоязычного сообщества. Это происходит по причине того, что франкоязычное сообщество имеет собственные исключительные компетенции, прежде всего в области образования и культуры, т. е. в тех сферах, которые являются важнейшими проводниками идентичности. А продвижение идентичности является одним из главных механизмов поддержания устойчивости региональной системы. Кроме того, сообщество является соперником региона в борьбе за бюджетные трансферты и существует действительная экономическая зависимость региона от сообщества (в области финансирования культуры, медицины и спорта). Во-вторых, партии, являясь главными политическими акторами в регионе, не имеют консолидированной политической позиции относительно путей развития процесса регионализации Валлонии. Это иллюстрируется и как примером формирования партиями официального политического курса, так и реальной политической практикой.

 

03 апреля 2012 /
Похожие новости
  В процессе многолетнего реформирования государственных институтов Бельгии под давлением этнорегиональных движений и политических партий произошла фрагментация общенациональной политической
    Глобализация и сопровождающие её интеграционные и коммуникативные процессы привели к созданию мирового экономического, политического, научного, образовательного и культурного
Небольшая по площади Бельгия в какой-то степени парадоксальное государство. «Зажатая» между такими европейскими гигантами, как Франция, Германия и Великобритания, она представляет собой,
Новые развитые федерации, такие как Россия и Бельгия, осуществляя международные отношения, выработали особые механизмы международного сотрудничества регионов. Международные связи регионов России и
  Международные связи сообществ и регионов Бельгии можно представить как уникальную модель, имеющую свою специфику по ряду параметров. Субъекты бельгийской федерации обладают вторичной
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: