Система организации практико-ориентированного высшего образования в западноевропейских странах

Высшие учебные заведения в Бельгии делят­ся на две категории: это университеты в клас­сическом значении этого слова и hogeschool (в переводе с голландского - высшие школы), представляющие собой нечто среднее между техникумами и профессиональными институ­тами в советской системе образования. Ho- geschool - это все-таки высшие учебные заве­дения, но практически все они готовят только бакалавров и лишь по небольшому числу на­правлений специалистов или магистров.
Ориентированность на практику проходит красной нитью в обучении студентов высших школ. Подавляющее большинство курсовых проектов являются либо реальными задачами, предложенными предприятиями, либо осуще­ствляются в рамках текущих проектов, веду­щихся в учебном заведении. Что же касается тем выпускных работ, все они в обязательном порядке связаны с заказами предприятий. Такая система преследует сразу несколько целей: предприятия получают решения интересующих их задач, они находят себе потенциальных со­трудников, студенты получают практический опыт работы, студенты находят себе потенци­альных работодателей, устанавливается тесное взаимодействие между учебными заведениями и производством.

 

Высшая школа в Бельгии получает недоста­точное (около 10 %) финансирование со сторо­ны государства, что вынуждает учебные заве­дения выполнять проекты на заказ. Так, каза­лось бы, недостаточная поддержка правитель­ства усиливает практическую направленность высшего образования. При этом учебные заве­дения могут заниматься только проектами, свя­занными с их образовательной деятельностью, и существуют нормы распределения получае­мых от них доходов, которые идут на развитие самого учебного заведения, на оплату труда со­трудников и т. п. Таким образом, исключается произвол, в результате которого в 90-е гг. мно­гие российские вузы были превращены в биз­нес-учреждения.
Единой системы взаимодействия высшей школы и работодателей в Бельгии не существу­ет. Однако в каждом университете и в каждой высшей школе существуют открытые банки данных, в которых содержатся данные о сту­дентах, о выполняемых ими выпускных проек­тах и тексты их работ. Эти банки данных через Web-интерфейс доступны любому пользовате­лю извне, благодаря чему в Бельгии существует единое информационное пространство универ­ситет - работодатель, дающее возможность по­лучить и студенту, и работодателю всю интере­сующую их информацию.
Большое внимание уделяется в Бельгии и под­держке инновационных проектов, особенно в ме­дицине и сфере ИТ. При университетах суще­ствуют многочисленные центры - инкубаторы идей, которые не только разрабатывают пер­спективные проекты, но и организовывают курсы для представителей малого и среднего бизнеса, призванные помочь им внедрить дос­тижения технического прогресса в их повсе­дневную деятельность.
Таким образом, можно сказать, что в стра­нах Евросоюза развитие сотрудничества меж­ду университетами и промышленными пред­приятиями основывается на понимании выгоды для каждой из сотрудничающих сторон, ре­гиона и страны в целом. Не имея специальных отделов и групп по организации взаимодейст­вия с предприятиями, практико-ориентированное образование развивается и дает положи­тельные результаты. На наш взгляд, важную роль здесь играют следующие факторы: про­фессиональность и практическая опытность преподавательского состава, грамотно органи­зованная стажировка и поддержка на прави­тельственном уровне.
В настоящее время в российских универси­тетах студенты проходят стажировку в течение одного месяца, что явно не достаточно для вы­полнения серьезной работы, в которой может быть заинтересовано предприятие. Практика будет иметь смысл, если ее длительность будет не менее трех месяцев. Следует также извес­тить предприятия о желании организации по­добного взаимодействия и собрать интересую­щие их темы исследований, в рамках которых студенты могли бы выполнять курсовые или дипломные работы, результаты которых пред­приятия смогут использовать у себя в произ­водстве. Очень большие и интересные проекты можно выставлять на участие в конкурсах, по­бедителям которых даются гранты на разработ­ку. Подобная схема, особенно на начальном этапе поможет минимизировать затраты и сти­мулировать сотрудничество между университе­тами и предприятиями в России. Корпоративные мероприятия – это один из самых значимых и ожидаемых событий любой современной компании. Профессиональные ведущие сделают ваш корпоратив ярким и запоминающимся! 
Высшее образование в Финляндии пред­ставлено двумя типами образовательных учре­ждений: классические университеты и универ­ситеты прикладных наук. Оба сектора имеют свои особенности: в классических университе­тах акцент делается на научном исследовании и классическом преподавании, в то время как университеты прикладных наук более сфокуси­рованы на практическом подходе. Следует от­метить, что, несмотря на то, что университеты прикладных наук появились в Финляндии в 1992 году, практическая направленность в обучении и связанные с этим модели обучения имеют давнюю традицию. Они были созданы на осно­ве объединения специализированных училищ с целью организации профессионального выс­шего образования: 200 профессиональных тех­никумов были объединены в 30 университетов прикладных наук.
Основными задачами таких университетов являются подготовка профессиональных спе­циалистов и специалистов международного рынка. Колоссальную роль здесь играет связь с промышленностью, которая проявляется даже на этапе создания курсов, поскольку учебный процесс должен обязательно отвечать потреб­ностям промышленности. Практическая на­правленность таких университетов поддержи­вается законодательством, которое устанавли­вает следующие задачи:
• образование на уровне бакалавриата и ма­гистратуры;
• ведение научно-исследовательской дея­тельности и деятельности по развитию (эта дея­тельность отличается от деятельности классиче­ских университетов тем, что исследовательская идея должна исходить от потребителя);
• потребители должны быть в своем регионе;
• выполняемые проекты должны иметь не­посредственное отношение к процессу обучения.
Университеты прикладных наук имеют три источника финансирования:
1) правительство (50 %),
2) деньги, заработанные университетом (10 %),
3) частные владельцы: муниципалитет, об­щины, предприятия (40 %).
К преподавателям и студентам университе­тов прикладных наук предъявляются особые требования. Для того чтобы получить долж­ность преподавателя, кандидат должен иметь опыт работы по теме курса не менее трех лет. Поступить в магистратуру также можно только после трех лет стажа работы (чтобы студент был практически подготовлен).

 
На каждом факультете есть по одному от­ветственному представителю за связь с про­мышленностью, но занимаются этим вопросом (поиск новых предприятий, поддержание кон­тактов и пр.) все, включая всех преподавателей, студентов, а также представителей промыш­ленности, которые входят в правление университета. Например, в сфере информационных технологий Университет прикладных наук Савония города Куопио взаимодействует с поряд­ка 20 компаниями, для которых выполняется по одному проекту в год, например, такие:
• Для пожарной службы разрабатывается комплекс определения с помощью датчиков местоположения любого движущегося объекта в здании при условиях низкой видимости и пере­дачи этой информации на КПК пожарного отряда;
• Разрабатывается система дистанционного контроля за состоянием офиса (директор может проверять состояние своей фирмы из дома);
• Разработан сайт университетской метео­лаборатории по анализу погоды.
В процессе обучения студенты также долж­ны пройти стажировку на предприятии в тече­ние 6 месяцев, которая может быть разделена на две части по 2 и 4 месяца. Фирмы присыла­ют заявки на работы для выполнения (эти темы, как правило, являются дипломными работами для студентов), студент выбирает интересую­щую его тему и проходит стажировку на вы­бранном предприятии, собирая при этом мате­риал и выполняя свою дипломную работу. Практически все предприятия оплачивают ра­боту студентов.
Несмотря на то, что в этих университетах нет никакой специальной программы трудоуст­ройства выпускников, 80 % выпускников сразу же по окончании университета трудоустраива­ются. К этому есть несколько посылок:
• все студенты проходят стажировку на предприятии, и если фирма довольна, как сту­дент выполнял работу, она, скорее всего, захо­чет взять его на постоянную работу по оконча­нии университета;
• университеты прикладных наук готовят специалистов, разбирающихся не только в тео­ретической, но и в практической стороне во­проса, готовых для работы.

 

03 апреля 2012 /
Похожие новости
Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Продолжение
    Важной составляющей в процессе формирования мирового интеллектуального климата является международная академическая мобильность. Это во многом объясняет, почему мировое сообщество
  Благодаря предоставленной нашим вузом возможности автору в составе группы преподавателей разных кафедр, входящих в ПНР-1, в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки
  Сотрудники РЮИ МВД России в составе делегации, представляющей Москву, Ростов н/Д, Смоленск и Челябинск, приняли участие в работе международного семинара “Актуальные вопросы
  В июне 2007 г в рамках проекта «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов» фондом «Новая Евразия» был организован исследовательский
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: