Построение эффективной системы высшего образования: опыт Бельгии и целесообразность его использования в России

В июне 2007 г в рамках проекта «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов» фондом «Новая Евразия» был организован исследовательский тур представителей восьми университетов России в Католическую Высшую Школу/Университетский колледж Мехелена и Университет Левена (Бельгия). Саратовский государственный социальноэкономический университет вошел число вузов-участников проекта. Тур был нацелен на более глубокое знакомство представителей российских университетов с опытом, накопленным Бельгией в области реформирования системы высшего образования. Цели реформы высшего образования Фландрии определяются принципами, провозглашенными в Болонской декларации, среди которых главными являются транспарентность (сопоставимость дипломов разных стран), гибкость (гибкие образовательные траектории), эффективность (в отношении продолжительности обучения, необходимой для приобретения компетенций), использование систем аккредитации менеджмента качества.  Специально для тех, кто оказался в такой ситуации, когда возникли финансовые проблемы с бизнесом, беготня и суета окружила вас и сделала жизнь сплошным издевательством - московский автоломбард в люблино поможет вам в трудную минуту, останется лишь прикатить свой автомобиль и доверится работе специалистов. 
Поскольку Россия присоединилась к Болонскому процессу, опыт университетов Фландрии может содействовать нахождению наиболее эффективных путей для развития российских университетов. Следует также отметить, что, как и в России, во Фландрии раньше не существовало степеней бакалавра и магистра, а также системы кредитов. Структура «бакалавр-магистр » была введена только в 2004 2005 учебном году, а в следующем году начался переход к системе кредитов. Такая «параллельность» задач и проблем российского и фландрийского высшего образования делает изучение опыта Бельгии еще более значимым для нас.

Из тем, предложенных для подробного изучения в рамках исследовательского тура, российские участники отобрали три наиболее актуальные:
1) включение работодателей в процесс подготовки выпускников;
2) дистанционное обучение с использованием электронных технологий;
3) системы оценивания.
Подводя итоги, прежде всего следует отметить профессионализм и добросовестность тех, кто участвовал в подготовке тура как бельгийских коллег, так и организаторов со стороны фонда «Новая Евразия». Изучение опыта взаимодействия университетов и университетских колледжей Бельгии с работодателями позволяет выделить следующие важные и актуальные для нашего университета моменты.
Стратегическая цель Католической Высшей Школы/ Университетского колледжа Мехелена состоит в том, чтобы образовательные программы, научные исследования и оказываемые услуги отвечали требованиям регионального рынка. Эта цель перекликается со стратегической целью СГСЭУ, зафиксированной в Комплексной программе развития университета на 2006 2010 гг. Последняя провозглашает повышение качества подготовки специалистов и их эффективное трудоустройство стратегическими приоритетами университета.
Деятельность СГСЭУ направлена в первую очередь на обеспечение потребностей региона в подготовке квалифицированных специалистов и научных исследованиях по направлениям специализации университета. В настоящее время в области имеет место стабильно высокий спрос на выпускников по традиционным для университета экономическим и управленческим специальностям. Вместе с тем существуют определенные расхождения в критериях оценки качества молодых специалистов высшим учебным заведением и работодателем . По данным анкетирования предприятий региона, проведенного СГСЭУ, предпочтение при трудоустройстве отдается выпускникам, проявляющим высокую работоспособность (79,4%), демонстрирующим коммуникативные способности (70,6%), умение вести переговоры (70,6%); работать в команде (64,7%). Было выявлено, что выпускнику при трудоустройстве существенно мешает отсутствие навыков самопрезентации (47,1%). При том что объем базовых знаний, полученных выпускниками, как правило, не вызывает особых нареканий, большинство компаний сегодня не рассчитывают, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту немедленно включиться в работу.
В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг региона более успешными окажутся те вузы, которые, с одной стороны, сумеют перестроить свои программы и учебные планы в соответствии с требуемыми компетенциями, с другой стороны смогут убедить в этом самих работодателей. В связи с этим, безусловно, интересен опыт бельгийских университетов (в частности, Университетского колледжа Мехелена) в отношении участия представителей бизнеса в формировании учебных планов по программам. Здесь стоит особенно выделить ориентацию учебных планов бельгийских университетов на региональный рынок труда и компетентностный подход к формированию учебных планов .
Следует заметить, что работа по приближению учебных планов и программ по дисциплинам к потребностям регионального рынка в СГСЭУ началась. В какой то степени это определяется наличием региональной компоненты в государственных образовательных стандартах. Кроме того, СГСЭУ традиционно поддерживает формальные и неформальные связи с руководителями предприятий и организаций региона, поскольку многие из них являются выпускниками университета, защищали в СГСЭУ диссертации, а нередко и являются совместителями, сочетая преподавательскую деятельность с работой в бизнес-структурах или государственных учреждениях.

Построение эффективной системы высшего образования: опыт Бельгии и целесообразность его использования в России
Довольно много делается сегодня в СГСЭУ для внедрения компетентностного подхода в образовательные программы. В частности, 1011 октября 2006 г на базе СГСЭУ была проведена Общероссийская научно-практическая конференция «Инновации в высшем социально гуманитарном и экономическом образовании в контексте Болонского процесса». В рамках учебного плана программы «Мастер делового администрирования» (МВА) сейчас ведется работа по переработке программ дисциплин с целью более четкого отражения в них тех компетенций, на формирование которых направлено обучение. Этой работе предшествовал семинар-тренинг с командой преподавателей программы МВА (26 июня 2007 г).
Очень полезным для СГСЭУ, на наш взгляд, может стать участие представителей бизнеса в обсуждении учебных планов и содержания курсов в рамках регулярных заседаний некоторого комитета по типу действующего в Университетском колледже Мехелена совещательного комитета (Advisory board), который на 50% состоит из преподавателей и на 50% из представителей предприятий и собирается на заседания три раза в год. Это позволило бы задать необходимый формат, регулярность и стабильность включению работодателей в процесс разработки учебных планов. В настоящее время функции по обеспечению обратной связи с региональным бизнесом и, соответственно, по включению требований работодателей в учебные планы выполняют все (деканаты, кафедры, управление обеспечения качества подготовки специалистов, учебно-методический совет университета и др.), но ответственность не закреплена ни за кем конкретно. Создание вышеуказанного комитета позволит придать четкость и последовательность данной деятельности.
Следует подчеркнуть, что система начисления кредитов во многом будет бессмысленной без возможности формирования индивидуальной образовательной траектории и обязательной при этом системы сопровождения образовательных маршрутов. Представляется, что эти моменты в бельгийских университетах выстроены очень продуманно, грамотно и очень бережно по отношению к студенту. Сложно прогнозировать, когда мы сможем гордиться подобной системой. Во многом это будет зависеть от решений, принимаемых на федеральном уровне. СГСЭУ располагает всеми возможностями для предоставления студентам широкого выбора специальностей, направлений, специализаций как в пределах самого университета, так и в партнерстве с российскими и зарубежными вузами. Так, в рамках проекта «Темпус» были сформированы связи, позволяющие нашим студентам и аспирантам уже в течение ряда лет проходить обучение частично в вузах партнерах в Великобритании, Франции, Германии.

 

02 апреля 2012 /
Похожие новости
Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Продолжение
    Важной составляющей в процессе формирования мирового интеллектуального климата является международная академическая мобильность. Это во многом объясняет, почему мировое сообщество
  Высшие учебные заведения в Бельгии делят­ся на две категории: это университеты в клас­сическом значении этого слова и hogeschool (в переводе с голландского - высшие школы), представляющие
Образовательные профессиональные программы подготовки госу­дарственных служащих реализуются на факультете государственного управления Университета экономики и государственного управления. Здесь
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: