Социальное обеспечение в Бельгии: вопросы сравнительного права

Социальная защита в европейских государствах достаточно привлека­тельна для проведения научных исследований, формирования правовых теоретических и практических знаний, в том числе с целью накопления необходимой базы для учебных курсов. Способствуют этому и развитая система социально-право­вых отношений и, как следствие, уровень жизни, законодательство, облекающее в правовую форму особые институты, воз­никшие и сформировавшиеся в ходе исто­рического развития. 365 дней в году санаторий Октябрьский ждет вас на отдых и лечение из любых уголков нашей необъятной страны, предлагая отличное качество сервиса и огромное количество услуг по приятным ценам. Прочитать о санаторий октябрьский отзывы, вы сможете, перейдя на сайт san-oktyabrsky.ру
Термин «protection» (фр.) используется в законодательстве Бельгии в значении «по­кровительство», «защита», «охрана». Тео­рии права социальной защиты широко из­вестен термин «protection sociale» — соци­альная защищенность . Наряду с этим термином применяется понятие «социаль­ное обеспечение» («securite sociale», фр.), обозначающее обязательную государствен­ную (национальную и профессиональную) систему социального обеспечения граждан. В отличие от представленных понятий, тер­мин «социальное страхование» («assurances sociales», фр.) включает в себя лишь систе­му распределения социальных рисков пу­тем создания из взносов особых страховых фондов. Таким образом, положения отража­ют классический подход в отношениях по со­циальному обеспечению и представлены, в том числе, и в Российской Федерации.

За рубежом понятие «социальная защи­та» получило официальное закрепление в 40-х гг. прошлого столетия, далее распро­странилось в нормативных актах объеди­няющейся Европы. Как отмечал Антропов В. В. , не всегда усматривается различие в объеме терминов «protection sociale» и «securite sociale». Однако категория соци­ального страхования, включаясь в систему социальной защиты, является более узкой по смыслу. Система социальной защиты Бельгии имеет два направления: так называемый классический сектор социального обеспече­ния — «securite sociale» и сектор социальной помощи — «l’aide sociale».
Социальная защита Бельгии в классиче­ском понимании включает в себя следую­щие ветви: 1) пенсионное обеспечение по старости и оказание помощи пережившему супругу; 2) помощь, предоставляемая в слу­чае безработицы; 3) страхование против не­счастных случаев на производстве; 4) соци­альное страхование от профессиональных заболеваний; 5) семейные выплаты; 6) стра­хование от нетрудоспособности и инвалид­ности; 7) выплаты, связанные с ежегодным отпуском.
Кратко отметим, что, в отличие от рос­сийского законодательства, регулирующего систему отношений в сфере несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках единого правового института, бельгийская система права пре­дусматривает разграничение, включая осо­бые правовые требования к тому или друго­му случаю.
Для работников, самостоятельно обеспе­чивающих себя работой, существуют, к то­му же, социальное страхование на случай банкротства и режим выплаты пособий по социальному страхованию на случай родов или усыновления ребенка.
Второе направление — режим социаль­ной помощи, устанавливает виды помощи по остаточному принципу, который включа­ет в себя: 1) выплаты гражданам, не имею­щим средств к существованию; выплаты для обеспечения прожиточного минимума (так называемые восполняющие доходы «le revenu d’integration»); 2) гарантированные выплаты престарелым гражданам; 3) гаран­тированные семейные пособия; 4) пособия гражданам-инвалидам.
Единая система классического социаль­ного обеспечения распределена на режимы, предназначенные для реализации своих прав в рамках тех или отношений: 1) наем­ных работников, получающих заработную плату от работодателя; 2) независимых ра­ботников, самостоятельно обеспечивающих себя работой; 3) должностных лиц, госу­дарственных служащих, чиновников . Формируясь под влиянием реформ не­мецкого канцлера Бисмарка, с одной сторо­ны, и лорда У. Г. Бевериджа (английского политического деятеля и экономиста, одно­го из авторов реформы социального обеспе­чения), с другой, системы социальной за­щиты Бельгии и соседних с Бельгией стран восприняли положения двух вариантов.
Так, в соответствии с вариантами, пред­ложенными Бисмарком, был создан меха­низм финансирования системы социального обеспечения за счет отчислений, производи­мых работниками и работодателями, при участии государства в системе выплаты пен­сий. Получение социальных выплат было связано, прежде всего, с заработной пла­той, и эта связь определяла гарантию под­держания жизни на надлежащем уровне, если наступают обозначенные риски. Также к заслугам Бисмарка в определении места в системе социальной защиты Бельгии можно отнести основные принципы солидарности трудящихся граждан. Роль нововведений лорда Бевериджа за­ключается в расширении сферы участия в системе социального обеспечения граждан, не ограничиваясь только гражданами, полу­чающими зарплату. За счет налогов появи­лась возможность предоставить обеспечение всем гражданам, независимо от занятости в случае болезни, безработицы, старости и других рисков.
Так, например, пенсионное обеспечение определяется в зависимости от произведен­ных выплат (по Бисмарку), в то же время все граждане имеют право на получение вы­плат с целью покрытия расходов на госпи­тализацию (основываясь на предложениях Бевериджа). Также в формировании соци­альной защиты Бельгии к заслугам Беве­риджа, безусловно, можно отнести социаль­ную помощь. Именно сочетание признаков двух систем позволяет говорить о силе и эффективности системы социального обес­печения Бельгии.
Организация системы социального обес­печения Бельгии зависит от наличия осо­бых режимов, к которым относятся:
1) режим для работников, получающих заработную плату;
2) режим для граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой;
3) режим для должностных лиц, служа­щих государственных органов.
Для режима социального обеспечения работников, получающих заработную пла­ту, — самой многочисленной группы из всех режимов по составу участников, государст­во в лице Национального ведомства соци­ального обеспечения (l’ONSS — l’Office national securite sociale) организует процесс сбора платежей с работников и работодате­лей. Для взимания платежей создаются спе­циальные институты: Национальное ведом­ство семейных пособий для наемных работ­ников (ONFTS — l ’ Office national des allocations familiales des travailleurs salaries), Национальное ведомство занято­сти (ONEM l’Office national de l’emploi), Национальное пенсионное ведомство (ONP l’Office national de pensions), Националь­ное ведомство страхования от болезни и ин­валидности (INAMI l’Institute national d’assurance maladie — invalidite), Фонд не­счастных случаев на производстве (FAT le Fond des accidents du travail), Фонд про­фессиональных заболеваний (FMP le Fond des maladies professionnelles) .

То, что касается независимых (ненаем­ных) работников, они застрахованы во всех пяти направлениях (ветвях) социального обеспечения, включая случай необходимо­сти получения медицинской помощи, слу­чай нетрудоспособности или инвалидности, страхования на случай материнства, полу­чения семейных пособий, необходимости пенсионного обеспечения, несостоятельно­сти (банкротства).
Независимые работники являются участ­никами государственной системы и вносят платежи в Национальную кассу социально­го страхования для граждан, самостоятель­но обеспечивающих себя работой, или в На­циональные кассы дополнительного соци­ального страхования, организованные для этой же категории работников. Они управ­ляются Национальным институтом социаль­ного страхования работников, самостоя­тельно обеспечивающих себя работой (INASTI l ’ Institute National d’ Assurance Social pour Travailleurs Indpendants).
Кассы несут обязанность перед участни­ками в части определенных выплат, в част­ности, обязанность предоставить семейные выплаты, помощь в связи с материнством, страховые выплаты в случае банкротства и безусловное пенсионное обеспечение. Национальный институт социального страхования независимых работников (l’INASTI) обязан формировать, в конеч­ном итоге, поступления и координировать выплату пособий (кроме выплат на случай болезни и инвалидности).
Режим для функционеров (государствен­ных служащих и должностных лиц) пред­ставлен двумя направлениями: для персона­ла местных органов и провинций и для остальных. Для обеспечения первой катего­рии создано Национальное ведомство соци­альной защиты для администраций местно­го уровня и провинций (l’Office national securite sociale pour les administrations provinciales et locales).

 

02 апреля 2012 /
Похожие новости
Зарождение и развитие социального аудита (продолжение)
    В статье освещаются социально-экономические проблемы и происходящие концептуальные изменения в структуре «социального государства», а также направления будущих реформ в социальной
Во Франции, как и во многих развитых европейских странах, жестко стоит проблема перенасыщения рынка рабочей силы и недостатка рабочих мест. В трудовых отношениях получает распространение занятость на
Анализируется государственная социальная политика в странах Западной Европы, в первую очередь в ФРГ и Швеции, считавшихся до конца ХХ в. образцовыми в решении общественнополитических проблем,
Развитию пенсионного обеспечения во Франции в последние годы уделяется особое внимание: в 2003 г. была проведена крупная пенсионная реформа, а за ней последовали специальные программы. Главной
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: