Становление шпалерного ткачества в Брюсселе (XIV-XVI вв.)

 Производство фламандских шпалер процветало в течение более чем пяти веков. Но именно в Брюсселе (столице Брабанта и современной Бельгии) уже в конце XV в. это ремесло было поднято на новую ступень и сохраняло превосходство до самого начала Нидерландской революции. Основные объекты анализа возникновение ткацких мастерских Брюсселя, регламентация всех аспектов их деятельности в рамках гильдии ткачей шпалер на протяжении XV первой половины XVI в.
Шпалерное ткачество одно из древних ремесел, распространенных с конца средневековой эпохи. Без его изучения невозможно представить общую картину развития орнаментальных форм и стилей декоративно-прикладного искусства Нового времени. Это относится и к фламандским шпалерам, производство которых процветало в течение более пяти веков в городах Южных Нидерландов (на территории современной Бельгии).
Несмотря на обилие печатных трудов об искусстве фламандских шпалер, вопросы организации ткацких мастерских, цехового устройства гильдии ткачей и регламентации всех аспектов их деятельности исследованы далеко не полностью. Остается немало белых пятен в наших представлениях и о характере взаимоотношений между ткацкими мастерскими, художниками-изготовителями картонов, а также городским магистратом.
Изучение работ фламандских мастеров XV-XVIII вв. отдельных произведений и целых шпалерных серий, хранящихся в браниях крупнейших музеев России и частных коллекциях позволяет дать объективную оценку их вклада в историю шпалерного ткачества.


Выгодное географическое положение Нидерландов «Низовых земель» (расположенных в бассейне рек Шельда, Маас и Рейн) уже в IX в. способствовало экономическому подъему региона. Благодаря обилию здесь лугов, местные племена франков занялись разведением овец и производством шерстяных тканей не только для себя, но и на продажу. Их сукна, так называемые фризские, пользовались большой популярностью и составляли значительную часть торговли Нидерландов.
К XI в. производство шерстяных тканей достигло таких размеров, что местной шерсти уже не хватало, и на фламандских ярмарках появились сбытчики шерсти, которая производилась на сопредельных землях2. Торговые отношения, сложившиеся между экономически развитыми областями Англии, Германии и Франции, стимулировали развитие ремесленных производств.
Их основу составляли цеховые (сословные) объединения гильдии, во главе которых стояли старейшины, выбираемые всеми членами ремесленных и торговых цехов. Эти гильдии играли важную роль в жизни средневековых городов. Наиболее развитые ремесла, в том числе и шерстоткачество, требовали сложных технологических операций многих групп ремесленников ткачей, валяльщиков, стригалей, красильщиков, шерстобитов, прядильщиков и ряда других. Все они были подчинены жесткому производственному регламенту, определяемому уставом гильдии.
Истоки шпалерного ткачества восходят именно к одному из наиболее развитых ремесел страны шерстоткачеству. Оно развивалось в соответствии с уставом гильдии и городской экономической политикой. В 1306-1325 гг. проходил процесс объединения брюссельских ткачей, которые вошли в так называемую Малую гильдию, известную также как «Гильдия ткачей холстов»3. Высочайший технический уровень производства сукна, достигнутый к этому времени брабантскими мастерами, обеспечил им практически монопольное положение на рынках. Их товар получил почетное название «королевского сукна». Однако протекционистская политика Англии, введенная в середине 30х гг. XIV в., значительно ослабила позиции брабантских мастеров5. Начиная с 1360х гг. брюссельские ткачи стали изготавливать обивку для кресел и стульев, чехлы для подушек, покрывала и балдахины, а позднее и декоративные настенные ковры шпалеры. Приемы шпалерного ткачества, а также его материалы и оборудование были близки к технологии изготовления тканей.
При производстве шпалер применялись ткацкие станки двух типов: готлиссные (от фр. «haute» высокая и «lisse» основа) и басслиссные (от фр. «basse» низкая). На готлиссных станках неокрашенные шерстяные или льняные нити основы натягивались между двумя параллельными валами вертикально, а на басслиссных станках горизонтально. Длина деревянных валов соответствовала ширине изготавливаемой шпалеры. В нидерландских мастерских использовались главным образом басслиссные станки. При изготовлении шпалеры полосы картона (эскиза, исполненного художником и увеличенного до размера будущей шпалеры) помещались под нитями основы. Во время ткачества так называемым репсовым (уточным) плетением мастер сквозь нити основы мог видеть контуры рисунка. Так как работа велась с изнаночной стороны, это позволяло ткачу повторять изображенную на картоне композицию, переплетая основу разноцветными нитями утка. Используя окрашенные шерстяные, шелковые, а также металлизированные нити, мастер достигал выразительности образов и тончайшей моделировки всех деталей композиции. В процессе изготовления шпалеры законченный участок ткани накручивался на деревянный вал.



Производительность труда мастера напрямую зависела от его профессионализма и составляла в среднем 0,8 кв. м полотна в месяц. При использовании металлизированных нитей производительность не превышала 0,5 кв. м. Во время изготовления шпалеры размером 350х500 см за станком одновременно работали три ткача, и им требовалось более семи месяцев работы.
В 1416-1417 гг. ткачи шпалер отделились от Малой гильдии, и вошли в состав так называемой Большой гильдии (или «Гильдии ткачей шерсти»)8. В 1430 г. правитель Бургундии Филипп Добрый (1396-1467) перенес в Брюссель свой двор, вокруг которого собрались блестящие художники, литераторы и артисты. Они превратили Бургундский двор в центр культуры и искусства, откуда распространялись новые нормы поведения и моды. Многочисленные торжества и празднества, устраиваемые герцогом, обеспечивали выгодными заказами многочисленные мастерские художников и ремесленников.
Военные действия между Францией и Бургундией, возобновившиеся с середины 1410х годов, привели к закрытию ткацких мастерских в Аррасе и Турне, что вызвало переселение высококвалифицированных мастеров из этих городов в Брюссель. Постепенно мастеров шпалерного ткачества, состоявших в Большой гильдии, стало значительно больше, чем ткачей шерстяного сукна9. Это стало поводом для их выхода из Большой гильдии и образования в 1447 г. независимой гильдии ткачей шпалер.
К середине XVI в. значительно выросла популярность шпалер в аристократическом мире Европы как светском, так и духовном, что предопределило дальнейшее увеличение масштабов их производства. Объемы торговли Панда непрестанно увеличивались вплоть до второй половины 1560х годов, когда в Нидерландах началось освободительное движение. Однако события 1576 г., вошедшие в историю как «дни испанского бешенства», нанесли большой урон рынку предметов роскоши, в том числе и шпалерному. Как известно, 4 ноября 1576 г. 5 000 испанских наемников подвергли беспощадному разграблению Антверпен, в том числе и Шпалерный панд.
Одна из групп наемников во главе с Франциско де Онтонеда испанским торговцем из Брюгге в число своих первостепенных задач включила упаковку наиболее ценных шпалер Панда руками его же работников, чтобы отправить их во Францию и Испанию для перепродажи.
Эти драматические события привели к многочисленным банкротствам небольших шпалерных мастерских, зависимых от антверпенского рынка, и значительному спаду производства и продаж нидерландских шпалер.

 

02 апреля 2012 /
Похожие новости
Подготовка технологического оборудования к длительному хранению
Основные принципы размещения промышленного производства
      Трансформационные процессы, начавшиеся после объединения двух государств, в условиях новых экономических отношений привели к изменению структуры самих городов и поиску путей
    В отечественном искусствознании искус­ство Германии конца XIX - начала XX веков остается одним из наименее изу­ченных вопросов. В наиболее значительных из су­ществующих
Швеция в начале XVIII века являлась самым крупным поставщиком железа на европейский рынок. Россия в этом же столетии начала продавать черный металл за рубеж и смогла превзойти Швецию в экспорте
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: