Проблемы повышения квалификации специалистов ЛПК в России и в зарубежных странах

Сегодня в лесопромышленном комплексе насчитывается около 20 тысяч мелких, средних и крупных предприятий, из которых 3,2 тысячи крупные и средние акционерные предприятия. Конечно, большинство их руководителей и работников среднего звена нуждаются в повышении квалификации, как с отрывом от производства, так и по очнозаочной форме краткосрочного обучения с учебным курсом до 96 учебных часов. Для повышения квалификации руководящего звена крупных предприятий можно привлечь Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, Высшую коммерческую школу при МВЭС, Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров при Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Российский учебный центр Федеральной службы занятости, Международную академию предпринимательства.

Сегодня очень остро стоит вопрос: где взять квалифицированные кадры. Подсчитано, что если квалификацию повышать раз в 5 лет, то нужно ежегодно проводить переподготовку 1012 тысяч человек. За рубежом ставится задача повышать уровень знаний через каждые 23 года. При этом дешевой рабочей силы хватает, а если недостает есть рабочие из Белоруссии, Украины, Молдавии, Средней Азии, Закавказья.
Правительство уже давно озабочено этим вопросом, так как, по мнению правительственных чиновников, специалисты, оканчивающие высшие учебные заведения, устраиваются на работу по специальности не более 10-15 %, остальные идут работать не по специальности.
В качестве выхода из создавшегося положения правительство приняло решение резко увеличить прием в технические училища или так называемые ПТУ, сократив при этом прием в вузы, а освобождающихся преподавателей вузов направить на факультеты повышения квалификации, в ПТУ и на второе образование, приравняв его к обычному образованию с нагрузкой по часам.
Действительно, что же из себя представляет, к примеру, факультет повышения квалификации нашего вуза.  С. Н. Рыкунин, отвечающий за работу этого факультета, все вроде бы обстоит благополучно. Объем финансирования по договорам равен 2,3 млн. руб. в год, т. е. примерно столько, сколько зарабатывает факультет деревообработки. Средства поступают за счет повышения квалификации озеленителей г. Москвы, Подмосковья и небольшой объем за счет чтения лекций рядом кафедр, которые сотрудничают с некоторыми мебельными и деревообрабатывающими предприятиями.
Но так ли должна проходить переподготовка кадров? Ну раз мы вступаем в капитализм, а как говорят средства массовой информации путем опроса населения, что 70 % голосуют за сегодняшний путь развития рыночных отношений и что другого пути они не видят, давайте поверим им, но тогда нужно перестраивать все и приспосабливаться к другому образу мышления и структуре всех институтов.
Быстрое моральное обесценивание, устаревание знаний и навыков специалистов в условиях научно-технической революции является главной причиной беспокойства нашего правительства. Общепризнанно, что если «устаревание» знаний инженера-выпускника 40х годов на 50 % наступало через 12 лет, для выпускников 60х годов через восемьдесят лет, то для сегодняшних выпускников он наступит уже через три-пять лет. Пять лет составляет период «полураспада компетентности» для медиков, биологов менеджеров, экономистов. Для ученых, как и многих других работников НИОКР, этот период еще короче.
Однако проблема «продленного» обучения специалистов не ограничивается лишь приобретением новых знаний взамен устаревших. Научно-техническая революция выдвинула также комплекс других проблем, связанных с кадрами специалистов:
в связи с процессом дифференциации и интеграции знаний стали быстро возникать новые направления в науке, следовательно, появилась потребность в специалистах новых профессий, подготовка которых в вузах постоянно отстает от нужд, так как наука, «порождающая» новые профессии, является более динамичной системой, чем образование. Поэтому производство вынуждено само готовить эти кадры, а вернее, «переподготавливать» их из специалистов «смежных профессий»;
специфика научно-технической революции потребовала более органического сочетания широкого общего образования и узкой специализации. В вузах, даже с учетом их перестройки, это проблема полностью «дотягивать» специалистов до необходимого уровня;
широкое внедрение электроники и микропроцессорной технологии в области производства и управления изменило саму структуру управления и потребовало массовой переподготовки кадров управляющих. Наряду с этим вопросы управления стали играть большую роль и в инженерной профессии: большинство инженеров стали одновременно и руководителями, обязанными обеспечивать максимальную отдачу работников, находящихся под их началом. Однако с искусством управления большинство сегодняшних инженеров не знакомы. В результате задача повышения квалификации инженеров включает в себя обучение искусству управления;
отличительная особенность системы обучения взрослых состоит в том, что эта система имеет потенциальную опасность выбрасывать на ветер огромные суммы денег и бесполезно тратить время массы людей, если программы обучения не соответствуют нуждам и интересам обучающихся и если организация учебы недостаточно продумана. Общепризнанно, что трудности организации эффективной переподготовки кадров связаны также, во-первых, с большими различиями в «компетенции» даже однородных категорий специалистов; во-вторых, «психологическими барьерами» боязнью или нежеланием взрослых садиться за школьную парту; в-третьих, с отсутствием достаточного опыта обучения взрослых.
Наиболее важные выводы могут быть сформулированы следующим образом.Таким образом, сложность задачи организации переподготовки кадров требует, прежде всего, применения метода системного подхода к ее решению. Это предопределяет необходимость привлечения новых людей к организации такой работы опыт показал, что основные руководители организаторы системы продленного обучения должны являться специалистами очень широкого профиля, одновременно обладая и специальными знаниями.

Принципы системного подхода к формированию руководства, планированию, разработке программ и организации систем повышения квалификации у нас не нашли широкого распространения. Широкое распространение должно получить одно из наиболее дешевых видов технических средств видеозапись. Обычная аудиторная лекция (или семинар) записывается на видеомагнитофоне, кассета с лентой пересылается слушателю, который просматривает ее в удобное для него время.
Краткосрочные курсы могут стать основной формой продленного обучения специалистов. Это может привести к некоторому разграничению функций вузов, ассоциаций корпорации, и сегодня можно говорить об их кооперации при решении проблем повышения квалификации специалистов.
В США, например, существуют профессиональные ассоциации, традиционно выполняющие функцию контроля за качеством выпускаемых вузами кадров. Они сочли себя ответственными и за дальнейшее повышение квалификации своих членов. Ассоциации располагают хорошими кадрами и солидными средствами для организации семинаров, лекций и теоретических конференций. Каждая ассоциация выпускает по крайней мере один специальный «образовательный» журнал, в котором регулярно и оперативно публикует все новости, относящиеся к конкретной отрасли. Таким образом, сама принадлежность к профессиональной организации в какой-то мере обеспечивает постоянное совершенствование знаний.
Не вдаваясь в детали названных выше предложений, отметим лишь, что и сами авторы всерьез не отожествляли планируемые ими промежуточные объекты общего процесса лесовыращивания с продукцией лесного хозяйства, которая по общепринятым понятиям должна иметь спрос, конкретного потребителя и возмещать затраты на ее производство. Без этого условия немыслима экономическая организация устойчивого функционирования лесного хозяйства.
Конечно, планированием промежуточных стадий предполагалось обеспечить хотя бы восстановление леса на вырубках («reforestation») или создание лесов на землях, где он ранее не рос, например, при защитном лесоразведении («Afforestation»). Но при этом необходимо было обеспечить сбалансированность всех стадий лесовыращивания, без чего немыслимо выращивание лесов необходимого состава. Однако вопрос о таком сквозном процессе планирования лесовыращивания органами управления леса

30 марта 2012 /
Похожие новости
Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Продолжение
Проблемы развития туризма в РФ. Часть 2
Проблемы развития туризма в РФ. Часть 1
  Благодаря предоставленной нашим вузом возможности автору в составе группы преподавателей разных кафедр, входящих в ПНР-1, в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки
География мирового хозяйства (сдо-геосервер) Курс «География мирового хозяйства» является базовым в подготовке национальных кадров высокой квалификации: научных работников, специалистов
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: