Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 8

Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 8

Николай Николаевич Ге запечатлел Фло­ренцию в 1864 г. Это лучшее изображение итальянского города в отечественной живо­писи. В основе пейзажа-картины лежит лири­ко-романтическое начало. Очевидно, что кар­тина написана по точному этюду, сделанному с натуры. Художник избрал точку зрения, с которой можно свободно охватить весь город сразу одним взглядом. Внизу расстилается широкая долина, высятся городские строения, искусственно собранные в веках вокруг ог­ромного купола главного городского собора Санта Мария дель Фьоре. Вечерние сумерки окутывают мягким рассеянным светом голу­бую ленту реки, которая оттеняет теплые тона насыщенного золотыми отсветами заката. Тем­ные силуэты кипарисов и фигуры людей у парапета создают ощущение широкой дали, глубины пространства. Настроение умиротво­ренности и тишины наступающего вечера рас­крывается не только в самом образе природы, оно как бы персонифицировано в лиричес­ком герое картины — в молодой женщине, погруженной в безмолвное созерцание вели­чия и красоты древнего города. Найти и заказать горящий тур по самой приятной цене, вы сможете на сайте hotsand.ru. Для более удобного поиска тура, имеется возможность оставить заявку на тур и вам перезвонят.

Суриков оставил небольшую акварель, изоб­ражающую Флоренцию приблизительно с той же точки зрения, с которой ее увидел Ге. Она написана двадцатью годами позже — в 1884 г. В композиции «Флоренция. Прогулка» на фоне облачного неба и синеющих вдали гор — ис­торический архитектурный ансамбль: купол собора Брунеллески, джоттовская кампанила и черепичные крыши домов, окутанные голубо­ватой воздушной дымкой. В обеих композици­ях возникает совершенно неповторимый образ Флоренции: город удобно приютился в чаше природного рельефа, словно созданной специ­ально для него. В архитектурной панораме сра­зу же выделяется главная доминанта Флорен­ции — собор Санта Мария дель Фьоре. Громад­ный купол, возведенный в XV в. Брунеллески, высится над небольшими домами с черепичны­ми крышами. Рядом еще одна архитектурная веха — соборная колокольня. По сей день флорентийский пейзаж узнаваем во всем мире именно с этой точки зрения и именно по этим приметам. Л. Карсавин писал о неповторимом виде Флоренции с холмов Фьезоле: «.вид с окрестных гор дает даже больше чем панора­му — он позволяет охватить глазом те здания, целое которых вблизи исчезает.».

В конце XIX в., в 1888 г., Флоренцию по­сетил Константин Алексеевич Коровин. В от­личие от предшественников он оставил жи­вописное свидетельство, запечатлевшее город­ской интерьер, а не обширную природно-архи­тектурную панораму — «Улица во Флоренции в дождь» (1880-е гг.). Узкая улочка, образо­ванная трех- четырехэтажными домами из се­рого камня, типична для исторического центра города и напоминает одну из самых старых улиц Флоренции — улицу Святого Францис­ка. Спокойствие серо-жемчужного колорита стен и мокрой мостовой ритмично оживляет­ся рядами окон, закрытых зелеными ставнями. Полоска серого неба над крышами ограничи­вает вертикали фасадов , отражаясь на камне проезжей части. Обыденная повседневность города могла привлечь лишь особенно воспри­имчивую натуру. И. М. Гревс, посетивший город в 1902 г., оставил впечатление от по­добных улиц, во многом схожее с ощущени­ями Коровина: «Первая прогулка по улицам Флоренции может вызвать разочарование в том, кто не отрешится от представления о при­вычных особенностях шаблонной красоты бла­гоустроенных современных столиц. Садов и зелени видно с первого взгляда немного. Но всякий чуткий, наблюдательный человек без труда отделается от поверхностного впечатления, почувствует тут же на улицах даже притя­гивающую красоту.».

В Италии подолгу жил и работал график Серебряного века В. Д. Фалилеев. Его впечат­ления о стране были воплощены в десяти гра­вюрах на линолеуме, вошедших в серию «Ита­лия», изданную в 1923 г. в виде отдельного альбома. Не во всех листах со знакомыми на­званиями древних европейских городов — Ве­неция, Флоренция, Рим, о. Капри — образ го­рода решается через памятники архитектуры. Однако архитектурные формы играют глав­ную роль в создании образа Флоренции. С исключительной чуткостью художник находит городской архитектурный фрагмент, в кото­ром «взято сердце города» и прочувствована его индивидуальность: «Мокрая бронза , силуэт тритона, башня в отдалении, безлюдность пло­щади, где живое спряталось под крышу ресто­ранчика; .темный строгий палаццо, дающий контраст снежной белизне воды фонтана, — все на небольшом поле зрения». История органично введена в современ­ную художнику повседневность.

20 ноября 2013 /
Похожие новости
    Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 9
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 7
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 4
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 3
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 2
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: