Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 7

Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 7

Кончаловский вспоминал впоследствии о Венеции: «С грустью уезжал я из Венеции. Сколько живописцев писали ее, хотя бы в древние только времена: Карпаччио, Дженти­ле Беллини, Бассано, Лонги, Каналетто, Гвар­ди, Белотто, и у всех у них была своя Вене­ция, и все они писали ее верно». Отечественные мастера также внесли свой неповторимый вклад в воссоздание живо­писного образа города-памятника. Представле­ние о нем давало прежде всего изображение центральной площади — пьяццо Сан Марко и величественного собора Святого Марка, организующего ее пространство. Всех русских художников привлекали и воды Венеции, ее улицы-каналы с плывущими по ним черными загадочными гондолами, набережные, обрам­ленные старинными палаццо. Венеция стала для русской творческой интеллигенции свое­образным «чудо-городом», о котором, раз по­бывав, вспоминаешь всю жизнь. Отличные статьи по туризму и оказание помощи в выборе тура, вы сможете найти на сайте tourobzor.com

Третий город, притягивающий внимание отечественных паломников, — колыбель Воз­рождения Флоренция. Отечественные писате­ли, поэты и ученые подобрали ей множество превосходных определений: «божественная Флоренция», «божественный горн» (Б. Зай­цев), «красавица Флоренция» (С. Флеров), «преинтересный город» (И. Анненский), «не­стареющий, материнский кров», «редкая, худо­жественно выделанная драгоценность» (И. Гревс) и т. д. А. А. Кара-Мурза, характеризуя его, заметил, что, «если Рим — Вечный город, Венеция — город предельно искусственный, то Флоренция — город природно-естественный». Возможно, именно это имел в виду Д. Мережковский , когда писал: «Я ни о чем думать не могу, как о Флоренции. она серая, темная и очень простая и необходимая. Вене­ция могла бы и не быть. А что с нами было бы, если бы не было Флоренции!». В этом высказывании сконцентриро­вано осознание ценности итальянского города для всей европейской культуры.

Флоренция — редкий город среди архи­тектурных ансамблей подобного масштаба и значимости, который можно весь охватить взглядом с одной точки. Пейзаж Флоренции, увиденный с Сан-Миниато или с высот Фьезоле, создает уникальную картину — город предстает не рукотворным, а скорее природ­ным явлением. Поразительно часто, описы­вая этот город, побывавшие в нем передают ощущение его первозданного ландшафта. Пи­сатель и искусствовед Павел Муратов го­ворил, что в облике Флоренции чувствуется «стройность великолепного дерева», а камни Флоренции — так кажется, легче, чем камни, из которых сложены другие города. Вот лишь два из характерных описаний Флоренции: «Го­лубоватые вуали воздуха, голубовато-фиоле­товые горы, Арно серебряное, светлый туман да с гор благоухание фиалок. Вольный ветер, музыка и благовоние»,— писал Борис Зайцев; «Холмы дышат, знаменитые цветущие холмы. Прохлада, тончайшие краски земли и неба и веянье крыльев духа Тосканы. Божественный город!»,— сказал Михаил Осоргин. В описании — ничего рукотворного, только естественно-природное , но любой, кто знаком с Флоренцией, не сможет не согласиться, что речь идет именно об этом городе.

Несмотря на то что отечественные писа­тели и поэты оставили множество откликов о Флоренции , в русском изобразительном искусстве флорентийская тема развита незна­чительно. Пенсионеры Академии художеств начала и первой половины XIX в. флорентий­ские виды практически не писали, их больше привлекали Рим и Неаполь. Всего несколько художников второй половины XIX — начала XVIII   столетия оставили живописные и графи­ческие впечатления о центре европейского Ре­нессанса. Среди них выделяются композиции Н. Н. Ге, В. И. Сурикова, К. А. Коровина и листы В. Д. Фалилеева и А. П. Остроумо­вой-Лебедевой.

20 ноября 2013 /
Похожие новости
    Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 9
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 8
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 4
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 3
    Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 1
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: