Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 3

Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 3

«Большинство гостей Рима видит Кампанью на Аппиевой дороге», — отметил П. П. Муратов. Лучшее изображе­ние известного римского пути оставил Алек­сандр Иванов. В пейзажной картине «Аппиева дорога» (1845) великий художник совместил в найденном образе портретную точность и философическую обобщенность, достойную за­печатленного культурного артефакта. Обаяние и значимость ивановского пейзажа заключает­ся прежде всего в выбранном художником ракурсе: его взгляд устремлен на Кампанью не из Рима, а в обратном направлении. Огля­дев «дикую раму Рима», он направляется к Вечному городу. На горизонте вырисовывает­ся далекий купол собора Св. Петра.

Над образом Рима работали многие оте­чественные художники. Кроме вышеназван­ных, стоит упомянуть М. Воробьева, В. Раева , М. Лебедева, П. Кончаловского, Д. Фалилеева , Ф. Сычкова и др. Все они пытались не просто запечатлеть известные всему миру памятники культуры, но передать свою любовь к Вечному городу. Культурная столица Европы восприни­малась отечественным сознанием как далекое близкое, но всегда родное пространство.

Вторым по значимости итальянским цент­ром для русских паломников и художников была Венеция. Этот замечательный город пер­вым встречал прибывающих в Италию морем туристов и сразу же давал ощутить рукотвор­ное богатство древней земли. Важно отметить, что все отечественные деятели искусства размышляли о Венеции задолго до реальной встречи с ней. Так, русский искусствовед, зна­ток Венеции Петр Петрович Перцов относил этот город к «врожденным идеям», о которых никогда не перестает размышлять человече­ство. Он писал: «Каждый из нас, не бывая в Венеции, знает Венецию. Это — улицы-каналы, лодки-экипажи, старые дворцы, обветшавшая роскошь , черные плащи гондольеров, черные кружева красавиц.». Провести новый год в Австрии с семьёй по хорошей цене, вы сможете заказать тур на сайте mosintour.ru. На данном ресурсе имеется возможность заказать новогодние туры в Вену и Австрию , а также почитать реальные отзывы туристов

Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 3
Первым русским живописцем, попавшим в Венецию в качестве пенсионера Академии художеств в последней четверти XVIII в. , был Федор Яковлевич Алексеев. Венеция и искусство знаменитых видописцев, прославляю­щих ее (А. Каналетто, Б. Белотто, Ф. Гварди), определили творческий путь Алексеева — он стал самым известным художником, работав­шим в жанре городского пейзажа в конце

XVIII    — начале XIX в. в отечественном ис­кусстве.

Известно несколько работ Алексеева с видами Венеции. Первая — «Лестница Акаде­мии художеств в Венеции» (1776) — скопи­рована с композиции Каналетто и интересна лишь с точки зрения становления мастерства молодого художника. Вторая работа выполне­на самостоятельно и запечатлевает один из ха­рактерных видов «города на воде»: «Венеция. Вид набережной Скьявоне» (1775). Картина изображает канал Св. Марка в Венеции. Вда­ли слева — набережная с Дворцом дожей, за которым видны верхняя часть Кампаниллы и купола собора Св. Марка. На первом плане представлена часть набережной и суда, высо­кие мачты которых подчеркивают переднюю плоскость картины. Очевидно, что этот вид на­писан по зарисовке с натуры. Однако в кар­тине Алексеева собственные впечатления об удивительном городе, впитавшем в себя крас­ки солнца и моря, слились с образом, создан­ным итальянскими живописцами. Венеция в картине русского мастера предстает городом дворцов и храмов, спокойных вод лагуны и стоящих на отдыхе кораблей, гуляющих по на­бережной венецианцев. Алексеев не отразил во всей полноте неповторимую красоту Вене­ции, а только наметил некоторые выразитель­ные стороны ее образа: соединение воды и архитектуры, морских судов и гондол — мес­тного вида транспорта, венецианцев в черном и выцветшие разводы на стенах архитектур­ных строений.

В 1846 г. Венецию посетили братья Чернецовы. Город на море покорил их своим свое­образием^ они посвятили ему несколько ком­позиций, в которых запечатлели самое сердце «жемчужины Адриатики». Никанор написал «Площадь Святого Марка в Венеции», а Григо­рий — «Внутренний вид храма Святого Мар­ка в Венеции» (обе — 1846). Поэт середины

XIX   в. Владимир Дмитриевич Яковлев назвал главную площадь города «венецианским фо­румом». Петр Андреевич Вяземский писал о ней в то же время, что «площадь, обставленная великолепными зданиями, с базиликою Св. Марка в оконечном уг­лублении своем, конечно, картина величавая и поразительная». Очевидно, что и русские пейзажисты Чернецовы были заинтригованы центральным архитектурным ансамблем города.

19 ноября 2013 /
Похожие новости
    Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 9
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 7
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 6
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 4
    Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 1
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: