Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 2

Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 2

Старый Рим ассоциировался с архитектур­ными памятниками Форума Versus и Палати­на. Главным сооружением , визуализирующим «чувство приближения к классическому»,осознавался Колизей. Одним из первых отече­ственных пейзажистов , изобразивших древний амфитеатр,был Федор Матвеев (полотно «Вид Рима. Колизей» (1816)). Чуть позже римс­кую достопримечательность дважды запечат­лел Сильвестр Щедрин (картины «Колизей» (1819) и «Вид Колизея» (1822)). Оба живопис­ца оставили, в соответствии с установками классицизма, точные виды архитектурного со­оружения. Перед художниками стояла задача достоверной фиксации обремененного памя­тью веков объекта, их пейзажи стали в Рос­сии своеобразным «наглядным пособием» в помощь изучающим мировую историю.

В 1840—1842 гг. римские руины трижды писал Никанор Чернецов. В двух вариантах ху­дожник изобразил лишь небольшой фрагмент Колизея (1840). Третий вид амфитеатра — «Колизей в лунную ночь» (1842) — представ­ляет собой новое прочтение античного памят­ника. Чернецов далек от живописного копи­рования объекта — «вида», он создает образ величественного сооружения, погружаясь в атмосферу далекого времени. Эмоциональное решение пейзажного сюжета — черта роман­тического художественного мировосприятия.

В начале 1880-х гг. по Италии путешество­вал В. И. Суриков. Он написал серию акварелей, запечатлевших архитектурные памятники. Одна из лучших композиций посвящена Коли­зею. Античная постройка, занявшая всю по­верхность листа, освещена мягким солнечным светом, ненавязчиво подчеркивающим красоту бело-розового камня. Найти прокат автомобилей в Германии, вы сможете на сайте mosintour.ru. На данном ресурсе достаточно заполнить форму запроса на прокат автомобиля и менеджеры компании свяжутся с вами обсудить подробности и закончить бронирование.

Второй архитектурно-пейзажный сюжет, олицетворяющий Новый Рим, связан с изоб­ражением собора Св. Петра. Главный католи­ческий храм мира, строившийся около трех­сот лет, изображался совершенно иначе , чем Колизей. Античный амфитеатр был главным персонажем любой композиции, посвященной ему. Собор же почти всегда запечатлевался как доминирующая часть римской панорамы. Его купол, господствующий над городом , соби­рал архитектурный контекст воедино, являясь узнаваемым образно-содержательным кодом Вечного города, его «визитной карточкой».

Впервые таким увидел собор Сильвестр Щедрин. В его городском пейзаже «Новый Рим. Замок Святого Ангела» (1823) монумен­тальная масса собора вырастает на заднем плане. Однако на фоне голубого облачного неба силуэт храма целен и четок. К нему стре­мится река , кварталы жилой и общественной застройки. Собор не просто архитектурный памятник, подобный руинированному Колизею, он включен в активную современную жизнь Рима.

Подобный взгляд на величественный като­лический храм был сохранен и в последую­щие периоды. В акварели «Собор Св. Петра в Риме» (1884) Суриков, не прельщаясь эф­фектной берниниевской колоннадой, избирая точку зрения экстерьера со стороны боково­го крыла и показал знаменитое сооружение подчеркнуто просто, как часть большого со­временного города среди других римских зда­ний, обступивших с трех сторон архитектур­ного великана. Если собор и изображался в роли единственного персонажа композиции, то подчеркивать помпезность его главного фаса­да художники все же не спешили. Например, А. П. Остроумову-Лебедеву заинтересовал дворовый фасад постройки, изрезанный разной конфигурации окнами, уютный маленький дво­рик с небольшой чашей фонтана. Знакомый купол высится на втором плане, как отличи­тельная деталь сооружения — «Рим. Вид на собор Св. Петра со двора» (1903).

Образ пригородов Рима непосредствен­но связан в отечественном художественном восприятии с образом самого Вечного горо­да. Кампанья «первая открывает глаза путе­шественнику...», — писал П. П. Муратов, добавляя, что «истинный дух Рима не умрет до тех пор, пока вокруг него будет про­стираться эта легендарная страна». Одним из первых панораму «Вид Римской Кампаньи» запечатлел Ф. Матвеев. Написан­ный в традициях академического классициз­ма, пейзаж изображает далевые просторы по­груженного в прошлое пространства. Среди живописцев, запечатлевших пригороды древ­него города, были С. Щедрин, М. Воробьев, Ф. Бронников и др.

19 ноября 2013 /
Похожие новости
    Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 9
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 8
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 4
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 3
    Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 1
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: