Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 1

 

Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 1

В конце XVIII в. в своем «Путешествии по Италии» великий немецкий поэт Гете уви­дел красоту природы страны в нераздельном единстве с ее историческими памятниками. Это отмечали все посещающие Италию, об этом писали и русские художники-пенсионе­ры. «Наконец-то я еду!.. Увижу Италию, стра­ну любимую природы и дарований, увижу Рим... От далеких стран севера летят младые питомцы муз, чтобы в нем усовершенство­вать и сделать изящным вкус свой; покидают родных и друзей, чтобы взглянуть на почтен­ные остатки великой древности»,— так начал свой итальянский дневник Самуил Иванович Гальберг, известный русский скульптор.

Если природный итальянский ландшафт в основном привлекал внимание отечествен­ных художников первой половины XIX в., то архитектурные и исторические достопри­мечательности великой страны находились в поле зрения живописцев и графиков на про­тяжении всего XIX и начала XX столетия. Более того, всемирно известные памятники культуры вызывают профессиональный инте­рес художников, попадающих в Италию, по сей день. Самые лучшие горящие экскурсионные туры в израиль, вы найдете на сайте sunrise-tour.ru

 

Четыре древних города притягивают худо­жественные взгляды на протяжении двух столе­тий. Это Рим, Флоренция, Венеция и Неаполь. Подобный выбор неслучаен и вполне оправдан. Именно эти города характеризуют культурную наполненность легендарной страны. Во-первых, на территории известных поселений сохрани­лись античные древности; во-вторых, здесь сконцентрированы лучшие итальянские музеи; в-третьих, данные города абсолютно разные и по географической характеристике, и по куль­турному типу, и по наполнению памятниками; в-четвертых, именно эти города соединили древность и обновление, сохранив и оставив жить памятники культуры в меняющемся мире современности.

Главным итальянским центром всегда вос­принимался Рим. Многие отечественные писа­тели и художники были убеждены в том, что Вечный город — это нескончаемая книга-эпо­пея. «Я читаю ее, читаю. и до сих пор не могу добраться до конца; чтение мое бесконеч­но», — писал Н. В. Гоголь. Все сходились и в том, что ореол вечности Риму конкретно придает бессмертное антич­ное наследие. Данное представление наиболее полно визуализируется произведениями отече­ственных художников.

В конце XVIII — начале XIX в. в Риме образовалась своеобразная русская колония творческой интеллигенции. В нее наряду с писателями и музыкантами входили живопис­цы и скульпторы — пенсионеры Академии художеств, приехавшие изучать культурное наследие и повышать профессиональное мас­терство. В их произведениях зримо зафиксиро­вано восприятие Вечного города, характерное для большинства наших соотечественников. Отечественную историю творческого увлече­ния Римом можно разделить на несколько этапов: конец XVIII — начало XIX в. — клас­сицистический; вторая четверть и середина XIX в. — романтический; вторая половина XIX в. — реалистический; конец XIX — на­чало XX в. — авангардный. Каждый из перио­дов отмечен созданием неповторимого образа Вечного города.

Первый этап заложил основы в процессе ху­дожественного осмысления Рима. Пейзажисты Ф. Матвеев, Семен Щедрин, Сильвестр Щедрин и др. наметили несколько основных ракурсов, помогающих раскрыть его образ в живописных полотнах и ставших характерными для худож­ников последующего времени. Пространство го­рода было осознанно поделено на три культур­ных хронотопа: старый Рим, хранящий «чистый образ Античности», новый Рим с его главной достопримечательностью — собором Св. Петра и римскую Кампанью, сплав девственной приро­ды и архитектурных «осколков» разных времен. В каждой из трех больших тем были найдены свои ключевые сюжеты.

 

19 ноября 2013 /
Похожие новости
    Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 9
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 7
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 6
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 3
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 2
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: